Предательство: что на входе и что на выходе?

Feb 10, 2010 19:56

Тема предательства - исключительно важная и, с нашей точки зрения, отнюдь не простая тема. По нашему глубокому убеждению, именно эта тема зачастую даёт ключ к пониманию многих заковыристых узлов и заморочек - как личных, так и общественных - таких узлов и заморочек, по которым далеко не всегда очевидно, где причина и где следствие, где, собственно, располагается "эпицентр ядерного взрыва" и как именно раскручивается маховик деструкции.

Мы уже писали на эту тему - кое-что довольно давно, например, здесь, кое-что совсем недавно - в частности, здесь, где постарались по возможности разъяснить, почему предательством являются отказ в сострадании и объявление зла - добром.

Сейчас мы предлагаем хотя бы вкратце рассмотреть сам акт предательства как таковой - в чём он, собственно, состоит, чем он так страшен и какие он влечёт за собой последствия в смысле формирования человеческой личности.

Само слово "предательство" подразумевает, что нечто/некто "предаётся", то есть - ПЕРЕДАЁТСЯ. "Передавать" можно только то, чем хоть в какой-нибудь степени владеешь - хотя бы просто на сей момент держишь в руке. Таким образом, с самого начала следует констатировать наличие некоей ОСОБОЙ СВЯЗИ между тем, кто предаёт - и тем, что/кого он предаёт.

Предать можно друга, родича, родину, партию, идеалы… - по нашему личному убеждению, всерьёз о предательстве следует говорить только если дело касается КОГО-ТО ЖИВОГО И КОНКРЕТНОГО, потому что только в этих случаях речь идёт о подлинной, ОБОЮДОСТОРОННЕЙ СВЯЗИ - но, тем не менее, вышеуказанное содержание можно усмотреть даже когда речь идёт о сугубо "личной собственности" человека: о его отношениях с разного рода социально-ментальными конструкциями, эгрегорами (родина-партия-конфессия-раса). Всё равно подразумевается СВЯЗЬ - то есть, в исходной позиции человек ОБЛАДАЕТ НЕКОЕЙ ОСОБОЙ СВЯЗЬЮ с кем-то или с чем-то, и эта связь - внимание! - в том или ином отношении ОТКРЫВАЕТ ЕМУ ПРОСТОР ДЛЯ РОСТА. К примеру, тот, у кого есть друг, не только учится и научается общению с этим самым конкретным другом, не только обладает сокровищницей его уникальной личности - он ещё и развивает себя в качестве друга вообще, учится взаимораскрытию и взаимопомощи, а также ответственности, а также многим другим вещам, которые пригодятся ему в общении с прочими людьми. Обладающий той особой связью, которая может стать объектом предательства, всегда обладает более чем одним конкретным объектом - он обладает определённым, как правило, очень важным ВЕКТОРОМ СВОЕГО РАЗВИТИЯ.

Что значит "предать"? Предать - значит "ПЕРЕДАТЬ", то есть, по факту - ОТКАЗАТЬСЯ от этой связи. Очень характерно, что "передача" эта, по сути дела, обычно передачей как таковой не является - поскольку тот, в чью пользу от означенной связи отказываются, правообладателем её стать, как правило, не может, да зачастую и не желает. Друга предают отнюдь не тому, кто во что бы то ни стало хочет сам с этим другом подружиться - и даже если человек, что называется, предаёт самого себя, например, продаёт свой талант за деньги власть имущим, которым вроде бы как именно его талант-то и нужен - зачастую из этого ничего не получается. "Они хотели купить живописца Р.Квадригу… Они купили халтурщика Р.Квадригу, а живописец Квадрига протёк у них между пальцами и умер!" ((с) Стругацкие, "Гадкие лебеди", цит. по памяти). То есть, суть предательства - это то или иное ОТРЕЧЕНИЕ, сознательный и целевой разрыв указанной личной связи, более того - манифестация, изъявление утверждения, что оная связь является ПРИГОДНОЙ ДЛЯ РАЗМЕНА - то есть, по сути дела, обладает чисто ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТЬЮ - то есть, по сути дела, не является ценной в своём уникальном качестве - то есть, по сути дела, вообще НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОЙ.

Что из этого следует? Совершив такого рода поступок, человек теряет не только эту конкретную связь - признав её ценной лишь потребительски, "товарно", человек автоматически теряет возможность развиваться в том направлении, которое для него эта связь открывала. Он может создавать для себя сколько угодно паллиативов, говоря себе, что-де "такое развитие ему теперь не нужно, он это перерос, он знает теперь более мудрые и более совершенные пути…" - но если ты однажды предал друга, то в дальнейшем реализовать себя в качестве друга, то есть в качестве того, кто способен принимать и давать бескорыстные личные отношения, ты СМОЖЕШЬ НЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПОКАЕШЬСЯ! - восстановлению соответствующей области души как чего-то живого, а не напрочь отмершего, непременно должно предшествовать ОСОЗНАНИЕ ГЛУБОКОЙ НЕПРАВИЛЬНОСТИ ТОЙ САМОЙ "СДЕЛКИ", более того - ОСОЗНАНИЕ НЕВОСПОЛНИМОСТИ УТРАТЫ. Восстановление ощущения подлинной, уникальной, неразменной ценности, которой ты лишился по собственной вине - очень болезненный, но единственно реальный путь к восстановлению себя в целости, восстановлению себя живым.

Что же следует из всего этого?

Казалось бы, стоит ли так сильно переживать из-за тех, кто сам отказался от бесценной ценности личной взаимосвязи, совершив то или иное предательство? Не правильнее ли подвести итог словами райского привратника из давешней притчи про путника и его собаку - "это нам очень полезно, до рая доходят только те, кто не бросает своих друзей"?

А вот, представьте себе, вовсе даже и нет.

Представьте себе, рассуждая подобным образом, мы сами закрываем от себя огромную область жизни! - ведь при этом мы ОТРИЦАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ полноценного общения с этими самыми несчастными, сделавшими себя таковыми - мы отрицаем возможность их покаяния, и более того - отрицаем ДЛЯ СЕБЯ возможность что-то сделать для них. Ну и, спрашивается, что за рай будет у нас с такими куцыми и убогими представлениями о людях и их возможностях, о нас самих и о наших возможностях?!.. Что-то этот рай уже напоминает тот же самый ад в прекрасном дворце-оазисе - как говорится, "та же гайка, вид сбоку". Нет уж, нет уж, нафиг-нафиг, не надо нам такого рая!.. Правильнее всего, полагаем мы, было бы видоизменить формулировку вышеупомянутого привратника следующим образом:

"До рая доходят только те, кто не бросает ни своих друзей, ни своих врагов" -

и даже:

"До рая доходят только те, кто не бросает вообще никого"!

Эссе, Нравственно-философское, Богословское

Previous post Next post
Up