Кирилл Светицкий:
Одна ли цивилизация существует сегодня на нашей планете? Почему состояние нашей психики так тесно связано с состоянием той цивилизации, в которую от рождения и до смерти включён каждый человек? Какие Большие Системы являются для человека самыми важными, как они устроены, и как мы можем использовать их ресурсы максимально эффективно для себя? Ответы на эти вопросы даёт доклад, прочитанный на III Международном Евроазиатском конгрессе по системным расстановкам в Новосибирске, в мае 2014 года. Доклад стал первой научной работой, посвящённой анализу цивилизационного развития, с точки зрения системно-феноменологического подхода в психологической науке.
- Чтобы бы ты сделал первое, если бы стал правителем? - спросили однажды у Конфуция.
- Первое, что бы я сделал в этом случае, - ответил Конфуций, - вернул бы словам их первоначальный смысл.
Большие Цивилизационные Системы (БЦС), составляющие человечество - это мощные естественные социальные образования, в которые включены как наши семейные и родовые системы, так и многие иные. От состояния БЦС зависит наша жизнь, наша безопасность и наше развитие. С этими Большими Системами мы связаны миллионами прочнейших нитей защищённости, любви, лояльности, ненависти, обиды, самопожертвования и иных сильных чувств. На эти системы мы переносим наши отношения с родителями, а отношения с родителями переносим на эти системы. От связей с БЦС в не меньшей степени, чем от связей с собственными семейными и родовыми системами, зависит состояние нашей психики, наши внутренние ресурсы, наша внутренняя и внешняя самоидентичность. А также ощущение нами своих границ и возможностей в разных сферах жизни и в разных масштабах: в семье, в стране, в рамках своей цивилизации, и не только.
Помимо БЦС, человеческая психика может быть частью иных Больших систем - например, конфессиональных или классовых. Такая включённость также оказывает значительное влияние на состояние и динамику психических процессов человека, более того - та же конфессиональная идентичность часто становится важным фактором развития той или иной цивилизации. Однако, в данном докладе я хотел бы сосредоточить внимание именно на Больших Цивилизационных Системах, как природно обусловленных у каждого человека при уже при его рождении на свет.
Исследования в области семейной системной терапии позволили нам открывать двери в родовую память и находить там решения, в короткие сроки меняющие нашу жизнь к лучшему не на несколько часов - а надёжно, навсегда. И выходить с помощью таких решений не только к семейному счастью, но и на новые уровни личного и социального развития. Однако, сегодня все мы видим, какие серьёзные кризисы переживают Большие Системы, и как серьёзно эти кризисы отражаются на жизни, планах, целях огромного количества людей. Поэтому системно-феноменологический взгляд на структуры именно Больших Систем, описание этих структур и их динамик - такая задача выходит сегодня за пределы чисто научного любопытства. И становится жизненной необходимостью. Я могу это уверенно утверждать не только как системный аналитик, более 20 лет работающий в области исследования массовых настроений, а также политический эксперт и консультант политических лидеров - но и как системный терапевт, которому приходится обязательно учитывать в работе с клиентом проблемные состояния или искусственно искажённую конфигурацию тех или иных Больших Систем, в которые клиент включён. Если не помогать клиенту находить на глубоком чувственном уровне реальную точку опоры в своих Больших Системах, то влияния гипертрофированно развитых в наше время средств массовых манипуляций могут просто свести на нет всю трудную работу, которую системный терапевт совершил, помогая своему клиенту.
Также без знания понятийного аппарата БЦС невозможно сегодня понять важные и актуальные процессы, которые происходят, с массами людей в целых странах - например, на Украине. Невозможно психологически помочь людям - а их немало в России, на Украине и на территории других стран, где работают русскоязычные специалисты системного подхода - помочь тем конкретным людям, которые из-за происходящего впадают в болезненные, не адекватные реальности состояния, побуждающие их рвать отношения даже с близкими родственниками. Да и в целом наше время является переломным, оно глобально атакует привычные внешние и внутренние границы. Чтобы действенно помогать людям справляться с неизбежным нарастанием чудовищной фрустрации, чтобы использовать новые энергии не во вред, а на пользу - для всего этого необходимо знать язык, описывающий жизнь Большой Цивилизационной Системы, и уметь использовать его в системной работе с самим собой, с клиентами и на тренинге. Чтобы нащупать этот язык, первым делом стоит обратиться к феномену, открытому одним из «отцов-основателей» психоанализа - Карлом Густавом Юнгом.
Большие Цивилизационные Системы
в коллективном бессознательном
На основе клинической практики Карл Густав Юнг выявил в структуре человеческой психики такой феномен, как коллективное бессознательное. Все мы знаем, что помимо сознания, оперирующего, в основном, выраженными в словах мыслями и установками, существует в человеческой психике и глубочайшая область бессознательного, слов не знающая и оперирующая образами - чувственными, визуальными, звуковыми и иными. Первым таким слоем является личное бессознательное, связанное с нашей личной жизнью, всем её опытом. Между сознанием и личным бессознательным расположен тонкий пограничный слой, называемый предсознанием. А под областью личного бессознательного лежит в структуре нашей психики бессознательное коллективное. Сначала - родовое, ещё ниже - племенное, и так далее. В самой же глубине психики человека расположено то, что Юнг назвал «непознаваемым ядром души». Непосредственно перед этим ядром расположен слой, который можно назвать коллективным бессознательным человечества. А выше этого слоя - слой коллективного бессознательного цивилизаций, к которым каждый человек принадлежит: Русской, Европейской, Китайской, Левантийской, Африканской или иной. Со всеми их архетипами, символами и динамиками, находящимися у в данный момент времени в состоянии актуализированном или дремлющем, конфликтующими с установками сознания или поддерживающими их.
В нашем бессознательном важны все слои. В каждом из слоёв могут лежать как корни наших проблем и неудач, так и мощнейшие ресурсы нашей личной или коллективной самореализации. Каждый слой отвечает за нашу самоидентичность в рамках определённых групп связей в пространстве и времени, и каждый слой представляет собой систему, в понимании системно-феноменологического подхода. Психологам не нужно объяснять, насколько важно для человека понятие самоидентичности на всех уровнях внешних и внутренних связей, а системный терапевт отлично знает, что это такое - «найти своё место в системе». Человек тем лучше себя чувствует, чем более уверен в себе. И тем прочнее стоит на ногах, чем в большем количестве своих систем он находится на своём месте. Не полагает, что находится там. Не уверен в этом, как принято говорить, «от головы» - а находится на самом деле, глубоко, уверенно это чувствуя и переживая.
Между уходящими вглубь слоями коллективного бессознательного есть границы, которые крайне важны для ощущения самоидентичности - несмотря на относительную размытость этих границ. Человеческая психика так устроена, что она для нормального своего функционирования нуждается в границах. Границы частной жизни защищают психику человека от травм, которые может вызвать вмешательство другого человека в эту жизнь. Ясная половая идентичность служит продолжению жизни, наполняя нашу жизнь экзистенциальным смыслом, направленным в бесконечное будущее следующих поколений. Границы страны защищают людей, привыкших жить определённым укладом, от агрессии иных укладов, чуждых обществу, сформировавшему суверенитет. И в этих, более широких, защитных рамках человеку необходимо чувствовать свою идентичность стране, развившейся естественным образом. То же касается и границ каждой цивилизации, объединённой глубокой внутренней связью на уровне коллективного бессознательного.
Условия человеческого развития ещё с первобытных, племенных, времён так оформили психику людей, что нормальное развитие человека возможно только в условиях многоступенчатой защиты, и ступенями этими являются все названные выше границы. Когда эти границы начинают извне разрушать, происходит разрушение человеческой психики. Предположение, что психика может приспособиться к жизни без границ, так же наивно или преступно, как предположение о возможности человека приспособиться к жизни нагишом в космическом вакууме. Возможно, единицы особо просветлённых людей могут на самом деле успешно жить и развиваться, ощущая идентичность лишь с Космосом или Божьей Волей - а не рассказывать об этом на приёме у доктора после очередного приступа психического заболевания. Но я в жизни таких здоровых «космических» людей пока не встречал.
Все эти условия благополучия в равной степени относятся и к внутренним границам между слоями коллективного бессознательного. Когда эти слои устойчивы - мы можем своим чувственным миром уверенно опираться на них, ориентироваться в них и сохранять свою родовую, этническую и цивилизационную идентичность. Сохранять настоящее, не выдумывая химеры и костыли, обычно приводящие к психическим отклонениям, связанным с разного рода гендерными нарушениями, ксенофобией, нацизмом и расизмом...
(
Читать далее... )
Поделитесь с друзьями:
Чтобы украcить этой записью свой ЖЖ, просто нажмите кнопку
ниже:
Системные решения: скорая помощь в решении личных и организационных проблем. Помощь через Интернет.