Вчера случайно обнаружил в Интернете публикацию журнала "Cosmopolitan" (№ 10 за 2011 г.), корреспондент которого ещё летом прошлого года брала у меня интервью. Так как в статье куча цитат "из меня" - как явных, так и специально не отмеченных - и выводы тоже мои, решил перепостить статью в свой блог. Тем более, что эта обзорная статья, в целом, у начинающего журналиста получилась неплохо, и мне приятно пропиарить молодой талант. Кроме того, мне часто приходится в интернет-общении рассказывать о последствиях апокалиптических настроений, так что теперь я смогу не повторять из раза в раз одни и те же факты, а буду просто давать
ссылку. Возможно, и Вам, уважаемый читатель, статья поможет яснее взглянуть на этот интересный феномен сознания - постоянный расколбас общественности в последние два десятилетия, связанный с ожиданием "конца света".
Лана Волохова
Мы неустанно пополняем список дат конца света. Почему нас так волнует эта тема, и боимся ли мы апокалипсиса на самом деле?
Очередной армагеддон (автор явно имела в виду апокалипсис - К. С.) намечен на 21 декабря 2012 года, и чем ближе обещанная дата, тем чаще человечество возвращается к обсуждению темы конца. Тут каждый готов подбросить дров в общий котел - и пресловутый календарь майя, и геофизики с их обещанием глобальной перемены климата, и проповедники с пророчествами Судного дня.
Сама идея приближающегося окончания мира не нова: римский историк Гай Солий Силон (V в. н. э.) в своих записках рассказывает, как велись подсчеты наступления конца света на основе легенды о Ромуле и Реме. Прежде чем основать город, братья гадали по птицам - Ромул увидел двенадцать коршунов, выиграл спор с братом и создал Рим. Сначала было решено, что каждая из птиц символизирует десять лет жизни, и город погибнет через 120 лет - в 634 году до н. э. Когда пророчество не сбылось, десятилетия заменили на века, и подсчеты оправдались: в 476 году уже нашей эры, то есть через 12 веков, Западная Римская империя прекратила свое существование. Хотя сам Рим до сих пор стоит, что немного нарушает чистоту эксперимента.
Эта история иллюстрирует две основные тенденции: люди с давних времен обращаются к теме апокалипсиса, а локальные концы света действительно происходят, хотя зачастую их притягивают за уши к нужной дате - но чего не сделаешь для поддержания веры! Американский биолог и публицист Говард Блум отмечает: стойкость апокалиптических теорий, в первую очередь, подкрепляется происходящими на планете катаклизмами. Что бы это ни было - экономический кризис, революция, ураган или наводнение, по мнению ученого, для укрепления веры в армагеддон (видимо, здесь снова присутствует некоторая путаница с апокалипсисом - К. С.) достаточно, чтобы такое событие хотя бы раз совпало с предсказанными датами очередного Судного дня.
Потоп или сейчас
Мысль о конце света может вызывать у нас самые разные реакции: одних пугает, других заставляет выжидательно озираться, третьих - жить на полную катушку. Мария (24) рассказывает: в последнее время ее коллеги только и делают, что обсуждают возможные варианты конца света - делятся фильмами, придумывают свои версии того, как это случится и что будет происходить потом. «Такое ощущение, будто весь наш маркетинговый отдел впал в детство», - говорит девушка.
Психологи сходятся во мнении, что переживать страхи проще, если делать это не в одиночку. «Мы можем обсуждать тему совсем недолго или муссировать ее бесконечно, но достаточно разделить с другими свои опасения, чтобы стало легче - вместе не так страшно», - объясняет психолог-консультант Елизавета Левина. Кроме того, в случае, рассказанном Марией, коллектив наконец нашел тему, которая никого не оставляет равнодушным. Объединившись на почве общего страха, каждый почувствовал себя более защищенным и уверенным. В подобной ситуации люди ведут себя, как дети. «Возрастной регресс, который отмечает Мария, может свидетельствовать о том, что тема действительно пугающая - перед лицом вселенского хаоса люди ощущают себя бессильными, как будто маленькими», - добавляет психолог.
Однако мысль о скором конце света может вызывать не только страх, но и облегчение. Анастасия (24) планирует переехать от родителей, но на собственную квартиру пока не хватает денег. «Брат постоянно советует взять ипотеку и наконец поселиться в квартире моей мечты - ведь все равно скоро двенадцатый год, когда, если верить предсказаниям, мы все умрем, а пока у нас хотя бы есть шанс пожить, как мечтается», - делится девушка. Далекое будущее пугает, а брать на себя долгосрочные обязательства и планировать жизнь на десятилетия вперед - задача не для тех, кто хочет получить все здесь и сейчас. Греет мысль, что ближайший год, оставшийся до очередной вселенской катастрофы, можно провести как пожелаешь. Особенно если убедить себя, что платить по счетам не придется никогда. Преподаватель, специалист по соционике Юлия Карташова объясняет это так: «Людям удобно цепляться за событие в будущем, которое снимает ответственность за то, как они строят собственную жизнь в настоящем».
Но тем, кому ближе стратегическое планирование, может быть не до веселья: нужно выяснить, как именно будут развиваться события. Жанна (29) уже несколько лет мечтает о семье и детях, но боится прихода апокалипсиса. «Я пока подожду, а если выживу - немедленно выйду замуж и рожу ребенка», - говорит она. Помимо желания чрезмерно контролировать свою жизнь, девушка страдает «синдромом отложенной жизни»: то, как она существует сейчас, кажется ей только черновиком, подготовкой к великим и прекрасным событиям, ожидающим в будущем. Этот синдром заставляет нас опустить руки и ждать то окончания школы, то начала отпуска, то появления прекрасного принца… Дата наступления конца света прекрасно подходит на роль грани, за которой наконец-то можно будет делать все, что хочется. Но важно помнить, что разрешить себе жить полной жизнью можно прямо здесь и сейчас.
От чего зависит, как именно человек реагирует на идею о скором конце света? Реакцию определяет не столько страх, сколько привычное отношение к жизненным трудностям. Специалист по психодиагностике и трансактному анализу, психолог Анна Шевцова связывает это со схемами поведения, сформировавшимися еще в детстве. Ребенок, столкнувшись с трудностями, принимает решение об отношении к ним. «Это решение - стойкий паттерн реакции на жизнь вообще. Один при виде опасности убегает, другой впадает в ступор, третий начинает действовать. И поменять эту схему непросто», - утверждает специалист.
Как страшно жить
Отчего же идея, адекватность которой может быть подвергнута серьезному сомнению, вызывает у людей столь бурную эмоциональную и поведенческую реакцию? Обычно, столкнувшись с мыслью о конечности жизни, мы успокаиваем себя размышлениями о том, что останется после: дети, профессиональные достижения - все, что мы успели создать. «Конец света означает: не останется ничего, потому мысль о нем так страшна - она буквально стирает уже найденный нами ответ», - говорит Елизавета Левина. С другой стороны, большинство людей не в полной мере довольны жизнью, которая есть у них сейчас. Мечты, стремления, планы - с наступлением конца света все это рухнет, перестанет существовать. Вера (21) раздражается, когда при ней начинают обсуждать скорое крушение мира: она уверена, ее жизнь только начинается. «Со мной бесполезно поднимать эту тему: я просто не верю в то, что мои планы не сбудутся, и никому не позволяю разубеждать меня в этом», - говорит девушка. Иногда мечты и надежды бывают нам гораздо дороже, чем уже произошедшие события, оттого и удар по ним воспринимается так болезненно.
Психолог, специалист в области системно-феноменологического подхода и системных расстановок Кирилл Светицкий рассматривает проблему в совершенно ином ключе. По его словам, страх конца света имеет мало общего со страхом смерти, так как речь идет об ужасе перед наступающим хаосом, за которым для отдельной личности лежит что-то неизвестное и потому пугающее. Человек боится не столько своего ухода, сколько исчезновения мира, привычного порядка вещей. Эта тревога возникает из-за сильного чувства нестабильности. По мнению психолога, нам становится страшно от быстрых, масштабных и похожих на хаос глобальных перемен, происходящих в мире уже сейчас: политических и экономических изменений, растущего числа катастроф.
Не у всех достаточно знаний для ясного понимания причин растущего беспокойства, идея о приближающемся апокалипсисе кажется спасительной - именно ею мы объясняем свои ощущения.
В конце концов
Некоторым из нас удобно верить в конец света - как в неотвратимое наказание за ошибки, в надежде на высшую справедливость, в оправдание собственных страхов.
Клинический психолог, доктор философии Джаред Дефайф, исследуя причины, побуждающие людей поддерживать мысли о близости апокалипсиса, утверждает: предсказания затрагивают веру в высший смысл жизни. Людям нравится знать, что все беды и проблемы, которые они переживают, имеют более глубокое значение, и что когда-то, пусть даже посмертно, результатом страданий станет лучшее будущее в лучшем мире. Поэтому идея возвращается: отказаться от нее значило бы признать, что страдания могут быть результатом исключительно собственных ошибок.
Анна (27) рассказывает: несколько лет назад ее муж Михаил начал готовиться к кризису природных ресурсов. По его мнению, рано или поздно человечество уничтожит все, что может дать планета. Финансовый коллапс 2008 года укрепил его в решении: «На нашем балконе до сих пор стоят несколько мешков с гречкой, рисом и макаронами», - признается Анна. После того как экономический кризис пошел на спад, Михаил заразился новой идеей: теперь он готовится ко всемирному потопу и даже ищет дом в той части страны, которая, по его мнению, останется на поверхности земли.
Еще одной причиной регулярных возвращений к теме апокалипсиса Говард Блум считает желание создать собственный новый мир на обломках старого: «Мы погибнем, сгорим, нас сотрет с лица земли. Выживут только те, кто выбрал правильного бога или верную философию, только они будут знать правду о новом мировом порядке. И они не только выживут, но и выйдут на первое место - они будут процветать и преуспевать».
Те, кто считают себя более подготовленными и мудрыми, уверены, что сумеют сотворить вселенную лучше существующей, поскольку нынешняя не удовлетворяет их запросов и желаний. Елизавета Левина комментирует подобную точку зрения так: «Это не слишком зрелая позиция, но, к сожалению, очень распространенная. Для того чтобы счастливо жить в существующем мире, нужно быть гибким, уметь адаптироваться, справляться с трудностями».
Может показаться, что с идеей конца света нужно просто смириться: она периодически возвращается в новых формах и интерпретациях - в культуре, искусстве, политике и даже геофизике. Проще принять эту мысль как данность. Однако за принятием мифа об апокалипсисе может скрываться угроза для психологического состояния.
Кирилл Светицкий рассказывает об интересном феномене: «Когда множество людей верят в миф, они начинают вести себя так, что, сами того не желая, приближают конец личного миропорядка». Особенность нашего восприятия такова, что мы идем туда, куда смотрим. Человек в своем развитии, жизни и поступках невольно стремится буквально куда глаза глядят. «Если постоянно смотреть на что-то - пусть со страхом, пусть даже не желая двигаться в этом направлении, - все равно идешь именно к тому, на что направлен взгляд», - убежден психолог.
Вместо того чтобы свыкаться с вечной, но не слишком убедительной глобальной идеей, лучше трезво оценить то, что происходит в собственной жизни, понять, насколько мы удовлетворены тем, что с нами происходит прямо сейчас, осознать свои истинные желания и предпринять шаги для их реализации. Стоит попробовать отвечать за качество жизни сегодня, вне зависимости от туманного будущего - тогда и страхи отступят, и любое упоминание о грядущем апокалипсисе можно будет встречать со здоровой иронией.
ИсточникЧтобы опубликовать (перепечатать) эту запись в своём журнале, нажмите кнопку "Репост" ниже: