"Если божественная сущность отлична от энергии или энергий, но при этом "божеством" можно и нужно именовать и сущность, и энергии, то оказывается много божеств. Этот вывод неизбежен. Понимая это, Собор 1351 запретил говорить об одном или многих божествах, но запретом делу не помочь: в истории вселенских Соборов подобные запреты ни к чему не
(
Read more... )
Comments 122
Я бы к азам добавила ещё идею и эйдос. У Лосева подробно это рассмотрено.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
На самом деле никаких проблем нет. Мы часто, слыша смех или плач, говорим: "Это человек". С другой стороны, что иное являлось предметом споров об энергиях, как не то, божественные они или тварные?
Reply
Ну, так у него же вся «апория» филологическая - о том, что и как называть.
+++Мы часто, слыша смех или плач, говорим: "Это человек".+++
Но, говоря так, мы не имеем в виду, что смех или плач - это человек. Мы имеем в виду, что человек - это тот, кто смеется или плачет.
Кроме того, филолог-то уж Вам непременно заметит, что «человек» и «человечество» (или «человечность») - это вовсе не одно и то же. И никто, услышав смех или плач, не скажет: «это человечность».
Reply
Это очень странно для свободомыслящего человека :) "Буква мертвит" -- как раз любимое оправдание тех, кому церковные богословские рамки тесны. Однако ж следует блюсти верность мысли, а не букве. А мысль свт. Григория, как мне видится, традиционна для православия (что я отчасти показал, надеюсь, в предыдущем посте).
Reply
Reply
Reply
Проблема в том, как это приложить к Фаворскому Свету. Стон, который слышат окружающие, это колебания воздуха. Человеком они, эти колебания, творятся.
А что за Свет видят подвижники? Если это что-то типа пыли вокруг движущегося автомобиля или следа от самолета, то он тварный. А если нетварный, то вопрос о его отличии от непознаваемого в Боге остается.
Reply
Если и остается вопрос, то как это влияет на то, о чем говорил свт. Григорий? Мы причащаемся энергий, а не сущности. Недавно вышла хорошая статья. См. особо примечание 8.
Reply
Reply
Бог прост. В нем нет изменений. Аквинат в этой связи говорил, что в Боге сущность тождественна акту, и сущность Бога это чистый акт.
Действительное различение в Боге сущности и энергии, подобное тому, что мы видим в человеке, формально противоречит простоте Бога.
Акиндин, если я его правильно понимаю, выходил из этого положения так, что человек причаствует сущности и энергиям Бога посредством причастия тварным эффектам.
У Паламы же формальное противоречие ИМХО действительно сохраняется.
Reply
Leave a comment