Дунаев об апориях :)

Sep 18, 2014 14:33

"Если божественная сущность отлична от энергии или энергий, но при этом "божеством" можно и нужно именовать и сущность, и энергии, то оказывается много божеств. Этот вывод неизбежен. Понимая это, Собор 1351 запретил говорить об одном или многих божествах, но запретом делу не помочь: в истории вселенских Соборов подобные запреты ни к чему не приводили (ср. с запретом Собора 1341 г. исследовать подобные темы -- запретом, который нарушил сам же Палама в первую очередь).
Выход из этой апории только один (намечен уже в Соборном Томосе 1351 г. и в сочинениях ряда паламитов): признать различие между сущностью и энергией мысленным, то есть, по сути, коренным образом изменить мысль Паламы" (http://danuvius.livejournal.com/417814.html).

Вот что значит прокурить за котельной уроки не уделять внимания философии :)
Что сказать, чтобы сразу, без нудного чтения свт. Василия Великого о сущности и свойствах (которые суть свойства сущности, но не сущность), или -- Канта, отличавшего феномен от ноумена, стало понятно?
Если я пишу сейчас пост о посте патролога Дунаева, если при этом смеюсь, плачу, гневаюсь молча, или еще и издаю стоны, то все эти действия (энергии) -- мои, т. е. человеческие. Однако они совсем не являются моей сущностью :) И никакого множества человечеств множество моих человеческих действий не создает.
Очень надеюсь, что понятно...

Сущность и энергии, Сущность и свойства, Богословие для чайников, Дунаев

Previous post Next post
Up