Свт. Василий Великий отвечает Дунаеву.

Sep 19, 2014 19:38

В связи с вопросом А. Г. Дунаева: "кто и когда из святых, а тем паче Соборы, до Паламы говорили, что в Боге есть иные различия, кроме ипостасных идиом?" (http://danuvius.livejournal.com/418169.html?thread=6708857#t6708857) -- хочу привести фрагмент известного письма свт. Василия (226 (234). К тому же Амфилохию). Не для вразумления Алексея Георгиевича, а для справки тем, кто, возможно, будет увлечен его ученостью в ересь.

Вот ответ свт. Василия:
То ли чевствуешь, что знаешь, или то, чего не знаешь? Если ответим: что знаем, тому и поклоняемся, у них готов иной вопрос: какая сущность поклоняемого? Если же признаемся, что не знаем сущности, снова, обращаясь к нам, говорят: следовательно, поклоняетесь тому, чего не знаете. А мы говорим: слово "знать" многозначительно. Ибо утверждаем, что знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и Промысл, с каким печется о нас Бог, и правосудие Его, но не самую сущность. Поэтому вопрос ухищрен. Ибо кто утверждает, что не знает сущности, тот еще не признается, что не знает Бога, потому что понятие о Боге составляется у нас из многого, нами исчисленного.
Но говорят: "Бог прост, и все, что исчислил ты в Нем как познаваемое, принадлежит к сущности". Но это - лжеумствование, в котором тысяча несообразностей. Перечислено нами многое: ужели же все это - имена одной сущности? и равносильны между собою в Боге: страшное Его величие и человеколюбие, правосудие и творческая сила, предведение и возмездие, величие и промыслительность? Или, что ни скажем из этого, изобразим сущность? Ибо если это утверждают они, то пусть не спрашивают, знаем ли сущность Божию, а пусть предлагают вопросы, знаем ли, что Бог страшен, или правосуден, или человеколюбив? Мы признаем, что знаем это. А если сущностию называют что другое, то да не вводят нас в обман понятием простоты, ибо сами признали, что сущность есть и то, и другое, и каждое из исчисленного. Но действования многоразличны, а сущность проста. Мы же утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною.
Но говорят: "Если не знаешь сущности, то не знаешь и Бога". Скажи же наоборот: "Если утверждаешь, что знаешь сущность, то не познал ты Самого Бога". Ибо укушенный бешеным животным, видя в сосуде пса, видит не больше здоровых. Напротив того, жалок тем, что думает видеть, чего вовсе не видит. Поэтому не дивись его обещанию, но признай жалким его безумие.

Сущность и энергии, Богословие, Сущность и свойства, Богословие для чайников, Дунаев

Previous post Next post
Up