Аристотель о природе

Oct 03, 2011 18:20

Прекрасный текст из "Физики" Аристотеля напомнил уважаемый Аноним ( Read more... )

Ларше, Сущность и ипостась, Бальтазар, Аристотель, Де Любак, Лурье

Leave a comment

Comments 58

polidarte October 3 2011, 14:26:19 UTC
А против чего это?

Reply

kiprian_sh October 3 2011, 14:43:14 UTC
Это против учения о восприятии общей сущности, понимаемой в духе католических "новых теологов", Ларше, Лурье, прот. Давыденкова и т. п.

Reply

polidarte October 3 2011, 15:29:07 UTC
Я не очень понимаю, как эта цитата, с Вашей т. зр., опровергает указанное учение. Здесь говорится, о том, что такое сущность (то, что имеет в самом себе начало движения, и то, что само по себе принимает определённую форму), но не в чём она созерцается.

Reply

polidarte October 3 2011, 15:41:16 UTC
Здесь говорится, о том, что такое сущность (то, что имеет в самом себе начало движения, и то, что само по себе принимает определённую форму), но не в чём она созерцается.
=====================
а о том, что форма и природа - это одно и то же в определенных контекстах - в этом тескте разве не говорится?

Reply


Обезьяна не имеет ни хвоста, ни седалища (c) anonymous October 3 2011, 15:19:21 UTC
В связи с участившимися вопросами о том, как именно нужно понимать форму, вот еще текст о "седалище ( ... )

Reply


mondios October 3 2011, 18:17:26 UTC
Киприан, мне кажется нет смысла лишний раз цитировать какой-то кусок из Аристотеля в отдельной записи, поскольку таких мест очень много и все они у Аристотеля взаимосвязаны. В этом смысле начинать нужно не с этого текста из "Физики", а скорее с того места в трактате "О душе", в котором сам Аристотель ясно определяет три смысла понятия сущности, каждый из которых как бы "вырастает" из предыдущего ( ... )

Reply

kiprian_sh October 3 2011, 18:34:13 UTC
Я понимаю иначе.
Природа, усматриваемая одним только умозрением -- это понятие, что соответствует существованию после вещей.
Природа, усматриваемая в роде -- форма.
Природа, усматриваемая в индивиде -- форма, тождественная второй.
Отличие второй от третьей в том, что восприятие возможно только природы с особенностями, то есть природы (формы) в ипостасях, без них она не существует. Соответственно, восприятие второй будет восприятием всего человеческого рода (что и говорит Дамаскин), а восприятие третьей было бы восприятием ипостаси, если бы не уточнение прп. Иоанна, что Спаситель воспринял природу "не такую, которая существовала сама по себе и вначале стала неделимым существом и тогда уже была Им воспринята, - но осуществившуюся в Его ипостаси".

Reply

mondios October 3 2011, 19:55:54 UTC
+++Природа, усматриваемая в роде -- форма ( ... )

Reply

kiprian_sh October 3 2011, 20:34:04 UTC
Так потому восприятие природы в роде является восприятием всего рода. В роде усматривается не понятие. Понятие -- результат, следствие усмотрения. В вещах-то не понятия существуют. Понятия -- после вещей.

Reply


Leave a comment

Up