Анонс 2.

Jul 25, 2010 21:02

Предлагаем читателям этого ЖЖ второй анонс переводов и обсуждения текстов, связанных с именем Бальтазара. На этот раз мы даем ряд ссылок на текст составленной Б. Антологии текстов Оригена «Дух и огонь» (первая ссылка содержит Ввеление Бальтазара, две последующие - тексты Оригена, предваряемые комментариями Б., набранными курсивом):
http://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/Introduction_Title_Origen.pdf
http://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/Body_and_Super_Body.pdf
http://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/Mystical_Body.pdf

Своим интересом к творчеству Оригена Б. (как и его товарищ, Жан Даниелу, в будущем, апологет идеи иудейской матрицы христианства, монограф Оригена и св. Григория Нисского) обязан своему другу и учителю - Анри де Любаку, и уже к 1938 году Б. издает конспект будущей монографии об Оригене, и объемную Aнтологию его трудов. Впечатление от чтения последней коренным образом отличается от впечатления, получаемого от тех поверхностных изложений системы Оригена, которые - не вполне понятно, по каким именно причинaм - традиционно обретаются в самых разных отечественных патристических курсах.
В частности, оказывается, что именно в текстах Оригена берут свое начало некоторые идеи, которым мы посвятили не одно обсуждение в данном ЖЖ, и которые мы считаем совершенно неприемлемыми в границах православного вероучения.
К числу таких идей, многие из которых давно сочтены соответствующими самому сердцу Восточной христианской Традиции, можно отнести идею Мистического Тела, порой принимающщую рациональную форму в виде вопроса о таинственном «общем человеческом естестве», воспринятом Христом в Воплощении - и выше мы анонсируем два фрагмента из антологии Б., в которых дано пространное резюме загадочного учения Оригена о Мистическом Теле Христа. Последнее включает в Себя весь человеческий род, но при этом Оно есть даже нечто большее, Оно, согласно Оригену, таинственным образом объединяет в Себе и всех ангелов, оказываясь - в конце-концов - объяснительным принципом учения о всеобщем Восстановлении (что, впрочем, требует дополнительной экспликации), и, конечно же, учения об Искупительном характере самого Воплощения, в котором, как учили все Отцы Православной Церкви (если верить не только II Ватикану и его Отцам, но и довольно известным отечественным богословам, Христос «некоторым образом объединяет себя с каждым человеком» (I) (причем нам кажется совершенно недопустимым понимание «некоторого образа», которое здесь имеется в виду).
Популярность этих идей у современных православных богословов (II) заставляет опасаться, как бы им не нашлось места в ожидаемом обновленном Катехизисе (как это уже случилось с Катехизисом Римской Церкви. (III), призванном заменить классическое издание Катехизиса св. Филарета Московского. Ведь, по мнению ряда богословских авторитетов, Катехизис св. Филарета несет на себе негативное влияние схоластики и содержит недостатки, свидетельствующие о западном пленении русской православной мысли, и, посему, особенно нежелательные на новом этапе православного возрождения, когда совместными усилиями с бывшими и нынешними лидерами Новой Теологии (вроде недавнего Главы Конгрегации Доктрины Веры) православное богословие получило уникальный шанс вырваться, наконец, из-под влияния прежнего схоластического католического Рима, открыв таким образом, новый путь к цели церковной жизни - обретению единства разделенного Тела Христова.
Первое издание обсуждаемой Антологии Б. датируется 1938, а второе - 1952 гг. (Origen: Spirit and Fire (1938, 2d ed. 1952; Engl. Transl. Washington, 1984). Эта, казалось бы, решительно ничем не примечательная комбинация дат, заставляет нас предполагать то, что эта Антология, и, главное, расставленные в ней акценты, получила одобрение самого своего предмета - могущественного Оригена, т. е. является в некотором смысле даже более чем аутентичным изданием.
Почему у нас есть основания так думать? Как уже было отмечено в предыдущем (первом) Анонсе, именно тот, кто был узнан Б. и АШ. как Игнатий Лойола (SPN), оказался вдохновителем и многолетним руководителем совместной миссии Б. и АШ, приходивших в особую, невыразимую на языке традиционной психологии форму экстаза от подчинения SPN (IV). При этом последний сильно не церемонился с Б., - как духовный отец - он, опасаясь возможных ошибок Б., держал его за мальчишку (V). При такой строгой духовной дисциплине, можно ли допустить, что в столь принципиальном вопросе, как изложение системы «Отца Отцов» - будущего подлинного основателя Восточной патристики, SPN, ответственный за миссию Б. и АШ., мог допустить научную «грязь»? Иными словами, одобрение тем, кто был узнан как Игнатий Лойола, переиздания Антологии Б. об Оригене (1952), и - главное - расставленных в ней акцентов - для нас ясно просто из самой логики организации совместной миссии АШ и Б. А как такое одобрение могло произойти, как не путем собеседования SPN с Оригеном?!
«Новое христианство» (VI) требует и новой патрологии, в рамках которой анализ святотеческих текстов в свете Оригена и его последователей, является одним из ведущих принципов объяснения особенно, если речь идет о Восточных Отцах, с их, якобы, неизбывным крипто-оригенизмом, вероятно, по недоразуменю не замеченном сразу на трех Вселенских Соборах Православной Церкви. Даже анафемы этих Соборов, принципиально запрещающие, например, «творчески перерабатывать» богословское наследие безумного Оригена (VII), имеют ли какое-либо значение в рамках этого «нового христианства», где свое значение теряют и простейшие хрестоматийные предписания Ветхого Завета, вроде запрета занятий некромантией? И этот принцип объяснения, в общем как бы «самоочевиден» - сомневаться в нем кажется странным, как странно сомневаться в «самоочевидном» движении солнца по небу вокруг земли - решающем научном аргументе средневековых физиков в известных дискуссиях. Новая патрология ставит и новые проблемы, вроде усилий по поиску традиционного истолкования идей, само предположение о присутствии которых в Традиции оказывается возможным именно в контексте этой новой патрологии.
Возвращаясь к медитациям Б. и АШ., отметим, что Ориген мог и сам одобрить переиздание Антологии - и ее логику. В самом деле, многократно отмечалось, что Б. принадлежал кo группе католических богословов, желавших миновать схоластику и обратиться прямо к Восточным Отцам. В мистическом опыте Б. и АШ. это обстоятельство находит свое предельно конкретное, буквальное выражение. Как пишет Б., из сотен являвшихся АШ. святых, именно в обществе Святых Отцов она чувствовала себя, «как дома», имея особую духовную близость именно с одним из них - с Оригеном (VIII). В сущности, содержание Книги Всех Святых, на страницах которой Моцарт и Данте молитвенно соседствуют с Григорием Богословом, Иудой и Евагрием Понтийским, есть ли что иное, как иллюстрация оригеновского видения "всеобщего восстановления", данная в виде увесистого, почти 500 страничного тома диктовок мистических видений? И по этой причине, и просто в свете свете развития патрологической мысли после 1940 г., замечание Б. об особой духовной близости АШ. и Оригена не кажется нам случайным.

(I) by his Incarnation, he, the Son of God, in a certain way united himself with each man. Ioannes Paulus PP. II. Redemptor Hominis, 2, 8 и 3, 13 http://www.vatican.va/edocs/ENG0218/_INDEX.HTM ; Gaudium et Spes, 22: AAS 58 ( 1966) 1042 http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_cons_19651207_gaudium-et-spes_en.html ; Это учение чрезвычайно важно ... Не облекаясь в систематизированную форму, оно тем не менее присутствует во многих сочинениях Отцов. Благодаря своему воплощению, Слово восприняло всю человеческую природу: … [восприняло в себе природу вселенской плоти], как говорит святой Иларий по разным поводам, следуя здесь за Оригеном, прибегшим к еще более широкой формуле: … [Христос, телом Которого является весь человеческий род, а точнее даже совокупность всего творения]. Отсюда непосредственно вытекает, что всякий человек, христианин или нет, пребывающий "в состоянии благодати" или не пребывающий, обращенный или не обращенный к Богу, какими бы ни были его знания или пробелы в знаниях, соединен со Христом неотъемлемыми органическими узами. Но это изначальное отношение весьма отличается от того, коим члены "мистического Тела" соединены со своим Главой. Только те пользуются благами этого союза, этими иными узами, кто явно или тайно принял и встретил Христа. Иначе говоря, в силу этого восприятия человеческой природы Словом, ставшим плотью, -существует первичная, сущностная, неотчуждаемая связь всякого человека со Христом. Иногда ее называют "включением" во Христа всего человечества. Но его никоим образом нельзя смешивать с образованием мистического Тела. Не всякий человек является членом этого Тела благодаря лишь исключительно тому факту, что он - человек. Можно легко передать это различие, указав на то, что первая из этих связей - это связь "естественного" порядка (но вне противопоставления "сверхестественному"), тогда как вторая - "личностного". Следует обратить внимание на полное соответствие подобного учения христологии апостола Павла, для которого Христос прежде всего уже присутствует во всем сотворенном "в Нем" космосе и, следовательно, во всяком человеке прежде чем стать Спасителем тех, кто отвечает Его призыву. Анри де Любак ОТЦЫ ЦЕРКВИ О РЕЛИГИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=8; Он же в контексте обсуждения Тейара де Шардена: “…this doctrine also make it possible for him to distinguish clearly between the two connected but very different truth, which more than one theologian of our time has difficulty not confusing: on the one hand, the assumption of all human nature by the Word of God made flesh, from which results an essential and inalienable relation of all man to Christ, and, on the other hand, the constitution of the Mystical Body of Christ, in which no man is a member by the sole fact that he is a man. This is a doctrine of the Fathers of the Church … Henri de Lubac. Theology in History… Ignatius Press. 1996. 625 pp. / The problem of God. P. 537, see also ft. 131, p. 537. Со своими ньюансами, эта мысль повторяется отечественными авторами: “Православный ответ, принимавшийся и св. Кириллом, заключается в признании соединившихся природ общими. Таким образом, единая природа Бога Слова заключает в себе, согласно св. Кириллу, человечество вообще, а не человечество того или иного человека, и поэтому каждый человек может сам стать как бы частью этой же самой единой природы -- в том случае, если он индивидуально (ипостасно) изберет жизнь в Теле Христовом -- Церкви. В этом и видел св. Кирилл смысл апостольского выражения “причастники божественной природы” (1 Пет. 1, 4). В. М. Лурье. Грядущая уния «православных» экуменистов с монофизитами и сопротивление ей в Греции. Обзор греческой печати // Вертоградъ-информ. 1998. № 6 (39). 28-33 http://hgr.narod.ru/6unia.htm ; Поэтому "единая природа Бога Слова воплощенная" включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества всех спасенных и спасаемых, то есть всю Церковь. В этом будет состоять радикальное отличие св. Кирилла от последующего монофизитства (которое сведет понятие человечества внтури "единой природы" Христа к индивидуальному человечеству Иисуса. В. М. Лурье Опровержение несторианства и III Вселенский собор. Лекции по патрологии. Online публикация: http://www.biblicalstudies.ru/Books/Lur7.html ; Фрагмент воспроизведен в ИВФ, с. 111-113, где специально отмечено: «…подчеркиванием того что «природное» богосыновство спасаемых имеет место в Логосе, а не в других ипостасях (не в Духе), св. Кирилл ясно дает понять, что эта концепция связана с Боговоплощением, совершенным одной ипостасью Логоса…»
(II) http://kiprian-sh.livejournal.com/69146.html
(III) Крест - это уникальное жертвоприношение Христа, единого "посредника между Богом и человеками" (1 Тим 2,5). Но в силу того, что Он в Своем воплощенном Божественном Лице "Сам (...) соединился неким образом с каждым человеком", Он "предлагает всем возможность приобщиться пасхальной тайне путем, известным только Богу". … Он воистину хочет присоединить к Своей искупительной жертве как раз тех, кто первыми ею искуплен. Это высшим образом совершается в лице Его Матери, более тесно, чем все остальные, включенной в тайну Его искупительного страдания.... Христос делает так, чтобы все, пережитое и испытанное Им, мы могли прожить в Нем, и чтобы Он прожил это в нас. "Сам Сын Божий через Свое Воплощение соединился некоторым образом с каждым человеком". … Мы должны продлевать и исполнять в себе состояния и тайны Христа и часто молить Его, чтобы Он их совершил и исполнил в нас и во всей Своей Церкви…. Так Он хочет завершить тайны Свои в нас. Катехизис Католической Церкви, 521,618
(IV) In a power that was given to me as to her confessor to "transpose" Adrienne to obedience ("ecstasies of obedience"), I was also able (this is an ability that cannot be explained by any general psychological categories but was an utterly unique gift) to make her a pure mediator in obedience (which is a particular form of ecstasy), in order to communicate with me the word of our Holy Father (SPN - прим. Переводчика) and, indeed, to allow me to pose questions and receive his answers. Hans Urs Von Balthasar. General Introduction to the Posthumous Works (of Adrienne von Speyr)// Adrienne von Speyr. The Book of all Saints. Part One. Ed. with an introduction of Hans Urs Von Balthasar. Ignatius Press. San Francisco. 400 p./ P. 10.
(V) This again was done in such exacting obedience that at time I had to start all over again when, through inattention or negligence, I had make a mistake. I was treated like a schoolboy by SPN: I had to learn that one can only command if one is under strict obedience oneself. (A First glance at Adrienne von Speyr. Ignatius Press. 249 pp. 1985 /P. 70).
(VI) http://kiprian-sh.livejournal.com/77342.html
(VII) «Если кто-либо не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия, Оригена и их нечестивые писания, а также всех других еретиков, осужденных и подвергнутых анафеме святой Вселенской (кафолической) и апостольской Церковью и четырьмя вышеназванными Святыми Соборами, равно как и тех, кто придерживался или придерживается мнений, подобных мнениям упомянутых еретиков, и кто оставался или остался до смерти в своем нечестии, да будет отлучен от сообщества верных» (Анафемы Пятого Вселенского Собора, 11). http://www.pagez.ru/lsn/0508.php
Анафематизм 5 Вселенского Собора недвусмысленно подтвержден 6 и 7 Вселенским Соборами: последний обзор: Свящ. Даниил Сысоев. Пятый Вселенский собор и новый оригенизм. Online публикация: http://sysoev2.narod.ru/5sobor.htm ; Кстати отметим, что бытующее среди православных мнение о неосуждении Оригена Вселенскими Соборами, в отечественной историографии, по-видимому, берущее свое начало от А. Карташева, является ложным. Какова бы ни была история внесения анафематизмов в Деяния V Вселенского Собора, это не отменяет факта признания этих анафематизмов Оригена имеющим всленский авторитет (см. 1 Правило Пято-Шестого Собора и подтверждение анафем на VII Вселенском Соборе как анафем именно V Вселенского Собора).
(VIII) It cannot be by chance that, in her encounters with the saints, Adrienne will feel “mo st at home with the Church Fathers”, and “especially close” to Origen {T 2086}. She meets Him “with special love and reverence” {T 1626}. (Hans Urs Von Balthasar. Our Task: a report and a plan. Ignatius Press. Communio Books Series. 220 p. 1994 / P. 41). For Origen, see visions in T 1626. T. 2086 reveals the special bond between him and Adrienne}. (Our task… P. 95-96, ft. 1)

Приложения

1. Бальтазар об органической связи между Христом и всеми людьми в связи с сотериологией Ансельма:

http://kiprian-sh.livejournal.com/70623.html?thread=2469087

2. В дополнение к анафемам Вселенских Соборов:

Бенедикт XVI об Оригене “ex cathedra” (?):

BENEDICT XVI
GENERAL AUDIENCE
St Peter's Square
Wednesday, 25 April 2007

Origen of Alexandria: life and work (1)
http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/audiences/2007/documents/hf_ben-xvi_aud_20070425_en.html

GENERAL AUDIENCE
St Peter's Square
Wednesday, 2 May 2007

Origen of Alexandria: The Thought (2)
http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/audiences/2007/documents/hf_ben-xvi_aud_20070502_en.html

Последний экуменизм, Бальтазар

Previous post Next post
Up