Считая необходимым поделиться с читателями этого журнала исключительно интересными подробностями «мистического романа» с визионеркой Адрианной фон Шпейр известного католического богослова Ханса Урнса фон Бальтазара (Б.), во многом определившего облик католического богословия XX столетия, и сохраняющего свое значение уже и в XXI веке, хозяин журнала и его анонимный собеседник в настоящей теме анонсируют:
а) готовящийся перевод значительной части текстов, на которые даны ссылки;
б) более детальное обсуждение ряда связанных тем, ниже задаваемых лишь тезисно (настоящий анонс открывает серию подобных анонсов, каждый из которых сцеплен с некоторой избранной темой, касающейся Б., Новой Теологии и их влияния и на отечественную богословскую мысль в том числе).
О принципиальной богословской неотделимости Б. от «нового великого немецкого мистика» Адриенны фон Шпейр (АШ.) после 1940 - 1941гг. многократно говорили как сам Б., так и исследователи его богословского творчества. Мистически речь идет именно о дву-едином целом, которое явило миру «Новое Откровение», по масштабам (даже просто количественно) сравнимое разве что с «Откровением», полученным таинственным автором Зогара или Тевтонским философом. За редчайшим исключением, это Новое Откровение никогда не вызывало вопросов подлинных богословских соратников Б. -
теологов из грандиозной плеяды архитекторов II Ватиканского Собора, задавших пути не только богословия Римской Католической Церкви, - но и, во многом, пути русского богословия XX столетия. Более того, чтение оригинальных текстов авторов обновленного католичества порой создает впечатление того, что названное Откровение составляет своего рода Священную Тайну этой церкви, не афишируемую, но и не скрываемую вот уже более полувека. К сожалению, даже несмотря на активизацию экуменического диалога в последние годы, систематическое исследование названной Тайны в русском богословии пока почему-то отсутствует, хотя богословские идеи Б. востребованы не только отечественными богословами, но и апологетами (показательно в этом смысле отношение к Б. и к Новой Теологии вообще автора, чье мнение можно отчасти отнести к мейнстриму в РПЦ - протодиак. Андрея Кураева (см., напр:
http://kiprian-sh.livejournal.com/75441.html?thread=2767537#t2767537,
http://kiprian-sh.livejournal.com/75441.html?thread=2767793#t2767793)).
В оценке названного Откровения нужно, на наш взгляд, руководствоваться тем, что традиционная атрибуция этого "Откровения" как будто невозможна. Речь, кажется, идет не просто о новой католической теологии, но, скорее, о «новом христианстве». В своем желании сокрушить схоластические бастионы традиционного католического мышления, Б. и АШ., по точному замечанию ЛЖ юзера illusoryshadow (
http://kiprian-sh.livejournal.com/75441.html?thread=2765745#t2765745), дерзновенно нарушают даже строгие Ветхозаветные запреты, касающиеся общения с духами усопших (Втор.18: 11-12; Лев.19:31; 20:27), и, вторгаясь в эту запретную область Таинственного, смело открывают перед читателями широкие панорамы духового мира, или даже духовных миров, наполненных «молитвой и Светом». Описания видений сотен жителей этих миров поражают читателя обилием потрясающих деталей. Апостол Иоанн Богослов, Ориген, Григорий Великий, Евагрий Понтийский, Максим Исповедник, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Фома Аквинат, Джордано Бруно, Шекспир, наконец, Моцарт, кардинал Ньюман, и папа Иоанн 23, являющиеся мистическому взору АШ. как группами, так и по одиночке, как по собственной инициативе, так по инициативе АШ и/или Б., расцвечивают мир иной неведомыми красками и деталями. Даже Эммануил Сведенборг не cмог бы похвастаться такой силой мистического зрения, столь сочными, выпуклыми и тонко проработанными силуэтами являющихся духов. Порой именно широкaя эрудиция Б. - патролога и церковного историка - дань традиции католической учености - помогала его духовной дочери АШ. точно идентифицировать являющиеся многочисленные фигуры (например, когда те сами не представлялись) по их характерным, известным лишь тонкому интеллектуалу, особенностям, делая, таким образом, текущее духовное общение более осмысленным.
Но католическая Традиция дает о себе знать и в этом мистическом мире. Важнейший принцип общения с ним - это строжайшая покорность, послушание воле того, кто, был узнан как Игнатий Лойола (SPN), и кто на правах отца-основателя Великого Ордена иезуитов лично десятилетиями окормлял не только АШ., но и самого Б., невидимо возглавляя титанический труд своих смиренных подопечных по созданию нового, адаптированного к реалиям новой исторической эпохи, христианства, и не только частым присутствием, духовной поддержкой, но и конкретным советом, и своевременным заданием, и правкой нужного текста…
Поскольку богословие Б. принципиально неотделимо с одной стороны, от Новой Теологии, с другой - от этого чудесного Откровения, связь последнего с Новой Теологией - в самых разных вариантах - казалось бы ясна. Но тем яснее необходимость точной оценки этого «Откровения», которая требуется и в связи с чисто апологетическими коннотациями обсуждаемых видений.
Актуальность обращения внимания на проблему нам видится несомненной в связи со все большим влиянием, оказываемым Новой Теологией на православное богословие в ряде важнейших моментов (разговор об этом будет продолжен в моем ЖЖ - К. Ш.).
Вот ссылки на тексты:
http://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/SPN_2.pdfhttp://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/Speyr_Pages.pdfИ в качестве приложения:
http://kiprian-sh.narod.ru/new_theology/Speyr_biography.pdf Мы не хотели бы сейчас вдаваться в обсуждение представляемых материалов. Возможно, оно будет уместнее при публикации переводов и комментариев к ним. Наша цель пока что проста: познакомить с текстами, никак, к сожалению, не привлекшими внимание нашего "обличительного богословия".
P.S.
Информация о мистических озарениях Б. и АШ. может быть, помимо прочего, использована не только как известное доказательство реальности иных миров, полученное уже в просвещенном XX веке - и не какими-то «тонкими натурами», а столпами Новой католической теологии, - но видения эти в перспективе могут быть использованы и для выработки яснейших критериев, позволяющих четко разграничить серьезный душевный недуг от случаев реального контакта с другими мирами. Материaлы многих из примерно 74 томов диктовок АШ (и прежде всего из объемного 12-ти томникa ее Посмертных сочинений), можно, например, с успехом использовать и в качестве пространных приложений при издании книг, близких по тематике к теперь уже хрестоматийному "Исцелению психических болезней..." известного православного богослова Ж. К. Ларшe. Более того, приходится лишь выразить известное сожаление в связи с тем, что уважаемый автор никак не воспользовался этим доступным материалом при написании названной монографии.
В свете колоссального кол-ва богословских трудов, написанных самим Б., детальные описания контактов последнего с иным миром создают удивительный прецедент и в области высокой науки - дают реальную возможность проследить влияние духов на те или иные грани собственно научного богословского творчества Б., и, таким образом, современного богословского творчества "вообще". Таким образом, точное определение типа мистики, к которому можно было бы отнести описываемые откровения, видится нам важной сопутствующей задачей, в связи с чем к обсуждению анонса приглашаются эксперты в области пара-нормального (в широком смысле), а также психологи.
P.P.S.
Предлагаем вниманию читателя пару ссылок в, так сказать, развитие темы. Происходящее в Меджугорье:
http://www.youtube.com/watch?v=_INChwNWd-c&feature=relatedhttp://kiprian-sh.livejournal.com/75906.html?thread=2821762#t2821762http://sibcatholic.ru/2010/01/11/kardinal-schoenborn-o-medzhugore/