- Где заканчивается догматика и начинаются церковные суеверия? Покойный отец Даниил и его последователи напирают на то, что они следуют отцам.
- Пусть они успокоятся: у отцов бывают десятки толкований одного и того же библейского текста. В области догматики я придерживаюсь слов преподобного Григория Синаита: «Чисто исповедовать Троицу в Боге и двоицу во Христе - в этом я вижу предел православия». Вся наша догматика выражается в пальчиках, когда мы совершаем крестное знамение. По остальным вопросам, я полагаю, в Церкви вполне может быть разнообразие суждений.
- И даже по тем, по которым есть consensus partum?
- Чтобы установить, есть consensus partum или нет, нужно собрать ученый совет Московской духовной академии. А отнюдь не сысоевский кружок. Чтобы установить согласие всех отцов, надо прочитать все их тексты. А они написаны на латыни, древнесирийском, древнегреческом, древнегрузинском, древнеармянском и других языках. Я не думаю, что это по силам какому-нибудь одному человеку. Это по силам только сообществу ученейших людей.
______________________________________
Это где же сей чудак нашел идиотов, которые считают, что consensus partum переводится с латинского как "согласие всех отцов во всех текстах на всех языках"? Но, похоже, его познания в латинском удостоверяют некоторые переводчики:
http://danuvius.livejournal.com/371524.html?thread=6155588#t6155588 PS Как хорошо бы зажилось всевозможным еретикам, если б можно было избежать осуждения, пока не представлены все тексты всех отцов на всех языках! По-любому, они бы успели помереть, пока не то, чтобы к переводу всех текстов приступили, предварительно издав критические исследования, а просто собрали бы их. И, более того, всегда была бы надежда на обретение новой рукописи :)))))
Это ж как надо наплевательски относиться к вере православной любить свои "оригинальные мыслишки"!
PPS Во избежание недоразумений приведу и в этой записи ссылку на свой перевод свое мнение, как именно следует понимать consensus partum:
http://kiprian-sh.livejournal.com/175510.html.