Поршневой авиационный двигатель «ДЕКА» М-100.

Sep 02, 2019 11:14

Узнал, что китайцы покупают "Мотор Сич".
Эта новость меня опечалила. Что авиадвигательный завод, построенный ещё до проклятого 1917-го года краткую историю смотри здесь, уходит из Русского мира.
Хотя, лучше у китайцев, чем у этих... Они даже распорядиться толком не сумели.

Интересно было бы выяснить судьбу инженера Воробьёва. Подозреваю - был потенциально великим конструктором, коли сумел выполнить такую работу. (И коли не оказывался он в ситуации, подобной несчастным советским конструкторам, которые не могли понять - как работает двигатель Ju-87.) Жаль, не сложилось.

Поршневой авиационный двигатель «ДЕКА» М-100

Разработчик: инж. Воробьев
Страна: Российская Империя
Год постройки: 1916

В августе 1916 года на находившемся в Александровске (с 1921 года - г. Запорожье) заводе Петроградского «Акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко» (сокращенно «ДЕКА») был испытан первый авиамотор «ДЕКА» М-100 - вертикальный, шестицилиндровый, однорядный, водяного охлаждения, типа «Mercedes». Его чертежи создали под руководством инженера Воробьева. Интересно отметить, что в этой работе принимал участие студент Московского Императорского высшего технического училища Владимир Климов, будущий генеральный конструктор двигателей «ВК», основатель ОКБ-117 (ныне ОАО «Климов», Санкт-Петербург), проходивший в то время заводскую практику.

Первые пять шестицилиндровых однорядных моторов «ДЕКА» М-100 с запчастями и одним дополнительным комплектом надо было сдать к концу августа 1916 года. Дело оказалось очень непростым: немецкая конструкция «не стыковалась» ни с принятой у нас технологией и системой допусков и посадок, ни с возможностями российских и американских станков. Надо было разобраться в использованных немецкими конструкторами материалах и подобрать им замену отечественного производства с учетом необходимости обеспечения прочности, жаро- и износостойкости, а также фрикционных свойств. Возглавил работу по «адаптации» мотора «Mercedes» к нашему производству всё тот же инженер Воробьев, а освоением более мощного двигателя «Benz» занимался инженер Киреев.

Как указывается выше завод Петроградского «Акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко» со сборкой первого двигателя «ДЕКА» справился. Генерал-майор Пневский доложил в Петербург: «…первый стосильный мотор, сделанный целиком из русских материалов, был пущен в ход и дал вполне удовлетворительные результаты.» Завод приступил к выполнению договора в полном объеме.

И хотя к тому времени канцелярии Управления воздушного флота удалось навести определенный порядок в своей «бухгалтерии», заставить сделать это производителей аэропланов не удалось. Да и в последовавших в 1917 году событиях погибли многие и многие архивные дела. Поэтому, к сожалению, невозможно отыскать информацию о том, на какие конкретно экземпляры самолета «Илья Муромец» были установлены первые моторы «ДЕКА».



Двигатель «ДЕКА» М-100.


Двигатель «ДЕКА» М-100.


Двигатель «ДЕКА» М-100 на стендовых испытаниях.


Монтаж двигателей «ДЕКА» на самолет «Илья Муромец».

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviamotorostroenie/aviamotory-rossijskoj-imperii/porshnevoj-aviatsionnyj-dvigatel-deka-m-100/

история техники, из Сети, дореволюционная Россия

Previous post Next post
Up