Фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер» - драма, притча, философское эссе - с великолепным актерским дуэтом Хоакина Феникса и Филиппа Сеймура Хоффмана.
«Мастер» претендовал на
Оскар-2013, точнее - на три: за мужскую и женскую роли второго плана и за главную мужскую роль. Не получилось. (На последнем
Венецианском кинофестивале "Мастер" взял два приза - и роль Хоакина Феникса, и роль Пола Сеймура Хоффмана были сочтены лучшими. Плюс - приз за лучшую режиссуру. Но то - в Венеции...)
По крайней мере, актерского мастерства, перевоплощения, жизни в предлагаемых обстоятельствах в фильме Андерсона предостаточно. А так же - глубокомысленных диалогов, философствований, психологических тренингов и сеансов психоанализа.
Еще - необыкновенной красоты картинка: послевоенная Америка показана в фильме Андерсона , как золото на голубом. И эта безмятежная картинка создает странный диссонанс с мрачностью и сложностью главного героя, и его жизненного пути, о котором речь.
Вообще-то фильм под названием «Мастер» обещал раскрытие тайн сайентологии. Или хотя бы - главного сайентолога. Не секрет, что прототипом экранного Мастера, роль которого убедительно исполнил Филипп Сеймур Хофман, является знаменитый, таинственный и загадочный, великий и ужасный Рон Хаббард, основатель сайентологического общества, создатель дианетики.
Хаббард - фигура в высшей степени кинематографичная. (Не говоря уже о том, что он был тесно связан с Голливудом, ведь начинал он как писатель и сценарист). Авантюрист, харизматик, невероятно удачливый в финансовых начинаниях, он создал за несколько лет не просто бизнес, приносящий баснословных доход - он создал веру.
Люди, окружающие его, поверили - и верят до сих пор его последователям - что Хаббард знает, как стать счастливым и успешным, и может любого научить этому. За вознаграждение. Вот о чем хотелось посмотреть фильм, тем более такого мастера, как сам режиссер Пол Томас Андерсон. Но это было бы слишком просто.
Фильм Андерсона - не о внешних событиях, да и вообще - не о Мастере, как таковом. Фильм о том, кто нуждается в Мастере. Или даже - о том, Что в человеке нуждается в совершенствовании. Сам человек может даже вовсе к совершенству не стремиться. Но какая-то часть его - стремится все равно. Из-за пустоты, черноты, тревоги, страха, которые человека окружают, и сужают круг вокруг него, и сам-то он может привыкнуть, но к свету все равно хочется вырваться.
Главный герой фильма - Фреди, его блестяще играет Хоакин Феникс, преображаясь до неузнаваемости! Он - моряк, сошедший на берег после второй мировой. Исковерканный войной, а может, и не только войной - не человек, а обломок, или - заготовка, еще не ставшая человеком. И вот этот необработанный материал встречает Мастера, (это Филипп Сеймур Хоффман).
Они оба нуждаются друг в друге. Но именно в силе этой нужды скрывается невозможность: природа одного слишком испорчена и не поддается исправлению, а другой в своем наставничестве хочет совершенно поработить ученика, и в этом уже нет добра…
Получается, что фильм Андерсена - не о конкретном Мастере - Хаббарде, он - гораздо шире и глубже. Хотя недосказанность может кого-то из зрителей и отпугнуть. Но фильм - не о судьбах этих людей, и даже не об их взаимоотношениях. Он - как будто задает вопрос: а вообще возмножно исправление? Прощение? Раскаяние? Преображение? Помощь? Исцеление?
Можно ли, по большому счету, рассчитывать на участие всеблагого и всепрощающего мастера? А если нет - то зачем тогда эта лазоревая красота вокруг? Вот какой фильм. Он может оставлять впечатление незаконченности. Потому что однозначного ответа на свой вопрос у автора, слава Богу, нет.
Мастер | The Master: США - 2012
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Магнолия l Magnolia,
Нефть | There Will Be Blood Вместо этого смотреть:
Мой парень - псих | Silver Linings Playbook,
Линкольн | LinkolnВ этот день в 2012 году:
Клуб киноУХО - 30. Современное искусство в современном кино. АнонсВ этот день в 2011 году:
Зимняя кость l Winter's BoneВ этот день в 2010 году:
Коралина в Стране Кошмаров | CoralineВ этот день в 2009 году:
Миллионер из трущоб | Slumdog MillionaireВ этот день в 2008 году:
Паства | The Flock киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн