Фильм «7 дней и ночей с Мэрилин» - третья из представленных на нынешнем
Оскаре больших картин об истории кинематографа. «
Артист | The Artist» Мишеля Хазанавичуса - о наступлении эры звукового кино - отхватил 5 призов, из них 4 главных. «
Хранитель времени | HugoХранитель времени | Hugo» Мартина Скорсезе, об одном из пионеров кинематографа, Жорже Мельесе, - получил свои 5, технического свойства, (среди них - за лучшую операторскую работу!).
«Мэрилин» осталась без наград - за исполнение ее роли Мишель Уильямс номинировалась на лучшую женскую роль. (Предварительно получив за эту роль
Золотой Глобус - среди комедий и мюзиклов). Однако такое обилие в оскаровской обойме ретро-реверансов искусству кино заставляет приглядеться к фильму «7 дней и ночей…» не как к фильму только лишь о Мэрилин, но и - о кино.
Практически большую часть времени перед нами - съемочная площадка, британская на этот раз. Конец 50-х. В кресле режиссера - великий актер Лоуренс Оливье. Да и главные герои - звезда экрана Мэрилин Монро и юный ассистент режиссера Колин - тоже в первую очередь люди кино.
И книжка, которую по следам событий написал прототип Колина, реальный Колин Кларк, книжка, ставшая основой фильма, называется «Принц, танцовщица и моя неделя с Мэрилин» - на первом месте в заглавии значатся герои фильма, который с таким трудом снимают герои книги. (Фильм «Принц и танцовщица» вышел на экраны в 1957 году и имел большой успех.)
Эта точка зрения, ("7 дней и ночей с Мэрилин" - фильм о кино), вполне подтверждается тем количеством времени, которое на экране мы будем видеть не Мэрилин и не Колина, а Лоуренса Оливье - одного, с помощниками и партнерами, с Мэрилин, без Мэрилин - к большому удовольствию зрителей, потому что актер Кэннет Брана в этой роли стоит того, чтобы на него посмотреть.
Выдающийся актер Брана играет великого актера Оливье, пытающегося играть в режиссера. Драматизма в этой ситуации и в этой роли едва ли не больше, чем в роли и в ситуации Мэрилин. При этом харизмы Брана вполне хватает, чтобы при достаточно приблизительном внешнем сходстве очень мощно представить Лоуренса Оливье. И его обаяние, и его гнев, и его отчаянье, и его облегчение и радость.
Великий актер взялся снять фильм, пригласив в него заокеанскую звезду. На карту поставлено если не все, то многое. А заокеанская звезда оказывается непредсказуемой, непрофессиональной, несговорчивой и вообще неподдающейся какой-либо британской логике и представлениям о том, как все должно быть. Столкновение этого британского чопорного рационализма с абсолютно бессистемным, а от того - выводящем из себя, доводящим до белого каления поведением Мэрилин - ничуть не менее интересная линия фильма, чем милая любовная интрижка Мэрилин с Колином.
Но ведь и любовная интрижка с Колином, из фильма это очень становится ясно, - это как раз та иррациональная тайна успеха Мэрилин, которую не может просчитать актер старой школы Оливье. А сама Мэрилин - сознательно или подсознательно, она, ощущая потребность в новых силах, дефицит уверенности в себе, страх камеры, зависть, сплетни и интриги вокруг, ревность и подозрительность мужа, недоверие и снисходительность британских коллег, жадное обожание толп и полную свою несостоятельность в актерском мастерстве - так, как она его понимала, как ее зачем-то научили понимать - прибегает к тому единственному средству победить все эти комплексы и страхи, которое всегда было в ее распоряжении - к чьей-нибудь любви.
Для того, чтобы царить на площадке, ей нужно, чтобы ее любили. Не все - а кто-нибудь конкретный. Здесь и сейчас. Кто-нибудь, не важно, кто - и фильм очень просто дает нам возможность понять и простить Мэрилин: из этой любви, из этой помощи и подпитки она берет силы преодолеть вот все то, что всегда ее окружает и обессиливает, преодолеть - и выплеснуть на экран новой искрометной ролью.
После того, как мы - спасибо Колину Кларку и создателям фильма «7 дней и ночей с Мэрилин - увидели, как эта великая звезда, владеющая, казалось бы, сердцами всех мужчин планеты, как она плачет, упираясь голой коленкой в стенку, сжимая в руках тетрадку с записями о неприступной системе Станиславского…
После этого разве можно на нее обижаться? И Колин нисколько не травмирован, что Мэрилин «им воспользовалась, а потом бросила, как надоевшую игрушку…»
Нет, он счастлив, что смог оказаться рядом, почувствовать близость - не физическую только - этой великой женщины, помочь ей собраться с силами - и в этом фильме, который все-таки состоялся, несмотря ни на что, и живет до сих пор - есть и его участие. В том, что это - он, а не вездесущая жена Ли Страсберга, караулящая каждый шаг Мэрилин и сверяющая его с «великим учением» - (системой Станиславского) - помог Мэрилин обрести ту легкость и свободу перед камерой, которого и ждет от нее зритель.
С этой точки зрения, показать Мэрилин страдающей и пугливой маленькой девочкой-женщиной, а не обворожительной красавицей - выбор на главную роль Мишель Уильямс оправдан. Но этот же выбор лишает интригу широты диапазона: маленькая испуганная девочка-актриса ищет поддержки у маленького испуганного мальчика-ассистента. Ну да. На экране они соразмерны - Мишель Уильямс-Мэрилин и Эдди Редмейн-Колин.
Ну да, у этой великой Мэрилин как бы было два лица - одно на публике и одно для самой себя: лик небожительницы - и заплаканное лицо бедной сиротки Нормы Джин. Вот в фильме мы увидели Мэрилин-Норму Джин. (Это настоящее имя Мэрилин Монро, то, под которым мы ее знаем - сценический псевдоним, придуманный на студии. А Норма Джин была дочерью сумасшедшей матери, скиталась по друзьям-родственникам, вышла замуж чуть ли не 16 лет и вообще была брюнеткой).
Небожительницы в лице и в пластике Мишель Уильямс нет. Плачет, жалуется, пугается и несмело улыбается она очень правдоподобно. Как всегда. ("
Голубой Валентин l Blue Valentine", "
Провокатор | Incendiary", "
Мамонт | Mammoth") Но если бы на ее месте была хотя бы та же Скарлетт Йохансон, (одна из претенденток на роль Мэрилин), то контраст между, так скажем, дневной и ночной Мэрилин был бы гораздо ярче.
И конфликт Оливье-Монро - тоже ярче. А то в случае Монро-Уильямс этот Брана-Оливье выглядит просто каким-то пожирателем младенцев. Что он так кричит и топает ногами на нашу бедную девочку?
Мишель Уильямс так выглядит. А Мэрилин так не выглядела, а только была внутри себя. Взбешенный же режиссер, Оливье, в частности, видит перед собой роскошную женщину, взбалмошную и глупую, пустоголовую истеричку, которая от избытка денег и власти слишком много себе позволяет и уже не знает, чего она хочет…
В общем, за неимением реальной Мэрилин, способной совместить в себе две эти крайности, можно с успехом бы поставить реалистичную документальную повесть Кларка в сюрреалистической манере, известной тем же англичанам лучше всех, как история о докторе Джекиле и мистере Хайде.
Однако студия BBC, на которой ставятся все английские классические экранизации, и на этот раз верна себе - экранизировала пусть и не классическое произведение - с той же дотошностью, достоверностью и реалистичностью. Правда, английские реалии так хороши, что лишний раз на них посмотреть … никогда не бывает лишним.
7 дней и ночей с Мэрилин | My Week with Marilyn: США, Великобритания - 2011
Моя система оценок Poll 7 дней и ночей с Мэрилин | My Week with Marilyn Вместе с этим смотреть:
Высоцкий. Спасибо, что живойВместо этого смотреть:
Голубой Валентин l Blue ValentineВ этот день в 2011 году:
СатисфакцияВ этот день в 2010 году:
Остров проклятых | Shutter IslandВ этот день в 2009 году:
Результаты Оскара киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн