"Журчат ручьи, кричат грачи, и тает лёд и сердце тает..." - думаю, вряд ли в нашей стране найдется хоть один человек (кроме самых юных), кто ни разу не слышал эту песню. А вот о фильме "Весна" того же самого сказать нельзя - признаться, я не пересматривал его с самого детства, и помнил довольно смутно - только то, что актриса и ученая заумная дамочка поменялись "местами". Каким образом они это сделали, и как Никитина попала на киностудию... я в упор не помнил.
Любовь Орлова в обеих ролях, кадр из фильма "Весна" (1947)
Равно как и не помнил, что здесь играла моя обожаемая Фаина Раневская. И фильм, оказывается, натурально классный, местами я ржалЬ просто неприлично )
Аркадий Громов (Николай Черкасов) - режиссёр, приступающий к съемкам фильма об учёных. Главная героиня - учёная. Её прототип - Ирина Петровна Никитина (Любовь Орлова). Она - классический стереотипный сухарь. Громов, приехав в Институт Солнца, в котором Ирина Петровна работает, нарвался на такой отлуп, что оторопел, но понял - образ героини для фильма найден верно. И на кастинге он пытался найти актрису, похожую на Никитину.
Ирина Никитина (Любовь Орлова), кадр из фильма "Весна" (1947)
Пробоваться на роль приходит актриса оперетты Вера Шатрова (Любовь Орлова), имеющая потрясающее сходство с Никитиной. Веру утверждают, но директор театра Акакий Абрамович (Борис Петкер), узнав об этом, категорически не желает отпускать свою актрису в кино. В театре Шатрова играет только в массовке, но директор озаботился - вдруг она окажется звездой, и тогда получается, что он девушку проморгал? Чтобы удержать Веру у себя, Акакий Абрамович назначает её на главную роль в одной из оперетт.
Вера Шатрова (Любовь Орлова) и режиссёр Александров (Николай Черкасов), кадр из фильма "Весна" (1947)
Шатрова, конечно, рада такому повороту, но благосклонность директора может оказаться временной, и кинороль она никак не хочет упускать. Отчаявшись, Вера едет к Никитиной и уговаривает её на подмену. Ирина Петровна не жаждет это делать, но актриса весьма убедительна...
И вот Никитина на студии - замену никто не заподозрил, более того, гример (Рина Зеленая) утверждает, что надо подгримировать - дабы девушка стала похожа на настоящую Ирину Петровну. Далее будет много забавных моментов и казусов, которые усугубятся тем, что героини не успеют вовремя поменяться обратно. И Вере Шатровой придётся на вечернем приёме изображать учёную, а Ирине Никитиной - общаться с режиссёром от лица актрисы.
Впрочем, эта подмена идет на пользу всем: Шатрова понимает, что играть в фильме нужно совсем другой образ, Никитина проникается таинствами кино, а заодно объясняет Громову, что сценарий никуда не годится и надо всё переписывать, Громов же, в свою очередь, прислушивается к "актрисе" и, поразившись её видению жизни учёных, соглашается с тем, что фильм должен быть совсем другим.
Прогулка по киностудии, кадр из фильма "Весна" (1947)
Каким? Это Громову станет ясно позже, когда маленький обман вскроется, и когда все герои фильма поймут, что значение этого обмана куда значительнее, чем предполагалось.
И вот что я хочу сказать. Фильм "Весна" (1947), хоть и не считается лучшим у дуэта Александров-Орлова, но совершенно напрасно! Он замечательный! Александрову удалось сделать мюзикловую комедию положений умной и наполненной смыслами, но при этом - действительно смешной.
Маргарита Львовна (Фаина Раневская), кадр из фильма "Весна" (1947)
Отдельно необходимо отметить потрясающую игру Фаины Раневской. В сценарии её персонаж (экономка Никитиной) был совершенно проходным, буквально с одной фразой, но Александров сам предложил актрисе придумать себе роль. И она придумала. И настолько замечательно придумала, что её небольшой эпизод превратился в значимую роль второго плана, а её дуэт с персонажем Ростислава Плятта (Бубенцов, завхоз Института Солнца) по сути затмил всех остальных.
Если вы решитесь пересмотреть этот чудесный фильм, вас ждут еще и удивительные открытия - оказывается, масса крылатых фраз, которые мы используем и по сей день, пришли из "Весны". Например - "Где бы ни работать, только бы не работать!"
Осталось добавить, что прототипом Никитиной считается знаменитая советская учёная, доктор технических наук, Зинаида Васильевна Ершова - радиохимик, которую называли "русская мадам Кюри".
Моя оценка 5-
От А до Я. Советское кино 40-50-х. Малокартинье
Запланированный рассказ о фильме "Весна" отлично совпал с заданием Марафона - ведь обе героини погружаются в незнакомую для себя среду, и им объясняют особенности этой среды. Особенно - учёной Никитиной, которая знакомится с закулисной стороной киностудии, параллельно объясняя режиссёру, что учёные - это вовсе не пересушенные заумные сухари.
Марафон
92 дня лета, задание 59: Напишите пост, в котором объясните читателям любой факт
#92днялета