Советское кино - ЗА и ПРОТИВ: Адепты Старого vs Адепты Нового vs Я (Кэп)

Jul 28, 2020 09:21

Адепты Старого: Новое кино смотреть невозможно - такой отстой, что хоть вешайся! То ли дело старое советское - сплошь шедевры!
Адепты Нового: Советское - отстой! Годное все видели тысячу раз, надоело, а остальное - сплошная идеология!

Кэп: Далеко не все советские фильмы шедевральны, отстоя хватает. Да, действительно, всё, что можно считать шедеврами, известно и сейчас - эти фильмы постоянно показывают по ТВ, многим они уже и надоели. Я смотрю преимущественно малоизвестное кино и скажу честно - ни одного шедевра на все времена среди малоизвестного я не обнаружил. Более того, обычно легко определяется - чего фильму не хватает для того, чтобы выйти в высший, так сказать, эшелон.



Кадр из фильма "Переступи порог" (1970)

НО

Я нашел довольно много замечательных умных кинокартин, которые с радостью рекомендую.
Да, многие из них на любителя, так как это не комедии, которые нравятся практически всем.
Да, ряд из них имеет определенные недостатки (обычно - некоторая затянутость первой трети и невнятная завязка), но зато потом уже смотришь, затаив дыхание.
Да, есть не так уж мало фильмов республиканских студий, которые совсем не на слуху и во всесоюзный прокат редко попадали. Но часть из них - замечательны.
Да, нередко идеология совсем уж шкалит - но далеко не везде. А минимальная идеология - почему нет? Это же естественно, и какие-то идеологические посылы есть в фильмах любых стран.

А еще я обнаружил, что мне стало интересно смотреть производственные фильмы от 70-х и далее. Раньше я их, как и большинство, терпеть не мог, но вот сейчас, с высоты прожитых лет, я в них понимаю гораздо больше, чем в 15-20 лет. И я вижу, что в лучших производственных фильмах суть совсем не в прокатных станах и количестве угля на-гора, а в психологии людей и их взаимодействии.

Вспоминая тот момент, когда я начинал смотреть советские фильмы вот так, подряд, не выбирая ни по темам, ни по жанрам, ни по рейтингам, я могу признаться честно: поначалу меня интересовали только советские реалии 70-х и 80-х. Тогда я частенько ввязывался в споры о советском быте, и фильмы служили доказательством того, что далеко не всё было сладко, с молочными реками и кисельными берегами.

Нет, конечно же я не являюсь ненавистником СССР, но и от безумного фанатизма тоже очень далёк. Что-то было хорошо, что-то - плохо. Системный кризис действительно назрел, а команда Горбачева не сумела с ним справиться. Да и, честно говоря, я не представляю - кто бы сумел. А в кино это всё видно - особенно, если наблюдать процесс в динамике, по хронологии - всё это очень ярко заметно.

Кстати, я заметил, что особо яростные фанаты СССР советское кино толком не знают. И если фильмы от 60-х и далее они более-менее знают (но процентов 50 или около того), то более раннее - неа.



Кадр из фильма "Жаворонки" (1980)

Адепты Старого: И в советское время были режиссёры-антисоветчики (такие, как Рязанов, например), которые очерняли советскую действительность и придумывали неправдоподобных мерзких людишек! В кино надо показывать лучшее, то, к чему людям нужно стремиться! Обязательно должна быть чёткая мораль и положительный герой, на которого надо равняться! А в 70-е и, особенно, 80-е начали пропаганду разных омерзительных личностей, пьянства, воровства, западного образа жизни и прочего! Конечно, молодежь насмотрелась, и у них сдвинулись нравственные ориентиры!

Кэп: Меня всегда удивляли люди, считающие всех вокруг тупицами, неспособными сделать вывод из сатирических фильмов. И если авторы фильма в финале не заклеймили позором отрицательного персонажа (прямым текстом - мол, НЕЛЬЗЯ делать, как Вася, надо делать как Коля), то фильм - антисоветский. Но, думаю, эти люди - сами такие тупицы и есть.
Я не знаю - насколько надо не иметь мозгов, чтобы считать, скажем, что "Ирония судьбы" прославляет пьянство (а Лукашин - конченый алкаш), "Интердевочка" - это пропаганда проституции и так далее.

Кстати, одно время (в 60-е) в некоторых фильмах пытались избежать показа отрицательных героев, а конфликт строили на борьбе хорошего с лучшим. Но уже тогда поняли, что на выходе получается УГ и отказались от таких вариантов. Из всего, что я смотрел, только один фильм (точнее - сериал) достойно эту самую борьбу хорошего с лучшим отобразил. Это - сериал "День за днём" . Но проверку временем он не прошел - один раз посмотреть можно, пересматривать - не хочется. Сплошь положительные герои, сладкие, как конфеты в сиропе... это такое себе...

Ну и я не буду рассказывать о худсоветах при приемке фильмов, об утверждении сценариев и т.п. - это все знают. А потому антисоветских фильмов в те годы в принципе быть не могло - всё это фильтровалось еще до начала производства. И да - почти все фильмы, уложенные на "полку", были реально слабыми. Кстати, вы никогда не задумывались, почему в массе их, все-таки,  сохраняли, а не уничтожали?



Кадр из запрещенного фильма "Галя" (1940)

Адепты Нового: Если и смотреть старое кино, то только с точки зрения киноведения - как всё это развивалось. Да только развивалось же на Западе, а в СССР - копировалось.

Кэп: Это далеко не так. В мире кинематографа шел постоянный обмен опытом, чему-то учились наши кинематографисты, чему-то - у нас. И при всех прочих равных нет ни одного случая прямого воровства советскими кинематографистами чужих фильмов - как это было в случае с нашими "Планетой бурь" и "Садко", которые хваленый Голливуд порезал, перемонтировал, доснял, переозвучил и выдал за своё.

На этом я закончу, а читателей спрошу - вы на чьей стороне?

Poll Советское кино - ЗА или Против?

Марафон 92 дня лета, задание 58: Напишите пост про ЗА и ПРОТИВ

#92днялета

#92днялета, 92днялета, Советское кино

Previous post Next post
Up