А ведь я забыла написать окончание своего первого соло-похода по Карелии. И как хорошо, что в марафоне #этолето нашёлся такой пункт с напоминалкой. Так что продолжу, и это будет четвёртая, заключительная часть моего путешествия. Продолжение начинается с моего переезда на поезде по маршруту Гимольская - Янисъярви.
Проводница разбудила меня в 6 утра. Сперва я только услышала, - Вставайте, уже шесть утра. Кое-как, с её помощью моё тело поднялось. Она спрашивает, - Вы не упадёте назад спать? И тут же сама себе отвечает, - упадёт. Я наконец-то открыла глаза и сказала, - Не упаду… Она проследила, чтобы я встала и только тогда отправилась к себе в купе. Я умылась, налила чай и стала в тамбуре. На улице лил дождь. Ливень.
Станция Янисъярви
Выходя из поезда, я дала проводнице подержать мой стакан с горячим чаем, а сама стала спускаться. Перрона не было вообще, кое-как сползла. Отдавая мне чай, проводница только обречённо вздохнула… Мне же стало так жалко меня, что в голову закралась мысль слабака, чего я здесь, зачем мне это надо?! Все люди, как люди, поехали после Воттоваары по домам. Сейчас сладко дрыхнут под дождик на своих полках... Но тут опять вспомнила наших отважных полярников, через какие трудности им пришлось пройти полярной ночью, и я сказала себе, - Не ныть!
Мой клеёнчатый дождевик, порванный ещё в начале похода, был выкинут, куртки не было, ветровки тоже, мне опять предстояло вымокнуть. И если бы на станции Янисъярви тоже не оказалось зала ожидания, я бы поставила палатку прямо на остановочном пункте. Но чудо всё-таки случилось, зал ожидания был и даже работал. Я зашла, посидела, выпила чай, поела, и подумала, а почему бы не поспать. Похоже на этой станции никого не бывает, здесь ходят всего два поезда. Постелила коврик, достала спальник, и с удовольствием растянулась на полу.
Станция Янисъярви
Станция Янисъярви
Когда проснулась, из дежурки выглянула сотрудница станции. Мы познакомились, разговорились, она угостила меня чаем, я ещё заварила кашу, позавтракала и подумала, а жизнь-то налаживается!
Таня, так зовут дежурную, рассказала мне, как идти в Хямекоски, я оставила рюкзак на станции и потопала за новыми приключениями. Погодка была так себе, то солнце, то дождь, но я шла к своей следующей цели. А целей у меня было две: увидеть старейшую ГЭС, и посмотреть на старый финский арочный железнодорожный мост, единственный такой в Карелии.
Станция Янисъярви
Станция Янисъярви
Станция Янисъярви была построена в 1920 году. Основной задачей станции было соединить восточные финские земли с центральной Финляндией. Станция стала узловой, соединяя окружные станции - Настенъярви, Хямекоски, и посёлок Харлу, в котором была бумажная фабрика Лепякоски. В 1942 году станция перестраивалась, и с тех пор здание кардинально не меняли. Иногда только делают косметический ремонт, а недавно установили санузел в самом здании и поставили рукомойник. Но воду для рукомойника носят вёдрами из колодца. Порадовала сохранившаяся старинная финская печь, которую зимой топят дровами.
Станция Янисъярви
Через станцию Янисъярви проходят всего два пассажирских поезда, Санкт-Петербург - Костомукша и Москва - Петрозаводск. Билетной кассы на станции нет. Пассажиры обилечиваются, или на сайте железной дороги или в поезде у начальника поезда. Правда, как происходит процесс обилечивания в поезде, я себе плохо представляю. А если нет мест?
Станция Янисъярви
Станция Янисъярви
Но, как бы то ни было, я дошла до старейшей ГЭС, запущенной ещё в 1903 году и влезла, куда можно было влезть. Некоторые механизмы, установленные изначально, работают до сих пор. Архитектура здания тоже сохранена. Станция расположена на реке Янисйоки, и входит в состав малых ГЭС, объединяющих шесть подобных электростанций: Питкякоски, Хямекоски, Харлу, Пиени-Йоки, Игнойла и Суури-Йоки. Кстати, Игнойльскую ГЭС я уже видела, когда сплавлялась единственный раз в жизни по реке Шуя.
От станции Янисъярви до посёлка Хямекоски семь километров, и ещё от знака, на котором почему-то написано Хемякоски, до самой ГЭС пару километров. Перепутаны буквы или намеренно так написано, мне не удалось узнать. Но везде пишется Хямекоски.
Дорога на Хямекоски
Посмотрев на ГЭС, я отправилась к старому финскому железнодорожному мосту. Этот арочный мост самый гигантский мост Карелии. Арочных мостов в Карелии много, но именно такой, по моему, один.
Старейшая ГЭС в Хямекоски
Старейшая ГЭС в Хямекоски
Старейшая ГЭС в Хямекоски
Старейшая ГЭС в Хямекоски
От ГЭС до моста можно дойти берегом Янисйоки по грунтовой дороге, там всего пару километров. Вообще, река бурная, но я нашла одно местечко, где можно было спуститься и искупаться, пока ненадолго выглянуло солнце. На подходе к мосту я увидела плотину, очень шумные эти рукотворные водопады))
Финский арочный мост Карелия. Река Янисйоки
Финский арочный мост Карелия. Река Янисйоки
Финский арочный мост Карелия. Река Янисйоки
В своё время река Янисйоки стала препятствием для доставки в центральную Финляндию лесов, полезных ископаемых, и было принято решение построить через реку мост. Стройка длилась полгода. Можете себе представить, без современных технологий строительство было завершено всего за полгода. 26 ноября 1919 года мост был пущен в эксплуатацию. Длина моста 110 метров, а высота арок 10 метров. Этот мост до сих пор действующий, если будете проезжать одним из двух поездов, следующих через станцию Янисъярви, то обязательно проедете по этому историческому мосту. Обратно к станции я пошла по рельсам, через вырубленный в скалах коридор.
Финский арочный мост Карелия
Финский арочный мост Карелия. Река Янисйоки
Станция Янисъярви
Когда я шла по берегу Янисйоки, и ходила к озеру Янисъярви, то видела несколько оборудованных походных мест, но все дрова были мокрые, и я рисковала остаться без еды. Магазина в посёлке, нет, купить какой-то сухпай негде, поэтому решено было остаться ночевать на станции, опыт спанья на полу у меня уже есть. А тут все удобства, санузел есть, чайник есть, вода в колодце есть. Да ещё и Таня пригласила меня переночевать в дежурной комнате, пока она будет работать. Вы когда-нибудь ночевали на железнодорожной станции? Я ни разу.
Станция Янисъярви
На следующий день отправилась в посёлок Харлу. Таня сказала, что там тоже есть старинный арочный мост. Так как смена Тани закончилась, она собиралась уезжать домой. Ехать ей надо было через Харлу, и она с радостью согласилась закинуть меня в этот посёлок. Кстати, на заметку, кто пожелает съездить посмотреть мост. Магазина возле станции нет, в посёлке Хямекоски его тоже нет, только раз в неделю приезжает автолавка. Если вам надо будет что-то купить, то придётся топать в Харлу, а это 12 километров.
Посёлок Харлу
В Харлу мы с Таней попрощались, она отправилась домой, а я к мосту и прогуляться по посёлку. Арочный мост в посёлке тоже железнодорожный, когда-то по нему ходили поезда местного назначения Лодейное поле - Янисъярви. Станция так и называется Харлу. Мост через речку Лёютёоя был построен в 1924 году при строительстве железной дороги. Мост однопролётный, добротно построенный. Вообще, арочные мосты строили из камня, и только гигант через Янисйоки построен из бетона.
Мост через речку Лёютёоя
Финский арочный мост в посёлке Харлу
Финский арочный мост в посёлке Харлу
Сам посёлок небольшой, строения в основном деревянные. В центре расположен импровизированный рынок. Зашла в магазин, там строго соблюдается масочный режим и вход не более двух человек. Я купила еды и пошла назад, на станцию. А вечером поезд увёз меня в Москву.
Почта России и сбербанк в посёлке Харлу
Посёлок Харлу
Посёлок Харлу
Честно говоря, уезжать было немного грустно, но по приезду я начала составлять новые маршруты для путешествий, ведь Карелия большая и интересных мест там ещё очень много.
#летниеистории
1 часть -
Долгая дорога на Воттоваару 2 часть -
Почему гора Воттоваара считается мистической 3 часть -
Соло-жизнь на озере Гимольское Фото в постах в процессе восстановления