Все знают авторитетное мнение, что красивый самолет хорошо летает. Спорить здесь сложно, а порой и бессмысленно. Когда смотришь на представленный в музее самолет со стороны, эту идею и вспоминать не хочется. Уж больно неказист, на первый взгляд, облик этого моноплана. Но в том то и скрыта суть гениальных авиационных конструкций, что к ним иногда лучше подходит фраза из песни, прозвучавшей в неувядающей киноленте: “На лицо ужасные, добрые внутри”. Представляю самолет интересной судьбы: глубокая модификация биплана, проиграл в конкурсе, выпускался и состоял на вооружении в течении всей войны, а также с успехом строился на автомобильных заводах! Итак: одноместный палубный истребитель Grumman F4F-3 Wildcat!
В конкурсе 1937 года на новый истребитель для Военно - Морских сил победил проект фирмы Брюстер - "Буффало". Среди отвергнутых проектов был самолет Груммана XF4F-2. Изначально он проектировался как как глубокая модернизация биплана F3F. От него он взял короткий веретено бочкообразный фюзеляж в втягивающимися (!) стойками основного шасси.
При рассмотрении новых истребителей по результатам их сравнительных испытаний, комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США в целом отметила общую перспективность нового самолета, но при этом обратила внимание на неудовлетворительную управляемость по всем трем осям. Зато скорость нового истребителя - 532 км/ч - была признана основным его достоинством. ВМС подписали с фирмой Грумман протокол о намерениях, в котором говорилось: "ВМС США повторно рассмотрят вопрос о закупках самолета F4F после устранения всех недостатков, выявленных в ходе испытаний". Главный конструктор Вильям Швендлер в пожарном порядке взялся за перепроектирование своего детища…
По результатам внесенных изменений и доработок Флот США 8 августа 1939 года выдал первый заказ на 78 серийных самолётов F4F-3. В связи с решением Конгресса об увеличении воздушной мощи флота в течение лета 1940, производственный контракт на F4F-3 существенно возрос. Первоначальный заказ вырос до 200 F4F-3. Первыми эскадрильями морской авиации, получившими F4F-3 стали VF-7, базировавшийся на авианосце «Уосп» (USS Wasp) и VF-4 с авианосца «Рейнджер» (USS Ranger).
Когда 8 декабря 1941 г. была объявлена война, корпорация Дженерал Моторс прекратила производство автомобилей, остановив пять своих заводов на Западном побережье. Корпорация выдвинула предложение загрузить остановленные заводы военными заказами. В начале 1942 г. командование флота организовало встречу представителей Грумман и Дженерал Моторс для обсуждения идеи передачи части производства самолётов с перегруженных заводов Грумман в Бетпейдже.
К середине 1942 г. совместными усилиями все пять заводов были полностью реорганизованы, став Западным авиационным отделением - Истерн Эркрафт, корпорации Дженерал Моторс. F4F-4 производства Грумман и FM-1 производства Истерн Эркрафт были идентичны во всем, кроме вооружения. Производство F4F-4 Уайлдкэтов на заводах Груммана было завершено выпуском последней партии в 100 машин в мае 1943 года.
В мае 1945 г. флот получил последние шестьдесят Уайлдкэтов, после чего их производство было прекращено. Всего было построено 7251 самолет, произведённого совместно заводами Грумман и Истерн Эркрафт.
Одной из проблем самолёта, которую не решили на протяжении всей эксплуатации - система выпуска шасси. После взлёта шасси полностью убирались двадцатью девятью оборотами рукоятки ручной лебёдки, в то время, как пилот был прежде всего озабочен набором высоты, сохранением строя и выравниванием самолёта. Выпуск шасси сопровождался не меньшими помехами в управлении самолётом.
Представленный в музее Wildcat - это один из двух сохранившихся в настоящее время самолетов этого типа. И судьба его не менее интересна, чем самого проекта. Пилот Джордж Хан вылетел на нем с авианосца “Сэйбл” на тренировочный полет на озере Мичиган. В результате механической неисправности самолет совершил аварийную посадку на воду. Пилот остался жив, а Wildcat опустился на 220 футов (примено 70 м) под воду, где и пролежал до 1991 года, когда он и был поднят. Топливные баки и маслобак были заполнены горюче-смазочными материалами, одна шина была накачена, а в кислородном баллоне было рабочее давление. После четырех лет реставрации, в оригинальной схеме окраски 1943 года Wildcat совершил первый после восстановления полет в июне 1995 года.
Подводя маленький итог фоторассказу о самолете хочу отметить вот что. Мало создать самолет с выдающимися ЛТХ, нужно построить их такое количество, чтобы обеспечить боеспособность военно-воздушных сил на заданном уровне в течении всего необходимого периода! Самолетов должно быть много, ремонтироваться они должны легко, запчастями должны быть обеспечены в достаточном количестве, а производиться должны в течении всей войны! О ком это я? Да это слова о рабочей лошадке палубной авиации Grumman F4F-3 Wildcat и всех его многочисленных модификациях!