В настоящее время рынок так называемых среднемагистральных лайнеров разделен между двумя мировыми гигантами: Boeing и Airbus, при чем в этом сегменте европейский производитель не только показывает прогрессирующий рост заказов на самолеты 320-й серии, но и обгоняет Boeing по количеству проданных самолетов. А ведь до того, как Boeing поглотил в 1997 году компанию McDonnell Douglas этот рынок делил еще один, как принято сейчас говорить, игрок со своим проектом. Я имею ввиду линейку самолетов DC-9 с продолжением в виде семейств MD-80 и MD-90. Напомню, так же, что о последней модификации этого проекта
Boeing 717, который до слияния назывался McDonnell Douglas MD-95, я уже писал.
Совершенно случайно, порывшись в архивах трехлетней давности, я обнаружил снимки перелета на самолете McDonnell Douglas MD-88 по маршруту: Майами - Нью-Йорк. И, хотя в американских аэропортах Дугласов становится все меньше и новые самолеты 737 серии, спустя пятнадцать лет, по многим параметрам ушли вперед, этот самолет достоин того, чтобы о нем рассказать.
В середине 1970-х гг. компания McDonnell Douglas предложила новые варианты самолета DC-9 с новыми турбовентиляторными двигателями и значительным удлинением фюзеляжа: серии 55 и серии 60. Окончательный вариант DC-9 Super 80 был выпущен в октябре 1977 года. По сравнению с самолетом DC-9-50 размах крыла был увеличен на 4,39 м, длина фюзеляжа - на 5,34 м, что позволяло перевозить до 172 пассажиров. Другие усовершенствования включали улучшение аэродинамических характеристик, модернизацию систем, введение системы управления летными характеристиками и турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney JT8D серии 200. В июне 1983 г. компания приняла новую систему обозначений, после чего Super 80 получил обозначение MD-80.
McDonnell Douglas MD-88 - среднемагистральный пассажирский самолет, созданный на основе модели MD-82. Идя навстречу пожеланиям заказчиков, желавших иметь самолеты MD-80 с современными цифровыми пилотажно-навигационными комплексами, фирма McDonnell Douglas объявила в январе 1986 г. о намерении создать модификацию MD-88, оснащенную таким комплексом (цифровой комплекс авионики EFIS с шестью цветными многофункциональными дисплеями). Первым заказчиком стала авиакомпания Delta Air Lines, оформившая заказ на 80 самолетов. Первый полет самолет MD-88 совершил 15 августа 1987 г., в начале декабря он был сертифицирован, а в середине декабря начались поставки. Всего было построено 150 самолетов.
Как потом оказалось, место мне досталось по левому борту: второй иллюминатор после задней пассажирской двери. К сожалению, фото в салоне нет. От себя добавлю, что компоновка 3+2 достаточно удобна и интерьер традиционный, без изысков. Что касается шума. Сейчас во время полета я замеряю шум с помощью приложение на iPhone. Поэтому числовых данных того полета у меня нет. Но субъективно могу сказать, что сидя рядом с вращающимся двигателем, практически заглядывая в турбину я не испытывал дискомфорта, о котором говорят многие противники компоновки двигателей в хвостовой части фюзеляжа. А что касается обзора: увидите сами!
Мы летим на Mcdonnell Douglas MD-88 1989 года выпуска, серийный номер 49721, бортовой N934DL. Вариант окраски самолета - второй, сейчас традиционные красные треугольники на синем фоне. А эта ливрея мне очень даже нравится: легко и приятно смотрится, опять же не спутаешь с другими авиакомпаниями. Характеристики самолета:
Размах крыла - 32,87 м
Длина самолета - 45,06 м
Высота самолета - 9,04 м
Площадь крыла - 112,30 кв. М
Масса пустого снаряженного самолета - 35900 кГ
Максимальная взлетная масса - 67600
Топливо - 21840 л
Тип двигателя 2 ТРДД Pratt Whitney JT8D-217С
Тяга - 2 х 9455 кгс
Максимальная скорость - 920 км/ч
Крейсерская скорость - 872 км/ч
Экономическая скорость - 810 км/ч
Практическая дальность - 3800 км
Дальность полета с максимальной загрузкой - 3100 км
Практический потолок - 10670 м
Экипаж, чел 2
Пассажировместимость - 155 паксов в кабине двух классов или 172 в одноклассной компоновке
Вот такой получился обзор. Я сначала разочаровался, а потом отнесся к этому творчески: в 737-м не продают места под крылом у двигателя и одновременно с пейзажем силовую установку на таком уровне не снимешь!
P. S.: видимо что-то или кто-то влетело во входное устройство двигателя: заметны следы местного ремонта. Интересно, как это делается в случае композитной конструкции, может кто-то знает?
Выруливаем на ВПП
Мы взлетели из Miami International Airport и пролетаем над агломерацией Майами: одноэтажная Америка!
Появляется внутренняя лагуна Biscayne Bay
Отели на берегу Атлантики
Делаем левый разворот на север, в сторону Нью-Йорка
Отели, виллы и… крыло. А не плохой получается ракурс.
Вот такая вот водный мир…
Флорида просто усеяна аэропортами:
Кружева…
Покидаем Флориду. Дальше было много облаков…
И вот самолет практически в посадочной конфигурации. За Jamaica Bay видна одна из четырех взлетно-посадочных полос John F. Kennedy International Airport
Это - более светлая полоса 13R
Отблеск отполированного алюминиевого сплава закрылка бьет в глаза и в объектив
Пляжи Лонг-Айленда: цвет океана здесь другой…
Тоже есть лагуны…
И тоже одноэтажная…
Тормози!!!
Долгое руление…
Мы покинули борт, а самолет сразу готовится к очередному рейсу.
Подводя маленький итог проекту фирмы Douglas, я хотел бы отметить вот что. В борьбе за рынок среднемагистральных самолетов схватку с Boeing-737 проиграл не MD-90. В этой борьбе победила компания Boeing: честь ей и хвала. А линейка самолетов DC-9 - MD-80 - MD-90 на самом деле представляет собой спектр весьма удачных самолетов, вместимостью от 90 до 172 пассажиров, предназначенных для полетов на короткие и средние дистанции. Очень хороший проект. Мне нравится. А вам?