Для любителей авиации, чьи школьные годы проходили в семидесятые, облик этого красного маленького биплана был весьма привычным на страницах авиационных журналов и цветных обложках авиамодельных изданий стран социалистического лагеря, как тогда называли. А как вам снимок из центральной статьи январского за 1977 год номера журнала «Техника-Молодежи», посвященному VIII Чемпионату мира по высшему пилотажу проходившему летом 1976 года в Киеве, на аэродроме «Чайка?
И вот сейчас, в конце мая 2019 года я стою на летном поле подмосковного аэродрома «Черное», где проходил фестиваль «Небо: теория и практика», у первого построенного в России по чертежам спортивно-пилотажного биплана Pitts S-1S. Его строитель - опытный авиамоделист Алексей Яблоков и, возможно этим и объясняется такой выбор.
В пилотажной среде давно отгремели дебаты «кто лучше: биплан или моноплан». Победили сторонники более стремительных и аэродинамически «чистых» скоростных монопланов, тем не менее, полностью они не вытеснили эти яркие и верткие бипланчики в аэробатическом небе. Почему же так? Давайте разберемся.
Размах крыльев самолета - 5,28 м, а длина - всего 4,72 м при и массе пустого - 326 кг и взлетной - 520 кг. Такие малые размеры, а в добавок бипланная компоновка, минимизируют моменты инерции самолета и позволяют существенно увеличить скорости вращения. Габаритные размеры позволяют строить самолет в обычном гараже для двух машин, что весьма распространено в США.
Самолет, впервые взлетевший в середине сороковых, воплотил в себя классическую авиационную конструкцию, имеющую корни в истребителях Первой мировой войны и ставшую традиционной для американского любительского самолетостроения. Ферменный фюзеляж, шасси и оперение, сваренные из хромо-молибденовых труб газовой сваркой. Крылья, оперение и хвостовая часть фюзеляжа с тканевой обшивкой, как самой легкой для уровня аэродинамических нагрузок самолетов данного типа, а также простой в изготовлении и ремонтопригодной. Крылья двухлонжеронной конструкции с деревянным каркасом, при этом верхнее неразъемное. Особый интерес представляет собой лонжерон. Это - цельная доска, в оригинальных самолетах из спруса (ель, произрастающая на западном побережье США и Канады, имеющая мелкослойную и прямолинейную структуру). В российском варианте Алексей использовал лиственницу, которую нашел на обычном строительном рынке.
Тем, кого заинтересовал данный проект, как продвигалось строительство рекомендую почитать
здесь.
А я предлагаю вместе со мной пройтись вокруг классического пилотажного биплана и обратить внимание на качественное, профессиональное и, я бы добавил, любовно изготовленное «детище» Алексея Яблокова. Самолет полностью готов и ждет своего первого полета. Пожелаем же ему хороших полетов и удачной доводки на летном поле!!!