О бедной дороге замолвите слово...

Jun 01, 2010 03:40

Заранее disclaimer. Я не являюсь специалистом в градостроительстве и дорожном планировании, но я являюсь жителем Дзержинского района и, так сказать, "по месту обитания" имею представление из личного опыта о "бутылочных горлышках" своего района. Все ниже изложенное - мое личное мнение. Сразу это заявляю, что бы не писать в каждом предложении "ИМХО" или "по-моему".

Основная проблема - это ул. Деревянко. Если быть совсем точным - перекресток ул. Деревянко и Отакара Яроша. Почему? Ул.Деревянко - самый простой способ добраться с Жуков и С.Салтовки на Алексеевку и Деревянко. Еще существуют четыре маршрута на П.Поле и Клочковскую - Динамовская-Новгородская (середина П.Поля, Клочковская), Данилевского-пр.Ленина (начало П.Поля), пр.Правды-пр.Ленина или Клочковская (опять же - начало П.Поля-Клочковская) и, наконец, Пр.Правды-Госпром-спуск, кажется, Пассионарии. Следующий съезд - в самом начале Клочковской либо по Бурсацкому спуску, либо с Рымарской вниз мимо книжного рынка.

Только маршрут Динамовская-Новгородская-Клочковская чуть менее, чем бесмысленен, если нужно попасть на "дальнюю" Алексеевку (на/за круг 38го). Скажем, ехать так на "Тополек" или на "Юси" через Клочковскую можно только от крайней безнадеги. Более того - в силу узости Динамовской (по одной полосе в каждую сторону) воспользоваться этим маршрутом по-хорошему может только личный транспорт (автомобили). Уже два джипа разъезжаются на ней с трудом. "Газель" (из большх) или "Иван" практически полностью перекроют движение по улице. Любая припаркованная на обочине машина превращает Динамовскую в ловушку. И не забываем - этой же дорогой обычно пользуются едущие со стороны Пушкинской, что бы попасть на П.Поле-Клочковскую.

Таким образом, у желающих попасть на Алексеевку (особенно ближнюю) или на саму ул.Деревянко с Салтовки и Жуковского реальных альтернатив (без огромных крюков в несколько км) для Деревянко просто нет.

Похожая проблема, но чуть более меньшего масштаба встает перед теми, кто желает попасть на П.Поле или Клочковскую с тех же Жуков или Салтовки. Если им нужна середина П.Поля (в районе бывш. маг. "Кобзарь") или начало П.Поля (в районе Данилевского) или Клочковская в районе клуба Мисто плюс-минус - они могут воспользоваться маршрутами через Динамовскую и Данилевского. Для желающих попасть с Жуков или Салтовкина П.Поле, скажем, на 23го Августа, в район Солдата или ниже пр.Ленина - это будет уже нехилый крюк, даже если ехать через Динамовскую.

Почему схема генплана 2004 года хуже, чем то, что сейчас разошлось как "схема 2010"? Если опустить вопросы со сложностью расширения Динамовской (непременное отчуждение реально используемой части п.Горького, необоходимость сноса части домов, проблемы с бывш.стадионом ХВУ, возможные проблемы с корпусом какого-то института), то чем плоха схема 2004 года? Тем, что она не решает основной проблемы - не разгружает Деревянко. Почти весь поток транспорта с Салтовки и Жуков точно так же будет идти по Деревянко. Лишь небольшое количество личного транспорта решится сделать огромный крюк, что бы попасть на ближнюю Алексеевку. Возможно, кое-кто из желающих попасть побыстрее на соответствующую часть Клочковской или П.Поля тоже поедет по расширенной Динамовской. Но повторюсь - основную часть проблемы это не решит. Более того - не забываем, что часть потока с пр.Правды и Данилевского так же перекинется на расширенную Динамовскую.

Да, отличным вариантом было бы расширить Деревянко. Увы, в силу определенных причин это нецелесообразно. Первая причина - на участке "Сокольники-Мост" полностью исчезнет пешеходная часть. Т.е. абсолютно. Что бы расширить проезжую часть на этом участке и сохранить тротуар прийдется срывать насыпи по обе стороны от дороги. А слева (если смотреть от Сокольников) уже впритык к тротуару на насыпи построен новый дом. Да и боюсь, что "Тетра" не захочет "поделиться" своей территорией и переносить отстроенный корпус. Но это была малая часть проблемы. Основная глобальная проблема данного варианта - мост. Мне даже сложно вообразить сложность расширения существующего моста в случае, когда такой вариант не закладывался изначально при его строительстве! Кроме сложности и возможной опасности такого расширения (тут лучше пообщаться с архитекторами-мостостроителями) встает вопрос стоимости. Одни геологоразведочные работы, думаю, затянут не на одну сотню тысяч гривен. Напоминаю, что, фактически, под мостом находится периодически пересыхающее болото. Сам мост проходит над Саржиным Яром - над землей, насыщенной грунтовыми водами. Еще раз напомню - справа от моста чуть дальше Комсомольское озеро, а слева - болото под подвеской и Источник. Поэтому предположение о насыщенности грунта водой выглядит вполне логичным. Думаю, строительство в таком месте не будет дешевым.
Следующий участок (Мост-Отакара) проходит по дамбе. Что бы расширить дорогу и не лишиться тротуара дамбу прийдется отсыпать. Еще деньги, при чем, подозреваю, немалые.
В сравнении с этим расширение Деревянко на участке Отакара - пр.Ленина выглядит проще паренной репы. Но только в сравнении! Напомню - сейчас Деревянко - это условно четырехполосная дорога, по две полосы в каждуую сторону. Условно - потому что если сравнить Деревянко от Отакара до 23 августа (типа, двухполосная) и, к примеру, две полосы с любого участка пр. Ленина - эти полосы окажутся очень, очень разными. Кроме того, участок от Отакара до Пожарки находится в ужасном состоянии. Кто там ездил - знает, кто не ездил - предлагаю лично убедиться. В общем, только участок Деревянко от Отокара до 23 августа по длине вполне сравним с длиной новопрокладываемой дороги. И там ТОЖЕ прийдется рубить деревья. И если вырубка даже тысячи деревьев на планируемом месте - это плохо, но не слишком страшно (в масштабах всего лесного массива), то вырубка сотни деревьев вдоль Деревянко - это уже гораздо серьезней если принять во внимание и так небольшое количество деревьев в этом районе. Положение немного спасает лесной массив, начинающийся за Пожаркой, но не сильно. Остается часть от Отакара до Пожарки.
А теперь давайте посмотрим - что нам даст гипотетическое расширение Деревянко? Однозначно улучшится траффик в сторону Алексеевки. Тут даже двух мнений быть не может! А вот с траффиком в сторону Клочковской и П.Поля дела обстоят не столь радужно. Желающие попасть в район Низких Температур смогут проехать по Деревянко. Это очень хорошо. Желающие попасть в район Солдата смогут либо поехать по Деревянко-23 Августа-пр.Ленина, либо сразу выехать с Деревянко на проспект. Тоже неплохо. На круг 12го (пересечение 23го и Клочковской) иожно выехать от Солдата. А вот желающие попасть в район Кобзаря и ближе к центру или на Клочковскую в районе Новгородской точно так же будут вынуждены объезжать по Сумской-Динамовской или Данилевского. Или делать крюк по вышеописанному маршруту.
В принципе, они могут воспользоваться еще улицей Отокара Яроша.... НО! На участке от Деревянко и почти до выезда на пр.Ленина это двуполосная дорога! Даже не условно-четырехполосная, как Деревянко! Уже сейчас при существующем траффике перед светофором на Деревянко в часы пик образуется пробка. Т.е. Отакара надо тоже расщирять - при чем на всем участке от Деревянко до пр. Ленина! И еще, желательно, от пр. Ленина до Клочковской! Принципиальных проблем в расширении Отакара Яроша я не вижу (не считая переноса нескольких киосков, переноса тротуаров, вырубки деревеьев, "Росинка" лишится своей парковки итд). Здесь проблема подкрадывается с другой стороны. Сама улица Отокара Яроша - очень неудобна. Крутой спуск/подъем (от подвески до пр. Ленина), множество крутых поворотов с плохим обзором. По неудобству она, конечно, не дотягивает до Динамовской, но находится с ней в одной "весовой категории". Спасает только относительно небольшой траффик и возможность объехать улицу в большнинстве случаев.

Таким образом, с экономической точки зрения новая дорога вчистую выигрывает у гипотетического расширения ул.Деревянко. Так же она выигрывает с точки зрения оптимизации транспортного потока.

Есть еще несколько соображений.

Соображение первое - новая дорога так же немного разгрузит Динамовскую. Не так эффективно, как в случае ул. Деревянко, но все же. Едущие по Веснина на П.Поле, Клочковскую и Адексеевку смогут сделать небольшой крюк по Сумской и быстрее (за счет меньшего траффика) попасть в нужное место.
В случае, если люди едут с Салтовки или Жуков на Алексеевку, крюк будет побольше, но в условиях перманентной пробки на Деревянко в час пик это может стать отличной альтернативой проезду по Динамовской или Деревянко в разрезе затраченного времени.
Аналогичное соображение по поводу едущих на Ленина/Клочковскую в районе Новгородской. Но тут крюк будет побольше и выигрышь во времени может быть не такой существенный или его может не быть вовсе.

Но есть еще одно соображение. Похоже, что все противники новой дороги предполагают, что и расширение Деревянко, и расширение Динамовской произойдет мгновенно. Но это не так! Определенно будет некое время строительства дороги. Мне сложно предположить, сколько это будет времени, но основываясь на опыте расширения Рымарской и Пушкинской, я бы оптимистично выделил месяца три. При этом на те самые три месяца Динамовскую скорее всего прийдется перекрыть полностью! Как это скажется на траффике по Сумской, Деревянко, Данилевского и пр.Правды можно понять из моего предыдущего описания. Что бы не употреблять громких слов "катастрофа" я скажу просто - коллапс транспортной системы на участке от пр.Правды до Деревянко и прилегающим улицам.
Аналогичных результатов можно добиться, перекрыв (или даже уменьшив до одной полосы) Деревянко. Лично я с трудом представляю себе расширение моста без его полного перекрытия. Что будет, если перекрыть Деревянко... Тут уже можно смело употреблять то самое слово. Будет катастрофа. Попасть на Алексеевку с Салтовки и Жуков можно будет только через центр. Аминь.
По сравнению с этим апокалипсисом, строительство новой дороги - просто райские условия. Все работы можно провести не перекрыывая движение ни по Сумской, ни по Динамовской. Возможно (только ВОЗМОЖНО!) прийдется ограничить проезд на время сопряжения новой дороги с Новгородской и Сумской - но это самый пессиместичный вариант. По сравнению с перекрытием Динамовской или Деревянко - это просто детский лепет.

Теперь о минусах. После такой хвалебной оды новой дороге замалчивать их было бы крайне... некрасиво.

Минус объективный. Дополнительная развязка уменьшит среднюю скорость по ул. Сумской и сделает на ней траффик более напряженным. Хотя и в этом минусе есть маленький плюс. Лихачи, фигачащие под 100 км/ч на участке "Сокольники"-Ипподром - увы, не столь редкое явление. Дополнительный (к тому, что возле ДЖД) светофор - как раз очень неплохое подспорье в плане ограничения таких лихачей.

Кстати, о ДЖД. К сожалению, у нас слишком мало информации о том, как собираются разрешать железнодорожный переезд. Высказывались версии про туннели, двухуровневый переезд и так далее. Но будем реалистами - скорее всего это будет простой переезд. Оптимальным вариантом был бы управляемый переезд со шлагбаумом. Такой переезд обеспечит максимальную безопасность как для автотранспорта, так и для подвижного состава ДЖД. Само движение на ДЖД - поезд в пол-часа (или в час?) не настолько насыщенное, что бы сильно повлиять на траффик новой дороги. Вариант с уничтожением ДЖД я не рассматриваю - Гепа не настолько безумен, что бы перечеркнуть все шансы быть избранным на пост мэра. Если он посмеет поднять руку на ДЖД - я первый присоединюсь к противникам дороги. Такой футбол нам не нужен!

Раз мы уже заговорили о ДЖД, надо поговорить и о второй достопримечательности п.Горького - канатной дороге. Меня удивляют вопли о том, что при строительстве дороги канатку снесут. Не вижу ни одного рационального аргумента. Зачем? Какой смысл? Фуникулеры и канатные дороги во многих городах мира (и, кажется, где-то на Украине) проходят над дорогами. Я не слышал (из достоверных источников - а не из эмоциональных воплей) о существовании нормативов, запрещающих строить дороги под канаткой. Если такие есть - с радостью с ними ознакомлюсь. Эмоционанльые вопли о том, что прийдется дышать выхлопными газами пассажирам канатки у меня вызывают лишь недоумение. Даже если окружающие зеленые насаждение ("легкие города!") не спасут от выхлопных газов, даже если высота в 30-40 метров (сколько там высота опор в районе предполагаемой дороги?) от них не спасет - я могу только пожать плечами. И что? По-вашему, когда десятки тысяч людей (столько проезжает по этим дорогам в час пик) каждый день дышат выхлопными газами в пробках на разгружаемых участках - это лучше, чем пару сотен человек (или сколько там сейчас обслуживает подвеска?) по выходным (а в будни - и того меньше)? Я не понимаю такую арифметику.

Теперь о рисках. Есть определенный риск, что деревья вырубят, но дорогу не построят, а освободившуюся землю отдадут под застройку. Ну, это риск, на который я готов пойти. У меня только вопрос к "защитничкам" - где были вы, ваши вопли и ваши "акции протеста" когда вырубался Лесопарк? Когда застраивались Сокольники? Когда вырубался сквер на Отакара? Когда... Да много чего было. Но вой такой интенсивности поднялся только когда из вырубки может получится реальная пользя для города. Очень, очень странно.

И сразу скажу - если дорогу построят, а обочину отдадут под застройку - меня этот вариант устроит. Что бы вы там не говорили, но этот кусок зеленых насаждений имеет к п.Горького весьма опосредованное отношение. И польза от дороги намного перекроет расстройства пары сотен (пусть даже тысяч!) человек. И опять же - противникам застройки предлагаю перечитать предыдущий абзац.

В этом посте я намеренно не касался политической части истории и максимально старался абстрагироваться от эмоций. Того же самого я ожидаю от комментаторов. Желающим повопить сразу предлагаю пройти в другие посты по данной теме.

Спасибо, я закончил.

UPD: Полез в Гугльмап все-таки надергать картинок и попробовать сделать иллюстрации к своим тезисам. И знаете, что обнаружилось, если глядеть на вырубку и парк не с земли, а смотреть по карте?
1. Железнодорожный переезд через ДЖД давно существует http://www.panoramio.com/photo/28794723 , равно как и проезд почти в середину лесозоны.
2. Канатная дорога давным-давно проходит над проезжей частью http://maps.google.com/?ie=UTF8&ll=50.024309,36.242555&spn=0.002164,0.004812&t=h&z=18
3. Картинка-2010 максимально использует существующие дороги http://maps.google.com/maps?f=q&source=s_q&hl=ru&geocode=&sspn=0.208142,0.615921&ie=UTF8&hq=&ll=50.024188,36.248016&spn=0.008657,0.019248&z=16

Не то, что бы я не знал про пп.1 и 2, но из-за воплей "лесозащитников" в голове слегка гудело и мысли из головы повылетали. А когда выпало время спокойно на все посмотреть - вспомнилась и дорога под подвеской, и переезд с ДЖД (кстати - нерегулируемый). Так же вспомнились заголовки - где зону вырубки почему-то называли "лесопарком" или "парком Горького", хотя лесопарк располагается северо-восточнее, а п.Горького - юго-западнее и как-то совсем противно стало.
Previous post Next post
Up