Новый Завет и состояние гомосексуальности

Aug 16, 2008 21:14

   
Во всём Старом Завете есть лишь четыре упоминания о гомосексуальных актах: два в Книге Левит (дословно - между мужчинами с требованием за это смертной казни), история из Книги Судей (также касается насилия) и история Содома с ужасной сценой, где мужчины пытаются принудить к половым сношениям двух ангелов, переодетых в людей, угрожая применить в случае необходимости насилие.

Представляется полностью справедливым отметить, что в Старом Завете очень мало говорится о гомосексуальных актах, за исключением тех случаев, когда они отображают поклонение другим богам или имеют место в контексте агрессии. Очевидно, прелюбодеяние рассматривается как куда более деструктивное для семьи и социальной жизни в широком масштабе явление, поскольку и акт прелюбодеяния, и возжелание жены ближнего (тогда имеют ли женщины право возжелать мужа ближней?) осуждаются в десяти заповедях, а гомосексуальные поступки - нет.

Шок вызывает тот факт, что в Новом Завете очень сложно найти высказывания о гомосексуальности. Иисус вообще никогда не упоминает гомосексуальность. Вряд ли бы Он позволил серьёзному греху остаться незамеченным и не вспомнил о нём. Конечно, Иисус не тратил время на составление перечисления грехов и исключительного их списка для записи писарем. Он реагировал на конкретные ситуации, которые встречал. Таким образом, мы приходим к выводу, что или Он не считал гомосексуальность проблемой, или, если такая проблема и появлялась, ранняя церковь не считала её достаточно важной для внесения в письменные памятники в качестве того, что необходимо помнить о Христе, церковной жизни и вере.

Кроме короткого упоминания о Содоме в послании апостола Иуды, где это упоминание могло относится к гомосексуальному вожделению, эта тема поднимается только в трёх местах во всём Новом Завете (Первое послание к коринфянам, Первое послание к Тимофею, Первое послание римлянам). В своих комментариях касательно этого всего я, в основном, использую Ферниша, поскольку представляется, что его выводы разумно опираются на язык оригинала в более широком культурном и библейском контекстах.

У Ферниша дискуссию об этих отрывках предваряет изложение отдельных деталей о гомосексуальной практике средиземноморского мира в первом столетии для того, чтобы понять три основных момента, которые составляют довольно распространённое понимание значения гомосексуальных актов в то время, и документально обосновать их.

Во-первых, не только термины, но и концепции "гомосексуал" и "гомосексуальность" не были известны во времена апостола Павла. Эти термины, так же как и термины "гетеросексуал" и "гетеросексуальность", "бисексуал" и "бисексуальность", требуют понимания сексуальности, которое стало возможным лишь с появлением современного психологического и социологического анализа. В старину авторы писали... без наименьшего представления о том, что мы называем "сексуальной ориентацией".

Слово "гомосексуализм" фактически появилось в 1869 году в одной немецкоязычной статье. По одним утверждениям, в английском языке его впервые употребили через 20 лет, а как обозначено в Оксфордском словаре английского языка - в 1892 году.

Сегодняшнее разделение между психологическим и/или физиологическим состоянием бытия и действиями человека было просто невозможным для мышления библейских людей.

В связи с этим вторая позиция Ферниша (по сути расширение первой) состоит в том, что в те времена гомосексуальный акт воспринимали как развратное по своему характеру расширение гетеросексуального желания, которое имело место тогда, когда гетеросексуальное вожделение становилось настолько большим, что его не мог удовлетворить представитель другого пола. Гомосексуальный акт рассматривался как такой, какой демонстрирует чрезмерную похоть человека, отсутствие силы воли, а для евреев и христиан, конечно, нечестивость.

Третья позиция Ферниша сводилась к тому, что в первом столетии нехристиане, которые писали о гомосексуальном поведении, считали, что оно обязательно предусматривает или привлечение проститутов из древнеиерусалимских храмов, или эксплуатацию одного человека другим: подданых - правителями, рабов - хозяевами, молодых парней - старшими мужчинами. Гомосексульные акты рассматривались как лишение пассивного партнёра его мужской сущности (вспомним, что это всё писалось мужчинами, главным образом, для мужчин) и поэтому всё-таки были в прямом смысле эксплуатацией, насилием.

Принимая во внимание социальный контекст и способ оценки поведения, несложно увидеть, что такая практика не совпадает с нормами послушания и служения Богу, чьё сочувствие и поведение конкретизированы и пояснены в Иисусе Христе. Христианин не будет руководствоваться вожделением, не будет эксплуатировать других, не лишит их жизненно важных аспектов личности.

Понятия, мышление и опыт в первом столетии ни в какой плоскости не рассматривают состояние гомосексуальности как исключительную или главную сексуальную ориентацию, которая формируется в относительно ранные годы жизни разными способами и побуждает к любви, уважению, близости и верности в отношениях с другим человеком в таком же точно состоянии.

Previous post Next post
Up