(1) Ледовые скульптуры (Торговая площадь, г.Дмитров) (2) Видение танца. К столетию "Русских балетов" С.П. Дягилева (Галерея на Крымском мосту) (3) Древняя Греция (ГМИИ им. А.С. Пушкина) (4) "Этих дней не смолкнет слава..." (Музей-усадьба Коломенское) (5) Зимная прогулка по музею-усадьбе "Коломенское" (6) Вьюговей-2010 (Мемориальный музей космонавтики) (7) "Пройди путем эволюции - 1" (Дарвиновский музей) (8) "Пройди путем эволюции - 2" (Дарвиновский музей) (9) Музей барона Мюнхгаузена (Москва) (10) Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород) (11) Скит Преподобного Саввы Сторожевского (Звенигород) После того, как нам интересно рассказали про Саввино-Сторожевской монастырь, наши ребятки отправились на интерактивное занятие "Река времени", где им рассказывали про жизнь и быт в XII веке...
Жили в XIII веке по разному.
Крестьяне - тяжело и трудно, прочий люд - полегче.
Труд был основой крестьянской жизни. Трудиться приходилось так много и трудно, на себя и на барина, что порой не отдыхали даже в праздники. В крестьянской семье существовало чёткое разделение труда. Мужчины занимались хлебопашеством, строительством, ремеслом, охотой, рыболовством, заготовкой дров. Женщины вели домашнее хозяйство. Растили детей, ухаживали за скотиной, садом, огородом. Собирали травы, ягоды, грибы. А также пряли, ткали, шили. Когда надо, женщины трудились наравне с мужчинами в поле. Дети с малого возраста помогали своим родителям.
Выращивали капусту, огурцы, свеклу, лук, репу, редис, чеснок, морковь. Репа, сейчас мало употребляемая в пищу,раньше была очень распространённой огородной культурой. В народе её считали «вторым хлебом». Капусту в большом количестве квасили на зиму. А вот картофеля и томатов не знали вовсе. Царь Алексей Михайлович в своей подмосковной резиденции Измайлово пытался руками крестьян разводить тутовник, виноград и даже хлопок.
Интересны были женские наряды.
Верхние одежды не подпоясывались, а наглухо застёгивались сверху донизу. На Руси ценились высокие и полные женщины, эти достоинства должен был подчёркивать женский костюм. Русская красавица надевала на себя много разной одежды и украшений. Именно из-за тяжести и обилия одежды походка женщины была медленной и плавной, а осанка прямой и горделивой. Среди разных видов женской одежды, самыми распространёнными были опашень и летник. Название опашень было связано с манерой носить опашень внакидку - «на опашь». Опашень - верхняя широкая одежда, чаще всего красная, с пышными и длинными рукавами, висящими до земли. Застёгивалась спереди большими золотыми или серебряными пуговицами величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит ещё один большой воротник из дорогого меха, который висел почти до половины спины. Под опашнем носили летник. Его шили спереди без разреза, с большими широкими рукавами, сделанными из золотой парчи. Летник был исключительно женской одеждой. Его главной примечательностью, были очень широкие рукава, богато украшенные вышивкой. Поэтому женщины, носившие его, обычно держали руки согнутыми в локтях. Благородные женщины (боярские жены) носили на голове тафтяную (обыкновенную красную) повязку, а сверх неё шлык, белого цвета. Поверх этого шлыка надевали шапку из золотой парчи, которая называлась земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и камнями.
Костюм мужчины состоял из верхней одежды, обуви и головного убора.
Верхняя одежда была длинной - часто доходила до пят, и просторной - почти никогда не облегала фигуру человека. Одежда знати к тому же имела неимоверно длинные рукава. Нижняя мужская одежда, как царя, так и простого крестьянина состояла из штанов и рубахи. Рубаха на спине и груди имела подкладку, которая называлась подоплека. Люди побогаче надевали поверх простой рубахи ещё одну - нарядную. Основной верхней одеждой служил кафтан, который одно время носили как мужчины, так и женщины. Известно немало его разновидностей: зипун, терлик, ферязь, становый кафтан. Зипуны шили короткими, до колен, и знать носила их как нижнюю одежду. Царские телохранители, сокольники, возничие носили терлик - подобие форменной одежды с изображением государственного герба, двуглавого орла, на груди. Ферязью назывался богатый, нарядный кафтан с длинными, до земли, рукавами, который носили бояре и царь. Становый кафтан кроили по фигуре - стану. Кафтаны шили из разнообразных тканей, в том числе из бархата, парчи, аксамита, алтабаса. Некоторые кафтаны имели высокий стоячий воротник - козырь. Он придавал своему хозяину высокомерный, горделивый вид. Отсюда пошло выражение «ходить козырем», т.е. гордо, высокомерно. Выходя на улицу, поверх кафтана надевали охабень - просторную одежду с большим отложным воротником и такими длинными рукавами, что они едва не волочились по земле.
Крестьянский дом - изба - включал в себя, помимо жилой части, сени и крытый хозяйственный двор. Чем богаче было хозяйство, тем обширнее двор, имевший целый ряд хозяйственных помещений - хлев, конюшню, сарай, сенник. Сердцем жилого помещения была печь, которая обычно стояла в углу, слева или справа от входной двери. Печь обогревала комнату, в ней готовили пищу, а на полатях, пристроенных к печи сбоку, спали. Печь не имела трубы и топилась по черному, от чего в помещении чуть выше головы постоянно стелился дым, выходивший в окно. Печь определяла планировку всей избы. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Угол по диагонали от печи считался почетным и назывался красным, там висели иконы. На конец, последний оставшийся угол занимал хозяин дома. Утварь крестьянского дома не отличалась разнообразием: широкие лавки, намертво прикреплённые к стенам, полки посуды под потолком, обеденный стол в красном углу и передвигаемой по избе скамьи. Для маленьких детей под потолком устраивалась люлька.
После экскурсии ребятам еще рассказали русские народные сказки...