Есть впечатления, которым нужно время для того, чтобы в полной мере осознать и понять увиденное, услышанное...
Февраль у нас с Гошей получился целиком музейно-выставочным, мы успели побывать в разных интересных местах, но эта выставка стоит особняком.
Признаться честно, когда мы ехали в галерею на Крымском мосту, я еще сомневалась, стоит ли Георгию туда идти.
Все-таки мальчик, и все-таки балет, и все-таки Дягилев - настолько это не похоже на то, что он видел раньше.
Но вот четверг, и сразу после школы мы - в электричке и я, как могу, рассказываю о том, куда и зачем едем.
Недовольные и недоуменные глаза мальчика - "Мама, я же не девчонка, чтобы слушать про танцы!"
Мы немного опаздываем, спешим, недовольство растет. Неужели я ошиблась?..
Исскуствоведы, театраловеды и балетоманы потом еще долго будут спорить, удалась ли эта выставка, получилась ли она такой, как это было задумано. Не нам судить, да оно, наверное, и не надо. Потому что тем вечером, в четверг, десяток детишек от 7 до 10 лет, пришли в галерею на Крымском мосту открывать для себя Дягилева и феномен русских балетов в Париже. Они не читали отзывов в пресссе, рассказов известных людей, а часть из них вообще услышала имя Дягилева в первый раз. Но они открыты, они готовы слушать, они готовы смотреть...
Непростая задача стояла перед музейным педагогом Мариной Владимировной Мацкевич - рассказать о русских балетах так, чтобы было не просто интересно, а так, чтобы каждый из них почувствовал себя немного творцом, немного Дягилевым. И вот уже выбраны роли - "я буду хореографом!", " а я - художиком по костюмам!", "а я - балетмейстером!"
- А я.. А я... Я буду режиссером!.. - и шепотом мне на ухо, - Мам, а что делают режиссеры? - Они руководят, Гоша... - Значит, режиссер - самый главный? - Да.. - Ура! Я буду режиссером!
И вот первое задание для художников по костюмам и декораторов, посмотреть и оценить, объяснить, почему именно такие цвета были выбраны для костюма, что этим хотел сказать режиссер.. (А вы, режиссер, пока помолчите, пусть ребята подумают)...
На выставке " Видение танца. К 100-летию " Русских балетов " С.П. Дягилева в Париже" в Третьяковской галерее на Крымском Валу - около 500 экспонатов, и многие из них москвичи прежде не видели. Часть экспонатов привезена из Нового национального музея Монако - именно в Монако в течение 18 лет располагалась репетиционная база дягилевской труппы. Есть в экспозиции предметы из лондонского Музея Виктории и Альберта, стокгольмского Музея танца, что-то попало на выставку из запасников Третьяковки и Русского музея.
В мае 1909 года труппа Дягилева представила в Париже пять балетов: "Павильон Армиды", "Половецкие пляски" , " Сильфиду" , "Клеопатру" и дивертисмент "Пир". Танцевали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, а над декорациями и костюмами работали Лев Бакст, Николай Рерих, Александр Бенуа.Франция была в восторге и рукоплескала русским артистам. Через год триумф повторили и вторые сезоны, в которых был показан особенно восторженно принятый балет " Жар-птица " по мотивам народных сказок, и третьи, с "Петрушкой", "Призраком розы" и "Подводным царством". Всего таких сезонов было 20, хотя триумфальными были потом уже не все...
Рассказывать о всей выставке - невозможно, по ней надо ходить, основательно подготовившись и изучив хронологию дягилевских балетов. Марина Владимировна проведет детей через 20 сезонов за 2 часа, при этом внимание ребят не будет ослабевать ни на минуту, они уже включились в эту игру, они там, в Париже начала XIX века..
Они стоят перед портретом Сергея Дягилева работы Серова и пытаются понять, почувствовать, что же такое было в этом человеке, в "Несравненном Сергее Павловиче" (с), творческое кредо, которого всегда и везде - ""Удиви еня!" - кредо, которому Сергей Дягилев был верен всю жизнь. Он удивит их сегодня, он и его труппа - великолепный Вацлав, блистательные Анна, роковая Ида... Удивит, потому что наши ребята, пожалуй, впервые столкнутся с такой феерией ощущений и образов, не похожих ни на что ранее виденное. И такое разное, каждый раз другое, что удивляешся, да, да, опять удивляешься, эксперементам Сергея Павловича, его таланту видеть новые грани театра, новые грани искусства...
Но не будем спешить. Пружина удивления еще только только сжимается, чтобы потом, в конце выставки, распрямившись, заставить наших ребят застыть перед одним занавесом, простым театральным занавесом.. Но не будем опрежать события ... Из архивов оперы Монте-Карло в Москву привезли 12 уникальных макетов сцены.
И прежде всего, это макеты к спектаклям"Шахерезада" и "Дафнис и Хлоя" по эскизам Льва Бакста... Левушка Бакст, Лев Самойлович Розенберг, он познакомится в марте 1890 года с Александром Бенуа, и спустя десят лет именно Бакст нарисует эскизы косюмов к пьесе О.Уайльда «Саломея», и Ида Рубинштейн будет танцевать танец семи покрывал...
Про Бакста им еще предстоит узнать, а еще через полчаса они будут видеть кисть Левушки мгновенно, едва бросив взгляд на рисунок, эксиз, картину...
Но это чуть позже, а сейчас они разглядывают удивительно красивые макеты декораций, созданные Джорджем Рейнхардом, и пытаюстся объяснить, понять, почему именно такой цвет, такой пейзаж, эти скалы, и этот водопад вдали - какие слова должны были звучать паралельно танцу, когда смотришь именно на эти декорации?... Сложно, я знаю, между Дягилевым и этими ребятками - 100 лет, целый век, но они справятся, обязательно справятся...
А дальше костюмы. 50 подлинных костюмов, в которых выступали танцовщики "Русских сезонов " - расписанные вручную Анри Матиссом к балету "Песнь соловья", конструктивистские, новаторские к " Шуту " и "Русским сказкам", сделанные Михаилом Ларионовым, вычурные, фееричные - к " Золотому петушку " по эскизам Наталии Гончаровой.
А про один костюм хочется рассказать особенно... Великолепный балет "Жар-птица" в постановке Стравинского, в котором танцевали Тамара Карсавина в роли Жар-птицы и Михаил Фокин в роли Царевича. Эскизы костюмов созданы Бакстом, и вот так это выглядело на бумаге, в жизни и сейчас...
Эксизы к костюмам не однозначны, они многослойны - по смыслу, по крою, по материалам. Эти рисунки выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками Львом Бакстом, Александром Бенуа, Николаем Рерихом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Анри Матиссом, Джорджо де Кирико, а также русскими художниками-эмигрантами Павлом Челищевым и Наумом Габо, которые во многом определили облик изобразительного искусства ХХ века... Дягилев постоянно ищет новые формы, новые стороны балетного исскуства - и вот появляются "Русские сказки" в оформлении Михаила Ларионова, в которых авангард и примитивизм в декорациях и массивных костюмах - танцевать в таких одеждах практически невозможно - и спектакль становится похожим на "ожившую картину"...
Пабло Пикассо пошел еще дальше - в спектакле "Парад" персонажи, одетые в абстрактно-кубистические костюмы. В переполненном зале публика вскакивает с мест, кричит, а самые яростные сторонники старой и новой эстетики устраивают драку.
Одноактный балет "Кошка" 1927 года оформляли братья-конструктивисты Наум Габо и Антон Певзнер. В костюмах, известных по фотографиям и эскизам, Габо использовал прозрачные поверхности, прорезанные пустотами. Рампа становится центром мироздания в сценографии авангардиста Георгия Якулова - созданные по его эскизам гигантские механизмы задавали ход балету "Стальной скок" на музыку Сергея Прокофьева. "Ода" по стихотворению Михаила Ломоносова в оформлении сюрреалиста и мистика Павла Челищева претендовала на космический масштаб: на сцене сходились планеты и центр мироздания - человек, на костюме которого фосфором размечено золотое сечение.
Бакст, Александр Бенуа, Серж Лифарь... Имена, имена.. О них можно говорить бесконечно долго, вспоминая спектакли, роли, образы... И повсюду вокруг фотографии и видеоинсталляции с кинохроникой, где запечатлены Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Тамара Карсавина... А эта балерина, она особенная, она другая... Ида. Ида Рубинштейн....
И глаз невозможно отвести от портрета работы Серова (1910)...
Современники писали: "Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!" Увидев портрет, Илья Репин назвал "Иду" кратко: "- Это гальванизированный труп!", а Суриков сказал - "Это просто безобразие!"... А Серов писал свою Иду неистово, страстно - тело закрученое в винт, плоскость, рискованный перехлест ног, шарф подчеркнуто их удлиняет. В фоне - почти не тронутый холст, и это еще больше обнажает женщину. Нет даже стены. Ида в пространстве. Она беззащитна. Она трогательна....
Ида, которую боготворил весь Париж, томная, изысканная, надменная красавица Ида, спустя много лет, во время Второй Мировой Войны на собственные деньги откроет госпиталь и будет в нем работать медсестрой, ухаживая за ранеными... Ида Рубинштейн умрет от сердечного приступа в 1960 году. О ее смерти мир узнает из маленькой заметки в одной из парижских газет...
Два часа пройдут незаметно, словно стрелки часов в одно мгновенье перешагнули через время, оставив позади суету и шум московских улиц. Два часа с Дягилевым прошли и пришло время самому большому удивлению - настоящий занавес размером 10 на 10 м, написанный по эскизу Пабло Пикассо художником Александром Шервашидзе с такой точностью, что довольный Пикассо подписал его: "Посвящается Дягилеву. Пикассо". Занавес создан к коротенькому опусу 1924 года "Голубой экспресс", показывавшему времяпрепровождение золотой молодежи.
И напоследок как дань уважения Сергею Павловичу - попытка воспроизвести образы, увиденные сегодня в эскизах, картинах, декорациях...
P.S. Уходя с выставки, мы заметили в холле Галереи детские работы. Работы Бакста, Бенуа и остальных будоражат сердца и заставляют их биться чаще. У авторов конкурсных работ все еще только начинается, и путь дорога их будет удачной...