Фэнтези как искусство. Ver. 2021. Окончание

May 27, 2021 13:29

Друзья, второе отделение вчерашней лекции про фэнтези! Даже Журнал посчитал, что для одного лонгрида букв слишком много, поэтому сегодня завершаем начатое и говорим о способах вдохнуть свежие идеи в фэнтезийный жанр! Если вы по невероятному стечению обстоятельств пропустили начало (разговор об определении жанра и его трудностях), обязательно ( Read more... )

книги, теория

Leave a comment

Comments 15

lj_frank_bot May 27 2021, 10:30:44 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература, Фантастика.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

kenichi_kitsune May 27 2021, 10:32:03 UTC
Как-то так!

Reply

lj_frank_bot May 27 2021, 10:37:51 UTC
Отлично

Reply


ext_3598304 May 27 2021, 13:33:15 UTC
А как насчет научной фантастики - ее фэнтези похоронило, или она уже себя исчерпала?

Reply

kenichi_kitsune May 27 2021, 14:00:38 UTC
Если поверхностно и в двух словах, то у научной фантастики был период спада и кризиса (как раз на волне популярности фэнтези), однако, мне представляется, сейчас как раз хорошие условия для возрождения жанра - во-первых, из-за невероятной популярности и уместности научпопа, во-вторых, как говорилось выше, в контексте метамодернистского слияния фэнтезийной "бури чувств" и научной "гармонии мысли", чтобы получилось что-нибудь новое-настоящее.

Но для детального разговора, конечно, нужно опять же сперва уточнить определение научной фантастики, что мы вкладываем в это понятие.

Reply

ext_3598304 May 27 2021, 19:10:56 UTC
Что такое научная фантастика? Ну наверное в ней нет магии. Как допустим в "Ложной слепоте". А больше ничего навскидку к жанру научной фантастики и причислить нельзя. Условия для возрождения есть, а читать нечего.

Reply

kenichi_kitsune May 27 2021, 20:57:39 UTC
Всё же это должен быть обстоятельный разговор, с места в карьер, думаю, я не готов развернуть тут вдумчивую теорию.

А вот Питер Уоттс, безусловно, отличный пример того, как может (и должна) быть устроена хорошая актуальная научная фантастика сегодня. "Ложная слепота" - замечательный научно-фантастический роман.

Reply


wwolf_69 May 28 2021, 03:10:03 UTC
Встречал мнение - может быть, даже у вас? - что фентези становится ближе и роднее с развитием технологий. Условно говоря, сейчас человек не очень-то понимает, как работает комп-интернет-мобильник (ну, то есть, многие понимают более-мене грубо, но технологии не стоят на месте, и с их развитием понимание всё уменьшается и уменьшается. Я вот комп-интернет-мобильник понимаю, а вот нейросеть уже как-то не очень), и для удобства несознательно подменяет это понимание некоторой мифологией.
Соответственно, человеку, окружённому мифами, миры с мифологической же основой близки и понятны.

Reply

kenichi_kitsune May 28 2021, 09:30:20 UTC
Нет, не у меня: это слова Алексея Иванова в недавних выпусках "А поговорить?" у Шихман и "Жалкая Замена Литературы" у Быкова =).

Моё отношение к такой позиции двоякое: с одной стороны, да, безусловно, такая зависимость присутствует, современное информационное пространство сделалось невероятно карнавальным и мифологизированным; с другой стороны, наоборот, сегодня научпоп становится одним из самых популярных и трендовых (в хорошем смысле) направлений. Книжки, лекции, видео - по биологии, по астрофизике, по литературе, по экономике, не говоря уж просто о том, что на ютубе можно сегодня найти технические инструкции по любому интересующему предмету - от как ввернуть лампочку и прочистить трубы до сложных инженерных экспериментов.

Иными словами, я наблюдаю эдакий диалектический процесс - карнавальная мифологизация плюс растущий интерес к науке в массах. Оптимистом быть, может, и пошло, но мне кажется, это очень здорово! Я вижу будущее искусства (и общества в целом) как раз в гармоничном сочетании этих двух казалось-бы-противоположностей.

Reply


arkarnarr May 29 2021, 05:59:31 UTC
Проблема двух этих постов в том, что вы не пытаетесь уточнить рамки жанров, а размываете их, ведя речь об элементах волшебного в литературе. Это само по себе очень приятно, и всегда рад такое почитать, но чтобы выстраивать общую картину, сначала все же хотелось бы определиться с основными жанровыми особенностями: что такое фэнтези, чем оно отличается от научной фантастики и от того, что называется "магическим реализмом ( ... )

Reply


lashevchenko May 30 2021, 11:30:21 UTC
Лично я не вижу никаких особых "проблем" у фэнтези, уже писала об этом - жанр процветает и развивается. Кстати, для развития любого жанра проблемы не требуется, развитие происходит самопроизвольно, это как в природе...

А если какой жанр и имеет серьезные проблемы, так это как раз не фэнтези, а твердая НФ. Возможно, по объективным причинам - во времена ее расцвета был бурный всплеск научных открытий, особенно в физике, а сейчас как-то затихло... Может, поэтому, не знаю... Но я почти не припоминаю НФ-романов последнего времени, особенно достойного уровня.

Reply

kenichi_kitsune June 7 2021, 14:22:05 UTC
Действительно, в виду свойственной вступлению в XXI в. карнавализации всего и вся в нашей жизни, среди фантастических жанров фэнтези сделалось одним из самых популярных и "понятных" (близких) человечеству, а вот научная фантастика, наоборот, с торжеством постмодерна актуальность утратила. Но за двадцать лет многое меняется. Пронзительное желание "новой искренности" и усталость читателя от концепции симулякра открывают новые возможности как для фэнтези, так и для НФ. Например, большое имя в новейшей научной фантастике - это Питер Уоттс. Его роман "Ложная слепота" во многом стал для меня откровением.

Но, как я уже отметил, для меня наиболее интересен сейчас поиск новой, "синтетической" формы фантастического нарратива, который объединил бы мифологическую "душу" фэнтези и исследовательский "разум" НФ. Сам изо всех сил работаю в этом направлении.

Reply


Leave a comment

Up