Периодически, симпатичнейшие мои, встречаю в игровой критике одну регулярную мысль: «герои в игре N написаны так, что игроку очень сложно идентифицировать себя с ними». И это, дескать, плохо. Герой игры, артикулируется игровой критикой, должен быть уподоблен игроку, а игрок - герою. Это повышает вживаемость, улучшает погружаемость и восстанавливает кислотно-щелочной баланс во рту, а не в руках. А если игрок не видит себя в герое - он тут же и забросит игру.
Я понимаю, но отчего-то совершенно не разделяю эту идею. Многое зависит ещё и от жанра, но речь идёт именно о всяческих rpg и около-rpg (тем более, что в наш непростой век почти каждая игра стремится быть около-rpg), где имеют значение характеры, поступки и дилеммы. Мне, для того чтобы погрузиться в мир, в проблему, в чувства и мысли персонажей, пройти с ними путь до конца, совершенно необязательно идентифицировать себя с главным (или одним из) героем, абсолютно не нужно видеть в нём себя. Наоборот, управление ярко очерченными индивидуальными характерами, заставляющими влюбляться и ненавидеть, спорить и соглашаться, провоцирует во мне куда большую эмпатию и всяческую вовлечённость, чем аморфные пулы характеристик в бесконечно однообразных мирах, что прячутся за слоганом «отыгрывай, что хочешь, беги, куда глаза глядят».
В этом отношении, например, мне никогда не была симпатична концепция silent protagonist: даже в самых моих любимых играх, вроде Chrono Cross'а или многочисленных
«Персон», присутствие молчаливого, нелепо кивающего героя всегда было наиболее скучным и разрушающим suspension of disbelief аспектом. Чёрт возьми, мне хочется видеть перед собой характер, смятённый обаз, подобный урагану, или скале, или дикому зверю, или нежному, на худой конец, цветку, но никак не пустотелый сосуд, который я должен придти и наполнить собственным существом!
Вы наверняка можете заметить мне: ты, брат, просто не понимаешь самой сути ролевой игры; весь смысл здесь в отыгрыше и наполнении собственным существом! Возможно, в этом есть доля правды. Всё-таки я смотрю на игры в первую очередь как на художественное произведение, на авторское высказывание, а не на тренажёр для самореализации. И возможно, именно поэтому жанр jrpg с его более адвенчурным, структурным подходом и прописанными ролями был мне всегда ближе и интереснее rpg классических с возможностью быть кем угодно. В последних мне часто становилось скучно, потому что я постоянно чувствовал, насколько интереснее и разнообразнее настоящая жизнь с её возможностью быть кем угодно. А вот игры с фиксированными героями, замкнутой композицией и законами мироздания, где игроку не нужно делать работу за автора, всегда доставляли мне массу впечатлений, недоступных в жизни реальной. И я прошу простить меня за это.
Но даже в таких, более ограниченных в свободе выбора и более точных играх я совершенно не ищу самоидентификации и характеров, «попадающих в меня». Более того, мне глубоко не симпатична тенденция «давайте сделаем героев простыми ребятами, как сами игроки, мальчиками, девочками и студентами», чтобы игрокам было проще погрузиться. Я рос на героях, которыми восхищался и которыми упивался, совершенно отличными от меня. Ни античные боги, ни Румата Эсторский, ни Панург, ни Шерлок Холмс, ни Оцеола не были мальчиками, девочками и студентами, но что-то никак это не помешало моему погружению и воображению.
Да, несомненно, есть в играх герои, откликающиеся стопроцентно и обладающие системой ценностей, максимально схожей с моею. Скажем, Зидан из Final Fantasy IX. Но помилуйте, у меня нет почти ничего общего с
мастером Гервандтом и
Артуром Морганом, Байонеттой,
2B и 9S'ом, однако я бесконечно люблю их всех и провёл с ними сотни часов совершенно незабываемых и (бес)ценных. Потому что все они прекрасны, и я ни за что не променял бы их на пустотелый сосуд самореализации. Для меня ролевые (и, как мы договорились выше, околоролевые) игры - это прежде всего возможность пережить историю вместе с героями, в этой истории идеально резонирующими; а вовсе не возможность внедрить свою личность в чужую историю, которая, скорее всего, для этой истории - не пришей козе баян. Я совершенно не любитель попаданства.
А что вы думаете? Важна ли для вас возможность отыгрыша? Предпочитаете ли вы законченных персонажей или же гибкие настройки на свой вкус? Нужно ли вам становиться героем игры, чтобы прочувствовать игру до конца? Расскажите мне!