В одной из прошлых
статей я уже писал об оголтелом застраивании г. Кирова торгово - развлекательными центрами, количество и эстетическое качество которых вызывает яростное отторжение городского населения. Эти ТРЦ, подменяя собой прежние историко-общественные центры: храмы и дворцы культуры, совершают трансформацию культурного содержания нашего общества.
С другой стороны процессы уничтожения коммерциализации непосредственно самой культуры , подстегнутые разворачивающимся экономическим кризисом,
продолжаются:
На прошлой неделе руководители нескольких кировских культурных учреждений получили приказ главы департамента культуры Кировской области Павла Сырцева, из которого следует, что их ждут глобальные изменения - от объединения до ликвидации.
Так, библиотеку им. Герцена объединят со специальной библиотекой для слепых, а из музея М.Е. Салтыкова-Щедрина и музея А.С. Грина создадут единый «Литературный музей», который будет существовать как отдел областного краеведческого музея. Музеи эти, к счастью, останутся в прежних зданиях.
Вот так, с одной стороны ликвидируются центры, в которых человек мог бы приобретать навыки и умения для раскрытия своих талантов, а соответственно реализации себя через свой творческий потенциал, с другой стороны «оптимизируются» сокращаются учреждения исторической памяти культуры народа.
Такая реструктуризация пройдет в рамках государственной программы Кировской области «Развитие культуры». Ее основная цель - это, конечно же «оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов». Кроме того, в Кирове полностью закроются «Вятская кунсткамера» и областной центр социально-культурной деятельности «Маяк» (в Нововятске).
Чиновники постоянно аппелируют к экономике, оптимизации и эффективности. На что можно возразить что эффективность может быть разная, смотря какая цель и какие ценностные ориентиры. Тем более наша история сохранила факты, когда именно культура существенным образом не только позволяла народу выживать в самые трудные кризисные годы, но и формировала заделы для развития страны и общества. Ярким примером служит
пролеткульт 20-х годов 20 века.
Еще раз подчеркну, что ликвидком в нашем случае прикрывается фиговым листком «Развитие культуры». Типичное проявление нашего постмодернистского периода, когда форма поедает свое содержание. Итогом такой разрушительной деятельности департамента культуры будет только один - полная ликвидация и зачистка этой самой культуры.