Вхождение Мухаммада І аль-Галиба ибн Насра в Гранаду
С падением в 1228-м году последнего халифа из династии Аль-Мохадов Аль-Андалуза, на месте бывшего Альмохадского государства сразу же возникло несколько новых королевств, в дополнение к Минорке, которая выстояла в противостоянии с Арагоной, к ряду новых феудов присоединились Мурсия, в 1228-м году, Валенсия, в 1229-м, Ниебла, в 1234-м, Гранада, в 1237-м, Орихуэла, в 1239-м, и Лорка, в 1240-м.
За исключением королевства Насридов, которое расширило свои границы за короткое время, превратившись в Султанат Гранады, другие королевства просуществовали недолго и были завоеваны и поглощены королевством Арагоны (Валенсия в 1238-м году и Минорка в 1287-м) и королевством Кастильи (Орихуэла, в 1250-м году, Ниебла, в 1262-м, Лорка, в 1265-м и Мурсия, в 1266-м). Только Гранадский Султанат продолжал свое существование до 2 января 1492-го года, после чего был завоеван и ликвидирован кастильско-арагонской династией Испании, ознаменовав полный триумф Реконквисты.
Династия Насридов Гранады начала свое существование с Мухаммада ибн Насра, который с 1232-м году был провозглашен султаном олигархий Гуадикса, База, Хаена, Малаги и Альмерии.
Мухаммад I ибн Юсуф ибн Наср, известен под прозвищами аль-Галиб би-ллах (الغالب بالله, Побеждающий во имя Аллаха) и аль-Ахмар (الأحمر, Рыжий), за рыжеватый цвет бороды (ит.:Barbarossa) (араб. محمد بن نصر; род. около 1194, Архона, провинция Хаэн - 22 января 1273, близ Гранады, Аль-Андалус). По другим сведениям, место рождения и смерти - Гранада 1194 - Гуадикс, 1273 - эмир Гранады с 1232 года.
Наплечники Андрея Боголюбского, армиллы Барбароссы - две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы. Украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170-1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами - армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной Римской империи.
Мухаммад ибн Наср основал династию Бану-Наср, или Насридов, которая правила в регионе Эльвиры, или Ильбиры (древнее имя Гранады) с 1232-го года, однако, сам город пал ему в руки только в 1238-м году. Его потомки правили Гранадой до 1492-го года, когда последний из династии, Боабдил (Абу Абд Аллах), сдал город католической династии Испании.
Меч последнего Эмира Гранады Боабдила Мохаммада ХІІ ибн Насра, 1400 год
в 1212-м году соединенная армия испанских королевств при участии других европейских стран навлекла тяжкое поражение на силы Aльмохадов в битве при Лас Навас де Толоза: это событие стало начало медленого конца мусульманского присутствия в Аль-Андалузе и привело к началу заката Султаната Альмохадов в частности.
Но окончательным событием, ознаменовавшим падение государства Альмохадов стало анти-альмохадское восстание под предводительством Абу Абделлаха Ибн Юсуфа Ибн Худа аль-Юдхами (Abu Abdellah Ibn Yusuf Ibn Hud al-Yudhami ( Сарагоса, поздний 12-й век - Альмерия, 1238), лучше известного истории, как Ибн Худ, король, завоевавший почти все территории Аль-Андалуза начиная с 1228 по 1238 годы.
Ибн Худ происходил из знатного рода Худитов Сарагосы. Бану Худ (Худиты, араб.: , بنو هود ) происходили из арабского племени Юдам, родоначальник которого был выходцем из Йемена. Они вошли в Андалуз в период мусульманского завоевания с племенами Юнд Палестины и Иордании, и, согласно Ибн Хазму, их владения находились в Сидонии, Алджерикасе, Тудмире (Мурсии) и Севилье. Именем Худ арабы называли Пророка, которого, по их верованию, послал Бог до-исламскому населению Ада. Род или клан Ад (Banū ʿĀd,(араб.:: ﺑﻨﻮ عاد) представлял собой арабское племя, которое существовало в до-исламский период. Несколько раз оно упоминается в Коране (Сура VII:65-72; XI:50-60; XXVI:123-139; XLI:15-16; XLVI:21-28; LXXXIX:6-8), а также, у некоторых до-исламских поэтов.
Внутренняя архитектура замка династии Худитов в Аль-Джаферии.
По традиции классической арабской историографии, этот народ происходил от Сема, то есть, был семитским и жил уже после Всемирного Потопа. Как и другие народы Сема, он поселился на Ближнем Востоке. Изначально племя Ад остановилось на Аравийском Полуострове, между Хадрамавтом и Оманом, а точнее, в аль-Ахкафе. Первый представитель Бану Худ (Худитов), согласно легенде, записанной Ибн Халдуном, появился и осел в Аль-Андалузе еще в 8-м веке нашей эры. Второе появление Худитов на Иберийском полуострове по хронологии совпадает с основанием Абдаллахом ибн Ясином Аль-Моравидского рибата в Морокко и с началом завоевания Аль-Моравидами аль-Андалуза. Примечательно, что к клану Ибн Худа принадлежала и династия венгерских и польских королей Баториев, выводивших свою родословную от Худита Халида (Худ-Халида), что позволяет считать этот род, как и род Абдаллаха Ибн Ясина, происходившим от велико-моравских половцев, выходцев из Северо-Кавказской провинции Арабского Халифата, перешедших на сторону персидского Шаха Риярха, сына Хозрова Второго Ануширвана, по союзническому Дербентскому Договору (7-й век) и составлявших дружину князя Святополка Моравского (9-й век), в истории известных, как шляхта Великой Моравии и, позже, Польши.
Иудхам (араб. بنو جذام, Judhām) был арабским племенем, которое населяло южный Левант и северо-западную Аравию во время византийской и ранней исламской эпох (5-8 вв.). При византийцах племя номинально было христианским и сражалось против мусульманской армии между 629 и 636 годами, пока византийцы и их арабские союзники не были побеждены в битве при Ярмуке. После этого Иудхам принял ислам и стал крупнейшей племенной фракцией Юнда Филастина (район Палестины).
Генеалогическое происхождение Иудхама неясно. Возможно, они были потомками северных арабов, хотя само племя претендовало на йеменское (южно-арабское) происхождение, что и подтверждается данной генетической картой происхождения семей гербов Сас и Лелива носителей этой идентичности.
До появления ислама в начале 7-го века кочевники-иудемы бродили по пустынным приграничным районам Византийской Палестины и Сирии, контролируя такие места, как Мадян, Амман, Маан, Адхрух, Табук вплоть до юга до Вади-эль-Куры. Накануне мусульманских завоеваний они доминировали на территории, простирающейся от окрестностей Табука к северу до районов к востоку от долины Вади-Араба и Мертвого моря, включая регион Балка вокруг современного Аммана.
Происхождение
Иудхам прослеживали свое происхождение до йеменского прародителя Кахлана ибн Сабы и заявили о тесных родственных связях с племенами Лахм и Амила. Арабский генеалогист и историк 9-го века Ибн Абд Раббихи записал, что Иудхам, Лахм (имя прародителя Малик) и Амила (имя прародителя аль-Харит) были сыновьями Ади ибн аль-Харита ибн Мурры ибн Удада ибн Зайджида ибн Ариб ибн Зайд ибн Кахлан ибн Сабах. Как таковые, Иудхам и Лахм были официально зарегистрированы как братские племена. Лахмы были в основном сосредоточены в северной долине Евфрата, но они поддерживали меньшую численность в Палестине, где они смешались с Иудхамом. Генеалогические притязания племен, возможно, были сделаны из политического удобства, чтобы сблизиться друг с другом и их йеменскими союзниками в Сирии. Их соперники утверждали, что Иудхам, Лахм и Кудаа были северными арабами, происходящими от Низар ибн Маадд, которые создавали йеменские родословные по политическим соображениям.
Иудхами служили федератами (племенными войсками конфедератов) византийцев и благодаря их контакту с последними стали христианами, хотя и считались таковыми всего лишь номинально. Тем не менее, их христианство было оспорено историком 9-го века Хишамом ибн аль-Калби, который утверждал, что в византийскую эпоху Иудхам поклонялся языческому идолу аль-Укайсиру. Некоторые подразделения были также склонны к иудаизму, однако немногие фактически обратились в веру. Еврейское племя бану-надир в Ятрибе (Медина) произошло от Иудема.
Ранняя исламская эра
Во время жизни исламского пророка Мухаммеда Иудхам отверг ислам и оставался верным Византийской империи. Они блокировали экспансию Мухаммеда на север в Сирию, сражаясь вместе с византийцами в битве при Муте в 629 году. Один из их кланов, дхубайб, впоследствии принял ислам, но племя в целом все еще выступало против мусульман, которые начали карательные экспедиции против них под командованием Зейда ибн Харифы и Амр ибн аль-Аса. Экспедиция исламского пророка в Табук в 630 году была частично ответом на сообщения о том, что Иудхам и Лахм мобилизовались с византийской армией на Балке. Некий лидер Иудхама в районе Аммана или Маана, Фарва ибн Амр, принял ислам и был впоследствии распят византийскими властями, хотя историк Фред Доннер считает, что история Фарвы «может быть просто благочестивой легендой». После смерти Мухаммеда в 632 году Дхубайб дезертировал из зарождающегося мусульманского государства, расположенного в Медине, и стал целью нападения мусульманского генерала Усамы ибн Зайда в начале правления халифа Абу Бакра (632-634).
Иудхам входил в состав арабских контингентов армии византийского императора Ираклия в битве при Ярмуке в 636 году, но потерпел поражение. Несколько кланов иудеев также сражались в рядах мусульман в Ярмуке, предполагая, что политические разногласия в племени сыграли роль, определяющую преданность клана византийцам или мусульманам. Хотя иудеи и лакхи обратились в ислам по мере продолжения мусульманского завоевания Леванта, их раннее служение византийцам, вероятно, стало причиной того, что халиф Умар (ок. 634-644) исключил два племени из распределения военных трофеев во время Собрания мусульманских армий в Джабии в 637 или 638 году.
В мусульманской военной администрации Сирии Иудхам стал крупнейшей фракцией в Юнде Филастине (военный округ Палестины). Во время первой мусульманской гражданской войны в армии сирийского губернатора Муавии I сражались иудеи против иракских сил халифа Али (р. 656-661). В битве при Сиффине в 657 году они сформировали следующие контингенты: Иудейская Палестина, возглавляемый Равом ибн Зинба, Иудхам и Лахм под командованием Натила ибн Кайса и пехоту Иудхам, возглавляемый Масламой ибн Мухалладом аль-Ансари. Натил принадлежал к выдающемуся клану Иудхэма, Сааду ибн Малику, и в источниках упоминался как саййид Иудхам би-л-Шам (лидер иудейского Сирийского правления). Рав был моложе Натила и был провозглашен родом брата Са'д ибн Малика, Вайя ибн Малика. Саад традиционно предоставлял вождей, по крайней мере, значительной части Иудхама, и в источниках соперничества между кланами Саад и Ваил в доисламский период нет никаких указаний. Соперничество за лидерство в племени между Натилом и Равхом возникло во времена халифата Муавия I (661-680).
Во времена правления Муавии I и Язида I (ок. 680-683) племенная конфедерация Кудаа, ведущим компонентом которой являлся бану калб, получила высокие звания и привилегии при дворах халифов. Другие племена в Сирии стремились присоединиться или вытеснить Quda'a с позиции власти. С доисламского периода до конца периода Суфьянидов в 684 году Кудаа заявлял генеалогическое происхождение от Маадда, северного арабского племени, упомянутого в надписи 4-го века Намары. В течение периода Суфьянидов большинство источников считали, что Иудхам (вместе с племенами лахм и амила) принадлежали к йеменскому (южно-арабскому) происхождению, хотя были также источники, которые утверждали, что они являются потомками ветви канадского племени маадд. племя или бану асад, другая ветвь маадда. Когда Рах стремился установить более тесные связи с Бану Калб, он обратился к Йазиду с просьбой признать Иудхама потомками Маадда и, следовательно, родственниками Кудаа; Натил выступил против инициативы Роха и настоял на присоединении к Кахтану, прародителю йеменских племен.
После смерти сына Язида и его преемника Муавии II в 684 году Иудхам при Натиле вступил в союз с Абд Аллахом ибн аль-Зубайром, конкурентом, претендующим на Мекку в халифате, в то время как Рав поддерживал Омейядов Марвана I. После победы Марвана над сторонниками Ибн аль-Зубайра в битве при Мардж-Рахите в 684 году Куда'а и Калб изменили родословную принадлежность к Кахтану и образовали конфедерацию яманов (йеменцев) в оппозиции к племенам прозубайридских кайсов северной Сирии. Иудхам оставался союзниками калба, и вместе два племени сформировали опору конфедерации яманов в Сирии во время борьбы с Qays. Натил сбежал из Палестины или был убит, и во времена правления халифа Абд аль-Малика (ок. 685-705) Рав стал бесспорным лидером Иудхама . Племя оставалось тесно связанным с Омейядами до их кончины в 750 году.
Средняя исламская эра
Ветвь Иудхама, называемая Бану Баядх или аль-Байядхийин, была зарегистрирована как населяющая северный Синайский полуостров географом Х-Хамдани в 10-м веке, а позднее - в оазисе Сирийской пустыни Катья в 13-м веке. По крайней мере, часть Иудхама в конечном итоге слилась с Амилой в районе Галилеи, и в начале 11-го века они переехали в южный современный Ливан. В эпоху мамлюков в 13-15 веках историки Ибн Фадлаллах аль-Умари и аль-Калькашанди упоминают, что племя бану-сахр, населяющее провинцию аль-Карак в современной Иордании, принадлежало иудеям, хотя в современной бану-сахра устной традиции, они утверждают, что произошли от племени Хиджаз 18-го века, которое вошло в современную Иорданию в 19-м веке.
Ян Ансарий Чапский (1699 - 7 октября 1742, Варшава) - государственный деятель Речи Посполитой, ловчий великий коронный (1732), воевода хелминский (1732-1738), подскарбий великий коронный (1738-1742).
Гербы графов Гуттен-Чапских (ответвление старшей ветви Баториев).
Герб "Злотовонж" ("Золотой Уж") Ясинских.
Я́куб Яси́нский (польск. Jakub Jasiński; 24 июля 1759 или 1761, Венглев около Пыздр, Познанское воеводство - 4 ноября 1794, Прага, Варшава) - один из руководителей восстания 1794 года под предводительством Тадеуша Костюшко, лидер радикального «якобинского» крыла повстанцев, сторонник идей французской революции.
Основателем монархической династии Худитов Сарагосы периода Таифы был Сулейман Ибн Худ аль-Мустаин (1039-1046), правитель Лериды. Лерида была де-факто независимым государством, статус которого был окончательно задкреплен в 1037-м году. После получения Сарагосой независимости от Халифата Кордовы в 1037-м году, Сулейман Ибн Мухаммад воспользовался шансом и захватил столицу королевства Таифы до самой долины Ебро и в октябре 1039-го года провозгласил себя Эмиром, получив подтверждение этого титула у Аббасидского Багдада и собрав воедино все земли Аль-Андалуза кроме Валенсии, которая оставалась в руках Зайана ибн Марданиша, в то время как Мохаммад ибн Наср был провозглашен Султаном провинции Архона и, позднее, Гуадикса и База.
Анти-Альмохадское восстание под предводительством Ибн Худа началось в Мурсии в 1228-м году; в частности, в долине Рикоте, подчинив ее власти Мурсии, Кордовы, Севильи, Малаги, Альмерии. Несмотря на первоначальный успех восстания, Ибн Худу пришлось столкнуться также и с давлением со стороны христиан и Фердинанда ІІІ Кастильского, который отправился со своей армией из Толедо по направлению к Убеде, городу, который остался без помощи и прикрытия по причине конфликтных отношений Ибн Худа и Мухаммада ибн Насра аль-Ахмара, Барбароссы. Христиане осадили город 6 января 1233-го года, и когда его защитники убедились, что помощь и подкрепление не подойдет, они сдали город летом того же года.
Это поражение свидетельствовало о том, насколько было важно для Ибн Худа иметь возможность сдерживать христианское наступление, чтобы быть в состоянии противостоять противникам из Севильи и Архона. Ибн Худ соглашается на перемирие с Кастильским королем, выплачивая ему мировые в сумме тысяча динаров в день. Заручившись таким образом гарантией ненападения с этой стороны, Ибн Худ осаждает Севилью, но вынужден отступить перед угрозой со стороны Ибн Насра, который в апреле 1234-го года, при поддержке своих христианских дружин, отстранил от власти аль-Баджи. Этот успех, однако, не склонил Севилью на сторону аль-Ахмара, призвавшую назад Ибн Худа, занявшего теперь Кармону и Кордову, принуждая двух противников заключить между собой перемирие.
Однако, Ибн Худу не удалось спасти Кордову, столицу древнего Халифата, которая пала в руки христиан 29 июня 1236-го года, что стало шоком для мусульманского мира.
Ибн Худ стал вассалом кастильцев и был вынужден платить соответствующие налоги, что привело к утрате благосостояния королевства и увеличило недовольство населения.
Монарх не прожил долго после этих событий и был убит в ходе покушения в порту Альмерия в 1238-м году от рук одного из его правителей вскоре после того, как Арагон завоевал Балеарские острова.
После его смерти Ибн Аль-Ахмар восстановил единство Аль-Андалуза аннексировав в апреле 1238-го года Гранаду к Рамадану, и выбрав ее в качестве столицы и центра своего правительства. Затем он завоевал город Альмерию и изгнал оттуда его правителя, Ибн Рамими, создав таким образом Королевство Гранады.
В правление Ибн Насра Худиты перенесли свою столицу в Мурсию, в результате чего город пережил новый момент своего расцвета, нашедшего свое отражение в роскошной архитектуре Альказара.
Члены семьи Худитов продолжали пользоваться титулом королей Мурсии, чья Таифа сократилась до юго-восточной части Иберии, включая и наследника престола, Абу Бакра аль-Ватика, вплоть до 1243-го года, когда король Таифы Мурсия, Ибн Худ аль-Давла, дядя Абу Бакра, не подписал пакт о вассалитете по отношению к Кастильской Короне.
В 1236-м году Фердинанд ІІІ Кастильский "Святой" взял Кордову. Правитель Гранады, Мухаммад ибн Наср, по прозвищу "Рыжий", вошел в суть сложившейся в регионе ситуации и политически сблизился с Фердинандом, предложив ему что в ответ на свою помощь в завоевании мусульманского города Сивильи, он признает суверенитет Гранады, которой Кастилья гарантировала независимость в качестве вассала. Фердинанд согласился и взял Сивилью. По возвращению с Гранаду Мухаммад ибн Наср был принят населением, как победитель. В ответ на воссторженный прием населения города он сказал: "Нет победителя, кроме Аллаха!" (lā ghālib illā Allāh). Эта фраза стала девизом, который присутствует повсеместно на территории всей насридской Аль-Гамбры.
Со временем, на территорию Гранадского Султаната перетекло мусульманское население занятой христианами Севильи.
В период правления Мухаммада ибн Насра был построен Дворец Альгамбры. Он немного отличался от своего современного облика, так как был перестроен позже, в период правления Юсуфа І и Мухаммада V.
Ибн Наср, по прозвищу "Рыжая Борода" умер в 1234-м году возрасте 79 лет, и унаследовал ему на троне сын, Мухаммад ІІ аль-Факих.
Одновременно с описанными выше событиями на востоке, в Золотой Орде к власти пришел Великий Хан Угедей (Угэдэй, Огодай, Огодэй (монг. Өгэдэй хаан, кит. 窝阔台; ок. 1186 - 11 декабря 1241) - третий сын Чингис-хана и Бортэ и преемник своего отца в качестве кагана (Великого хана) Монгольской империи (1229-1241). Чингис-хан ещё задолго до смерти избрал Угэдэя в качестве преемника, а в сентябре 1229 года этот выбор был утверждён курултаем; до этого момента империей управлял в качестве регента его младший сын Толуй. Угэдэй провёл ряд успешных административных реформ и продолжил экспансионистскую политику Чингис-хана. Подобно другим его сыновьям, участвовал в походах на Северный Китай и Среднюю Азию.
Гедиановы - русский княжеский дворянский род золотоордынского происхождения.
Родоначальник его ордынский князь (У)Гедеа, Гедиан, прибыл в город Москву и крестился при Иване Грозном под именем Николай. Внук его, князь Иван Гедианов, за «московское осадное сидение 1618 года» был пожалован в 1631 году вотчинами в Вологодском уезде. Потомство последнего было внесено в V часть родословной книги Санкт-Петербургской губернии.
Герольдией официально Гедиановы были признаны в княжеском достоинстве в 1827 году.
Согласно биографическому словарю, «род князей Гедиановых записан по Тверской и Санкт-Петербургской губерниям».
Князь Лука Степанович Гедианов (1772-1840).
В 1229 году, взойдя на престол, Угэдэй направляет два 30-тысячных корпуса на запад. Из-за недостатка источников события этого этапа можно реконструировать во многом лишь приблизительно, но известно, что войска достигли Адриатики, что предполагает целью похода именно участие в боевых действиях на территории Иберийского полуострова на стороне Худдитов и Насридов. Последние могли происходить либо из числа половецкой знати Золотой Орды, либо из самих Чингизидов, что выглядит вероятным в свете того, что Мухаммад ибн Наср, Барбаросса, владел наплечниками (армиллами) русско-половецкого князя Андрея Болголюбского, внука Айуба ибн Ясина, и внучатого племянника основателя моравидского движения Морокко и Аль-Андалуза, Абдаллаха ибн Ясина.
Герб половецких (куманских) знамен карпато-венгреского региона, Западная Украина.
Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (род. ок. 1111 года - ум. 29 июня 1174) - князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150-1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157-1174). Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича) и внучки хана Осеня (Асиня). Святой Русской Православной Церкви; память: 4 (17) июля и в Соборах Владимирских и Волынских святых.
В походе принимали участие следующие военачальники: В походе участвовали следующие чингизиды: сыновья Джучи - Батый, Орда-Ежен, Шибан, Тангкут и Берке, внук Чагатая - Бури и сын Чагатая - Байдар, сыновья Угэдэя - Гуюк и Кадан, сыновья Толуя - Мункэ и Бучек, сын Чингисхана - Кюльхан, внук брата Чингисхана - Аргасун.
Герб "Лук" Давыдовых. Первый по знатности и положению в обществе род Давыдовых происходит от мурзы Минчака Косаевича, потомка Чингисхана (через Батыхана) в XIII колене, выехавшего в Москву в начале XV в. и принявшего крещение с именем Семёна.
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (до 1856 года - Давыдов; 23 апреля 1809 - 24 апреля 1882, Санкт-Петербург) - тайный советник, камергер, писатель из рода Давыдовых. Известный англоман, меценат и библиофил; обладатель огромного состояния. Основатель ветви Орловых-Давыдовых.
Герб Батыя на большой печати царя Ивана IV Грозного.
Никола́й Миха́йлович Пржева́льский (31 марта [12 апреля] 1839, дер. Кимборово, Смоленская губерния - 20 октября [1 ноября] 1888, Каракол) - русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор (с 1886 года). Герб "Лук" Батугидов.
Герб Лихаревых.
Лихаревы - русские дворянские роды. Древнейший из них происходит от знатного золото-ордынца Бахты-Хози, во святом крещении Анания, по прозванию Иван-Лихарь, который, вместе с двумя братьями (родоначальниками Тевяшевых и Фустовых), выехал из Золотой Орды к великому князю Василию Дмитриевичу в 1391 г.
Влади́мир Никола́евич Ли́харев (1803 - 10 или 11 июля 1840) - подпоручик квартирмейстерской части, декабрист. Погиб в сражении с горцами.
Гербы Протасовых-Бахметьевых-Чаадаевых.
Бахметевы или Бахметьевы (в старину также Бахметовы и Бахмиотовы) - род русского столбового дворянства.
Указывали своим предком Аслама (Ослама) Бахмета, прибывшего якобы в Москву в 1469 году вместе с своими родственниками - «царевичами Касимом и Ягуном Бахметами» и принявшего крещение с именем Иеремии.
Алексе́й Никола́евич Бахме́тев (1774-1841), Бахметьев 3-й - русский генерал от инфантерии из рода Бахметевых.
Битва Битва на реке Шайо. Миниатюра XIII в. Шибаниды
Битва при Легнице. Миниатюра XIV в.
В современной исторической литературе господствующей является оценка общей численности монгольского войска в западном походе: 120-140 тыс.воинов, 150 тыс. воинов, но по некоторым оценкам (Л. Н. Гумилев, Н. И. Веселовский) первоначально составляла 30-40 тыс. воинов.
Меч из Райгородского городища Донецкой области. Меч XII в., изготовленный в арабской Испании. Найден на Райгородском городище у Славянска, Украина. Находится в Эрмитаже, Россия. Это железный меч в серебряной оправе. Меч имеет арабскую надпись, свидетельствующую о том, что он принадлежал эмиру Гарс эд-Дину (Гийас ад-Дину) (Мохаммаду?). Такое имя носил Хан Золотой Орды Оз-Бек, отец Хана Джанибека.
В 14-м веке Киев чеканил подражание монете Джанибека.
Вопреки общепринятому мнению имя Уз-Бека не происходит из тюркских языков, а является семитским именем. Известный носитель этого имени был Уз, сын Арама, который был сыном Сима, а тот был сыном Ноя. Султан Золотой Орды Гийас ад-Дин Мохаммад принял это имя для того чтобы подчеркнуть свою связь с ветхозаветными династиями.
В 90-е годы в Каширском районе Воронежской области у с. Олень-Колодезь российские археологи раскопали золотоордынский курган, отличавшийся невероятно богатым убранством. Помимо полного снаряжения тяжеловооруженного всадника, включающего шлем и золоченую кольчугу, дорогую конскую упряжь, колчан с золочеными стрелами, парчовые и шелковые одежды, серебряный ковш высокохудожественной работы и уникальный пояс с золотыми бляхами, там был обнаружен золотой топорик явно европейского происхождения.
Исследователи пришли к выводу, что он был изготовлен в XII веке прусским мастером и, вероятно, стал трофеем участников крестового похода на Самбию (1254-1255), в ходе которого, между прочим, был основан Кенигсберг, нынешний Калининград. Добычей монгольского нойона он мог стать в 1258, после победы союзных сил волынского князя Василька Романовича и золотоордынского темника Бурундая над литовскими и польскими войсками. Не исключено, что топорик в руках монгольского военачальника оказался еще раньше, например, во время европейского похода 1236-1242, в котором тот же Бурундай в статусе темника Батыя командовал одним из чингисидских корпусов.
Топорик и прочие находки из кургана «Олень-Колодезь» сейчас хранятся в Эрмитаже.
.............
В 1275-м году династия Меринидов Морокко, правившая в Магребе аль-Акса, приняла активное участие в междуусобице, происходившей на Иберийском полуострове, происходивших между Насридами Гранадского Султаната и христианами полуострова. В 14-м веке Мериниды предприняли попытку распространить свою власть на Иберийский полуостров, преуспев в завоевании Гибралтара и части Андалузии (1333-й год), но были остановлены при осаде Тарифы. Потерпев поражение, вместе с союзником, Султаном Гранады Юсуфом І, с битве при Рио Саладо (или в Тарифском Сражении), 4 апреля 1340 года под напором армии Кастильи и Португалии, вынуждены были навсегда покинуть Иберийский Полуостров.
Уничтожение Гранады
Приблизительно через 140 лет, по причине состояния постоянной войны между Кастильским Королевством и Гранадским Султанатом, не было особо выделяющихся крупных, выдающихся из ряда, военных кампаний, но Султанат постепенно утрачивал свои территории. Начиная с 1491-го года, Фердинанд ІІ Агаронский, муж Изабеллы Кастильской, занялся завоеванием королевства Насридов. Осада Гранады продолжалась о 1492-го года, в результате чего последний ридут мусульманского мира на Иберийском полуострове капитулировал. 2 января 1492-го, после шести месяцев осады, Гранада сдалась, и Изабелла вощла в город победительницей с крестом в руке, как ее обычно изображают на картинах, закончив таким образом Реконквисту.