В
прошлом посте было рассмотрено, что животные умеют многое из того, чего с первого взгляда за ними не заподозришь. В тот список можно было бы добавить даже ещё несколько пунктов, например, некоторые животные ведут войны - правда, эти некоторые это только
шимпанзе,
львы/гиены и муравьи, и осбенности войны у каждого из этих видов примечательны и заслуживают отдельного рассмотрения. Животные видят сны. Многие животные имеют долгую память. И так далее.
Остаётся вопрос: если животные умеют всё это, чем же примечателен человек? Оглянувшись, перечислить вещи, которые умеет только человек, легко - он носит одежду, живёт в просчитанных до миллиметра домах, ездит на автомобиле, изучает и применяет на практике законы физики, спорит в интернете и пишет посты в ЖЖ... Но если перенести вопрос в глубины времени, к началам Человека (то есть биологическому роду Homo и его ближайшим родственникам), то ответить становится немного сложнее.
В качестве первого человека мы рассмотрим Homo habilis - Человека умелого.
(Это немного школьный подход, и с точки зрения науки название этого вида, его расположение в родословной человека и претензия на первооткрывательство некоторых человеческих умений может перемениться. Наука постоянно открывает новые вещи, и любой текст на основе актуальных исследований может устареть. Вот с Чатал-Хююком, например: в
позапредыдущем посте многие волновались, насколько мы можем быть уверены, что сенсационные утверждения о городе как предтече деревне верны. В 2014 году, к которому относятся лекции, наиболее актуальное исследование утверждало, что местность вокруг города была слишком сырой из-за постоянного разлива реки (сам город был на холмах), чтобы растить злаки, тогда известные людям. В новом
исследовании 2017 года взяли образцы доисторического грунта из более чем десятка точек вокруг Чатал-Хююка и построили модель, какой был климат и как он менялся. Оказалось, менялся он довольно сильно, и почва была не настолько сырой, так что у чатал-хююкчан была возможность вести некрупное сельское хозяйство под текущий климат прямо рядом с городом - но всё же очень скромное, что оно никак не отложилось в составе почвы, и это при пиковом населении города в 10 000 человек.
В общем, я постараюсь основываться на актуальных данных, доступных сейчас, и что касается Человека умелого - наши знания о нём могут измениться едва ли не с минуты на минуту, но те качества, о которых я хочу рассказать, так или иначе стояли в основании человека как вида.)
Человека умелого назвали так за то, что в отличие от других приматов он мог создавать орудия труда (инструменты). Как мы знаем по предыдущему посту, использование и даже создание орудий труда - не прерогатива человека. Это умеют некоторые птицы и ближайшие к нам приматы. В том числе эти животные хранят и переносят особенно полезные орудия труда и способны передавать техники их создания друг другу и через поколения.
Но только через несколько поколений. Дело в том, что животные могут только показывать детёнышам, как делается инструмент. Как только что-то мешает преподать этот урок, знание оказывается утрачено всего через одно поколение. Причиной может быть что угодно: в округе не нашлось материалов, было не до того (дети болели, гнездо разрушалось...), изменился климат... И умение создавать удобный инструмент теряется и должно быть заново открыто.
Но не у Хомо хабилиса. Человек умелый передавал знание о создании каменных орудий труда 800 тысяч лет, несмотря на все миграции и изменения климата. Это совершенно уникально в животном мире - не использование, не создание и не изобретение инструментов, а именно способность сохранить секрет их производства несмотря на изменение среды - самого контекста существования вида. Нам кажется, что делать одни и те же каменные острия сотни тысяч лет - это примитив, равняющий Человека умелого скорее с птицей-ткачиком, инстинктивно собирающей сложное гнездо (хотя читавшие прошлый пост знают, что тут не всё так просто). Тем не менее, следует помнить, что ни одно другое животное так не умеет, даже приматы и птицы, которые понимают ценность руко(клюво)творных инструментов и стараются обучать им младшее поколение. Те животные, которым удаётся миллионы лет передавать знания, делают это за счёт неизменности окружающих условий: в конце концов, палки для гнёзд никогда не кончаются, а если окружающая местность внезапно трансформируется результате детяельности человека - тут-то миллионолетняя практика предков и даёт сбой, как
в случае большерогих баранов, чьи знания о стратегиях миграции потеряли актуальность в новом антропогенном ландшафте.
Мы говорим "передача знаний" - но правильнее говорить "передача поведения". Никому не интересны знания, которые сидят в голове и никак не выражаются в реальном мире. Поэтому для передачи знаний/поведения нужно:
От передающего -
- Хотеть передать поведение
- Уметь передать поведение
- Попытаться передать поведение
От принимающего -
- Чтобы ему передали поведение
- Хотеть усвоить поведение
- Уметь усвоить поведение
- Успешно усвоить поведение
- Воспроизвести поведение
Несложно увидеть, что все эти шаги доступны многочисленным видам, передающим знания потомству. Приматы особенно в этом поднаторели: например, детёныш шимпанзе повторяет за мамой движение, разбивающее орех камнем, около 3 лет, прежде чем научится правильно раскалывать орех. За это время вся его награда - это побитые пальцы, а орех выгоднее выпросить у мамы. Тем не менее, детёныш обезьяны ощущает внутреннее желание повторять за авторитетной фигурой (а авторитетная фигура - внутреннее желание преподавать), и это один из столпов шимпанзе как вида.
Камни для разбивания орехов есть везде, и это умение среди обезьян (даже не человекообразных) довольно распространено. Но производство каменных орудия гораздо сложнее. Абы из чего их не произведёшь, нужен кремень или обсидиан. Нужно уметь его найти и выбрать. Сами движения для получения орудия
отнюдь не банальные, и если без предварительной подготовки вы сядете сейчас с удачно выбранным кремнем, не факт, что у вас получится что-то, чем можно разделывать мясо. Я также подозреваю, что освоив это искусство, вряд ли бы вы смогли объяснить одними словами другому человеку, как повторить ваш продукт. Конечно, всякий раз в случае миграции в новую местность у хабилисов было довольно много времени, чтобы сориентироваться и найти новые источники кремня или обсидиана, пока носители сакрального знания ещё живы, чтобы передать свои навыки - наши ближайшие родственники шимпанзе живут до 40 лет, и хабилисы, скорее всего, жили не меньше. И всё же 800 тысяч лет более чем в 100 раз дольше, чем письменная история человечества. Это 90 раз дольше, чем от вас, читающих это за компьютером, до жителей Чатал-Хююка. И если сейчас случится инфраструктурная катастрофа, и прервётся доступ к цифровой информации и сообщение между людьми, то не факт, что спустя одно поколение кто-то сможет собрать компьютер (забавный факт: процессоры и другие чипы делаются из кремния).
В общем, Homo habilis стал умелым потому, что умел передавать знания о создании орудий труда в отрыве от контекста, через поколения. Отбросим идею, что хабилисы объясняли друг другу свои техники с помощью слов: во-первых, они не оставили нам даже наскальной живописи, чтобы мы могли рассуждать об их образном мышлении, а во-вторых - даже современного языка Человека разумного недостаточно, чтобы с помощью одних лишь слов передать технику создания простых каменных орудий. Ни один из нас не стал бы объяснять эти техники одними словами. Мы бы использовали... жесты.
И это очень интересно, потому что наиболее прочная современная теория о происхождении языка - это происхождение от жестов. Дело в том, что отделы мозга, которые активируются во время общения людей - это те же отделы, которые у обезьян отвечают за жестикуляцию. А те отделы, которые у обезьян активируются во время устного общения - это эмоциональные отделы мозга, у людей соответствующие смеху, испугу и другим непроизвольным реакциям.
Аргументы в пользу происхождения языка от жестов и как это связано с производством инструментов - обширная тема, которую я раскрою в следующем посте. Спасибо за терпение %)