Как я Катю читать учила. Часть 2 - Слоги. Мотивация

Nov 03, 2016 09:55

Следующие полгода я пыталась перейти к следующему шагу - научить Катю читать слоги.




Оборачиваясь назад, делала я это плохо, бессистемно. А Катя, в свою очередь, отлично справлялась с тем, чтобы не обращать на мои попытки никакого внимания. Попыток было три.

Первая: с магнитными буквами, которые друг к другу в гости ходили (Катя всё понимала, но не повторяла за мной).
Вторая: с системой Зайцева. Кате очень нравилось петь песни, но дальше песен ни у неё, ни у меня сдвинуться не получилось.
Третья: моя собственная с принцессами :)

Я долго думала, и вдруг всё поняла. До этого Катя была не готова в силу возраста. Ей было то слишком просто, то слишком сложно. Она не хотела учиться читать, не за чем было. А я всё делала бессистемно. Очень разбрасывалась в творчестве и методиках: то одно, то другое, чтобы ребёнку не было скучно. А нужны были чёткая понятная система и короткие регулярные занятия. К тому же, я сама не понимала, как мне научить читать Катю. И она чувствовала эту мою неуверенность.

Мне нужно было:
1. Двигаться чётко, непрерывно, но по чуть-чуть.
2. Чтобы У Кати была мотивация.
3. Чтобы Кате было интересно, чтобы она испытывала радость от обучения (пусть не от процесса, но от результата или вознаграждения).
4. Чтобы мне самой стало понятно, как от букв мы перейдём к полноценному чтению.

Итак, попытка третья: учимся читать с принцессами. Я научила Катю читать за 3 недели. Кате было 4,4.
Сначала мы вспомнили все буквы. Потом научились соединять буквы в слоги, потом - читать первые маленькие слова, потом - любые слова..
Я сделала карточки с буквами и любимыми Катиными героями.



Поскольку в основном это принцессы, то получилось, что читать мы учились с принцессами. Герои были на все буквы алфавита. На некоторые буквы героев было даже несколько, например, на "Б" - и Белоснежка, и Бэль. А вот на "Ф" - только Флин Райдер. Ещё я вырезала с десяток корон и подготовила несколько десятков малюсеньких подарков.



В системе я объединила песни Зайцева и систему лифта (движения букв сверху вниз). И ввела элементы настольной и ролевой игр. Сначала Катя тянула карточку с героем. Например, с Белоснежкой. Потом она искала в другой колоде букву "Б".



Тем временем, я раскладывала два столбца - А О У Ы Э и Я Ё Ю И Е. Буква "Б" путешествовала по столбцам сверху вниз, а мы пели Белоснежкины песни: обычную "БА-БО-БУ-БЫ-БЭ" и ласковую "БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ".



За это Катя получала корону. После этого она тащила из колоды следующего героя. Так, спев, 5-7 песенок, Катя получала свои 5-7 корон и торжественно обменивала их у меня на подарок. В качестве подарков я закупила побольше киндеров - без шоколада, б/у киндеров с гарантированными интересными героями. Ещё были наклейки, мыльные пузыри, маленькие куколки в таких sweet box, популярные сейчас.
Пока Катя отвлекалась, я подтасовывала в колоду нужного мне героя, чтобы потренировать ту или иную букву. Если песню она пела плохо, я просила её спеть ещё раз, а героя снова клала в верхнюю часть колоды, чтобы она ещё раз спела его песню на следующий день.



Вообщем, Катя была просто в восторге. Это была действительно работающая, абсолютно Катина система. Она моментально выучила все слоги. Через неделю она уже очень хорошо соединяла любые буквы в любой слог. Это мой самый любимый момент, потому что я неожиданно для себя увидела, что Катя абсолютно усвоила логику слогообразования. Я могла назвать любые буквы, а Катя тут же соединяла их в слог, даже если буквы были ей незнакомы. Я до сих пор удивляюсь, как она это поняла так быстро! Почему-то вспомнилась история, как одна бабушка-учительница платила внуку-двоечнику за хорошие отметки. Вскоре он начал прекрасно учиться, забыл про деньги, а учиться хорошо ему так и понравилось.

Потом я ввела небольшие сказки-истории. Например, у принцессы что-то болит, прочитай что - БОК.



Так Катя научилась читать маленькие слова. Я очень боялась этого момента - перехода от слогов к словам. А оказалось очень просто. Вот мы поём: Ба-Бо-Бу-Бы-Бэ, а тут неожиданно к одному слогу пристраивается буква "К", и получается Бак, Бок, Бук, Бык или Бэк :) Таким образом, теперь, чтобы получить корону, нужно было не только пропеть песню героя, но и угадать про него загадку (=прочитать слово).
Потом Катя составила своё первое осмысленное слово и сама его прочитала:



На этом этапе я сказала Кате, что принцессы в награду за то, что она научилась читать маленькие слова, прислали ей книжку с её любимыми сказками ("Золушка", "Белоснежка", "Спящая Красавица"). В нашей библиотеке ещё не было такой книжки, и Катя просто зависла над ней.... Она почти час рассматривала иллюстрации, и даже читать её не просила. К сожалению, я в это время не отдыхала, потому что просто обязана была разделить Катюшкин восторг: "Мама, смотри, смотри, какое платье у Золушки!!" Её аж подтряхивало. Ну хотя бы такая радость останется у неё в памяти :)





Последним этапом стало большое задание. Я сказала ей, что принцессы прислали альбом, который нужно заполнить. За это они пришлют большой подарок. Она очень-очень хотела подарок. Поэтому каждый день она тянула карточку с принцессой, искала в альбоме её страницу, клала в карман, читала слова на эту букву и приклеивала их в альбом.









Тем самым я получила закрепление техники чтения маленьких слов. Я старалась распечатать только слова из двух-трёх слогов. Это было Кате по силам. Слова, где отсутствовала привычная простая слоговая структура, Катю пугали, и она расстраивалась.



Ещё почему-то мне запомнилось, что было трудно перейти к самостоятельному чтению. Катя всё просила читать хором: и слоги, и песни, и слова. Пока Папа, проходя мимо, не сказал мне, что она уже давно может читать всё сама. Я не поверила, но он оказался прав. Катя - ещё та притворюга-хитрюга!

Выдержать все принципы у меня получилось:
1. система: была чёткой, занятия ограниченными по времени. Катя быстро пела 5-7 песен, получала подарок и, довольная, удалялась восвояси :)
2. мотивация: абсолютно Катина. Ей было понятно, зачем и почему она учится читать. Самое интересное, что попутно она выясняла, кто ещё не умеет читать, а не кто уже умеет. То есть, она была готова учиться читать быстрее, чтобы быть первой, но никак не догонять тех, кто уже умеет. Кстати, когда читать она научилась, она крайне гордилась тем, что умеет.  Хотя глаза у неё НЕ блестели от счастья.
Есть такой тип детей... Мой брат, находя под тарелкой супа карточку со словом "СУП", прямо бесился от безысходности и победы чтения над его сопротивлением.
3. интерес: любимые принцессы и реальные подарки, куда уж более..
4. чёткая система в моей голове: буквы, слоги, короткие слова, простые слова, предложения. Все переходы понятны.




Как я Катю читать учила. Часть 1 - Буквы. Безуспешная

Как я Катю читать учила. Часть 3 - Чтение. Занятия
Как я Катю читать учила. Часть 4 - Азбуки и Буквари

3-4 года, Катюшкины уроки, Скачать, 5-6 лет, 4-5 лет

Previous post Next post
Up