Филипп де Шампань (1602-1654) - Натюрморт в стиле Vanitas (вторая половина XVII века)
Срезанный цветок, который скоро завянет, - с одной стороны, символ уходящей жизни, с другой, поскольку это тюльпан, бывший объектом коллекционирования в Нидерландах XVII века, - символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Череп - символ смерти, песочные часы - символизируют быстротечность ускользающего времени.
Vanitas - в переводе с латинского "суета", "тщеславие" - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты, каждый из которых что-то символизирует, часто изображаются в беспорядке, обозначая ниспровержение символизируемых достижений.
Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Зачастую картины сопровождались нравоучительными наставлениями пессимистического содержания.
Наибольшее распространение этот стиль получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Vanitas vanitatum et omnia vanitas - Суета сует, всё - суета
Филипп де Шампань, де Шампень (Philippe de Champaigne), родился в 1602-ом году в Брюсселе, - французский художник эпохи барокко. Один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры.
В 1621-ом году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца.
С 1654-го года конкурировал с
Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.
К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью.
Умер художник в 1654-ом году в Париже.
Антонио Переда (1611-1678) - Аллегория тщеславия
Sic transit gloria mundi - Так проходит мирская слава
Всё пройдёт
Максим Дунаевский на слова Леонида Дербенёва
Поёт - Михаил Боярский
Фрагмент из кинофильма "Куда он денется" (1981)
Картины кисти Антонио Переда (1611-1678)
Антонио Переда и Сальгадо (Antonio de Pereda y Salgado), родился в 1611-ом году в Вальядолиде (Испания), - художник - представитель испанского барокко.
Антонио Переда учился у мастера Педро де лас Куэвас, затем копировал полотна венецианских художников в мадридском королевском дворце. Писал картины религиозного и исторического содержания и натюрморты, в которых тщательно выписывает мельчайшие подробности изображаемого.
Умер в 1678-ом году в Мадриде.
Антонио Переда (1611-1678) - Сон рыцаря
из серии картин в стиле Vanitas
На ленте, которую держит ангел, надпись: "Aeterne pungit, cito volat et occidit". Почему-то в текстах, посвящённых стилю Vanitas, её переводят как "Слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон". Я бы перевела иначе: "Вечно разит, но быстро улетает и убивает", тем более, что там ещё и лук со стрелой изображены. Это всё о том же тщеславии, атрибуты которого разбросаны на столе.
Похоже, подобные картины пользовались в те времена повышенным спросом у публики, в противном случае можно было бы заподозрить уважаемого художника в некрофильстве. Обилие же черепов на картинах, писаных, судя по всему, с натуры, наталкивает на мысль о том, что человеческие кости в те неблагословенные времена валялись на европейских просторах где ни попадя.
Францискус Гейсбрехтс (вторая половина XVII века) - Натюрморт в стиле Vanitas
Д.Луиджи - Вишнёвый сад
Соло на трубе - Череп
Объявление
По случаю отъезда срочно продаются:
туалетный столик;
вольтеровское кресло;
говорящий попугай
и
череп Вольтера-ребёнка.
Дэмиен Херст - Бриллиантовый череп под названием "Ибо это есть любовь к Богу"
Изготовление черепа обошлось автору приблизительно в 20 000 000 $.
Всего на черепе, изготовленном из платины, 8 601 бриллиант общим весом в 1106,18 карата. В центре лба - розовый алмаз, а зубы настоящие - человеческие. Мне вот интересно, автор сотрудничал с дантистом или с гробокопателем?
Бриллиантовый череп был выставлен в лондонской галерее White Cube и в 2007-ом году продан неизвестному покупателю за 123 000 000 $.
Более пятисот процентов прибыли - вот как нужно уметь зарабатывать деньги! Хотя, для этого надо было сначала иметь двадцать миллионов, но это в сущности мелочи при теперешнем то развитии кредитования. Если, согласно Марксу, нет такого преступления, на которое не пошёл бы Капитал, ради трёхсот процентов прибыли, то ради пятисот... Правда, в данном случае не сам Капитал, а Художник, живущий в эпоху Капитала. Право, даже не знаю, возможно, он все зубы вырвал у одного человека, причём без наркоза.))) Хотя, ради такого дела мог бы и своими пожертвовать...
Дэмиен Херст, родился в 1965-ом году в Бристоле, Великобритания, - английский художник. На сегодня он самый дорогой художник в мире.
Азы искусства он постигал в художественном колледже Лидса и лондонском университете.
Дэмиен - самый яркий представитель группы "Молодые британские художники" и обладатель премии Тернера за работу "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (акула в аквариуме с формалином).
Художник живет и работает в Лондоне и Девоне.
Ещё один из распространённых живописных сюжетов в стиле Vanitas это "Игра со смертью в шахматы".
Знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман даже сделал этот сюжет лейтмотивом своего фильма "Седьмая печать", вдохновившись фреской, приведенной здесь.
Седьмая печать (1957), Швеция
Режиссёр - Ингмар Бергман
Фреска "Смерть, играющая в шахматы" (1480)
Альбертус Пиктор (1440 или 1450 - 1507 или 1509
Настоящее имя Альберт Имменхаузен)
Церковь в Тёбю, диоцез Стокгольма, (Швеция)
Фреска "Пляска смерти" (XV век)
Ораторио деи Дишиплини - Клузоне (Ломбардия, Италия)
На фреске изображена Смерть, ведущая к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества - знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей. Это напоминание о бренности человеческого бытия.
ПЛЯСКА СМЕРТИ
1908
Оркестр им не нужен: или
каждый звуки не исторгает,
словно совы гнездо в нем свили?
В них страх, как волдырь, набухает,
и тухлятина в нос ширяет -
самый лучший их запашок.
Руками друг друга обвили
и пляшут, гремя костями;
любовники пылкие сами
дам кружат не спрохвала.
У тощей монашки скоро
совлекают с чела платок;
здесь все равны. И в гонке
выкрадывают у старушонки,
желтей истертой клеенки,
молитвенник под шумок.
Им жарко от этой гульбы
в богатых одеждах, и градом
пот катится, чтобы ядом
разъесть им зады и лбы,
броши, платья и шляпки из пуха;
они оголиться хотят,
как дитя, как безумец, как шлюха;
и танцуют и прыгают в лад.
Райнер Мария Рильке (1875-1926)
Пляска смерти - аллегорический сюжет в живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов сюжетов, которые воплощают иконографию смерти.
Первые произведения на этот сюжет появились в XIV веке и создавались они вплоть до XVII века, однако, подобная традиция существовала ещё у древних латинян.
Бернт Нотке (1435-1509) - Пляска смерти
Музей Нигулисте - Таллин
Фреска "Триумф смерти" (XV век)
Ораторио деи Дишиплини - Клузоне (Ломбардия, Италия)
Под каждым климатом, у каждой грани мира
Над человеческой ничтожною толпой
Всегда глумится Смерть, как благовонья мира,
В безумие людей вливая хохот свой!
Шарль Бодлер (1821-1867)
Триумф смерти - ещё один вариант традиционных сюжетов о бренности земного бытия.
Интересны многоплановые и многофигурные работы Брейгеля старшего и Буффальмакко. Так как в уменьшенном виде иллюстрации этих полотен трудно рассматривать на мониторе компьютера, даю ссылки на максимально большой формат.
Буонамико Буффальмакко ( I половина XIV века) - Триумф смерти Питер Брейгель старший (1525-1569) - Триумф смерти Терракотовые фигурки по мотивам гравюр швейцарского художника Маттеуса Мериана (1593-1650) - "Смерть и дворянка" и "Смерть и игуменья"
Андреа Орканья (1308-1368) - Фрагменты фрески "Триумф смерти" (1344-1345)
Санта Кроче (Флоренция, Италия)
Эта фреска вдохновила великого венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886) на написание фортепианного произведения "Пляска смерти".
You can watch this video on www.livejournal.com
Ференц Лист (1811-1886) - Totentanz (1849) - Пляска смерти
Партия рояля - Валентина Лисица
Фрагмент фрески "Триумф смерти" из Санта Кроче - Больные старики, молящие о смерти
В 1873-ем году внимание композитора Сен-Санса привлекло стихотворение поэта и врача Анри Казалиса (1840-1909), писавшего под псевдонимом Жан Лагор. Оно носило иронический заголовок "Равенство, братство" и описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. На этот текст композитор сочинил романс, а год спустя использовал его музыку для симфонической поэмы под названием "Пляска смерти".
Строки стихотворения Жана Лагора предпосланы партитуре в качестве программы:
Вжик, ежик, ежик, Смерть каблуком
Отбивает такт на камне могильном,
В полночь Смерть напев плясовой,
Вжик, вжик, вжик, играет на скрипке.
Веет зимний ветер, ночь темна,
Скрипят и жалобно стонут липы,
Скелеты, белея, выходят из тени,
Мчатся и скачут в саванах длинных.
Вжик, ежик, ежик, все суетятся,
Слышен стук костей плясунов.
...
Но тс-с! вдруг все хоровод покидают,
Бегут, толкаясь, - запел петух.
Click to view
Камиль Сен-Санс (1874) - Пляска смерти
В титрах мультфильма ошибочно указано авторство Ференца Листа.
Потрясающая - завораживающая музыка!
Середина 1870-х годов для Модеста Петровича Мусоргского - время размышлений о смерти, которая унесла нескольких его друзей и нанесла незаживающие раны. Под этим впечатлением композитором были созданы несколько произведений и среди них вокальный цикл "Песни и пляски смерти".
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - моноспектакль "Песни и пляски смерти" (1994)
Оркестр Московской филармонии
Дирижёр - Мстислав Ростропович
Поёт -
Галина Вишневская Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского "Песни и пляски смерти" создан в 1875-77 годах на стихи Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848-1913).
В цикле 4 песни-картины: "Колыбельная", "Серенада", "Трепак" и "Полководец". В стихотворных текстах к этим песням изображены различные лики смерти: в "Колыбельной" - мать у постели умирающего ребёнка, в "Серенаде" - тяжело больная девушка на пороге смерти, в "Трепаке" - замерзающий в поле под завывание метели мужичок, в "Полководце" - гибнущий на поле брани воин.
Click to view
Walt Disney - The Skeleton Dance
Пляска скелетов - мультфильм производства США (1929) - первый мультфильм из серии "Бесхитростные симфонии"
В мультфильме использована музыка
Эдварда Грига из сюиты "Пер Гюнт" - "В пещере горного короля".
Проблемы жизни и смерти во все времена были и, уверена, будут предметом осмысления и освещения в искусстве.
И Жизнь, и Смерть - две верные сестры,
Порой они меняются обличьем,
Стирая грань между твоей Судьбой
И Вечностью за этим пограничьем.
Арнольд Бёклин (1827-1901)
Автопортрет со смертью, играющей на скрипке
Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin), родился в 1827-ом году в Базеле (Швейцария), - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы.
Густав Климт (1862-1918) - Смерть и жизнь (1908-1916)
В 1911-ом году картина Климта "Жизнь и смерть" получила приз на Всемирной выставке в Риме.
Густав Климт (Gustav Klimt), родился в 1862-ом году в Баумгартене (Австро-Венгрия) - знаменитый австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Эдвард Мунк (1863-1944) - Смерть у руля (1893)
Эдвард Мунк (Edvard Munch), родился в 1863-ем году в Лётене, губерния Хедмарк (Норвегия), - норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества.
Мунк - автор известной картины "Крик".
Хуго Симберг (1873-1917) - Танцы на причале
Click to view
Ян (Йохан Юлиус Христиан) Сибелиус (1865-1957) - Грустный вальс
из музыки к пьесе Арвида Ярнефельта (1861-1932) "Смерть"
Хельсинский филармонический оркестр (Helsinki Philharmonic Orchestra)
Дирижёр - Тауно Ханникайнен (Tauno Hannikainen)
Хуго Симберг (Hugo Simberg), родился в 1873-ем году в Хамина (Великое княжество Финляндское, Российская империя), - финский художник и график, крупнейший представитель финского символизма. Известен своими произведениями философского звучания, представляющими жизнь и смерть, чертей и ангелов. Автор части росписей и витражей собора Иоанна Богослова в Тампере.
Учился в нескольких рисовальных школах, но так ни одной из них не окончил.
Испытывал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина - считал, что тот "является художником от Бога, и перед ним все должны склониться".
С 1896-года художник неоднократно выезжал за границу: бывал во Франции, Англии, Италии, где знакомился с произведениями старых и новых европейских художников.
В 1899-ом году он путешествовал по Кавказу.
Осенью 1902-го года у Хуго Симберга случился нервный срыв, и до весны 1903-го года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. После выхода из больницы он написал самую известную свою картину "Раненый ангел".
В том же 1902-ом году художник получил стипендию для путешествия по Европе, на средства которой в 1903-1904 годах он посетил Италию, Испанию, Францию, Северную Африку.
В 1904-ом году он выиграл первую премию на национальном конкурсе портретной живописи и в том же году он получил заказ на роспись церкви (позже собора) Иоанна Богослова в Тампере.
Последнее своё зарубежное путешествие Симберг совершил в 1910-ом году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.
Художник не любил разъяснять символику своих произведений, оставляя это зрителю.
Умер Хуго Симберг в Эхтяри (Великое княжество Финляндское, Российская империя) 12 июля 1917-го года.
В статье Википедии, посвящённой Хуго Симбергу, в графе гражданство указано "финское", чего не может быть по определению, так как Декларация независимости Финляндии была принята и подписана только в начале декабря 1917-го года. То есть Симберг был подданным Российской империи - он не успел стать даже гражданином Российской республики, поскольку Временное правительство провозгласило Россию республикой только 1 сентября 1917-го года по старому стилю.
Картины Хуго Симберга
Поскольку несколько устаревшее слово "художество", нашедшее своё место в заглавии к этому сюжету, имеет такие значения, как "искусство" и "проделка, выходка", то под второе определения замечательно подпадает очень популярный в англоязычных странах праздник Halloween, ибо во время него обычно весело хулиганят и проказничают.
Прообраз праздника Хэллоуина, скорей всего, зародился с появлением кельтского языческого празднества Самайн, описание которого появляется в старо-ирландской литературе начиная с X века. Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным.
До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.
Потом, когда католическая церковь ввела празднование Дня всех святых - празднуется 1 ноября, два эти праздника постепенно сращивались между собой и в результате появился Хэллоуин, который отмечают с вечера 31 октября в ночь на 1 ноября.
Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать карнавальные костюмы и носить с собой "светильники Джека" в виде тыкв с прорезями и свечой внутри них появился только на рубеже XIX и XX веков. В обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризовался и там.
Это ведь так напоминает рождественские вертепы и колядки!
При сегодняшнем развитии средств связи и доставки разнообразной информации непосредственно потребителю неудивительно, что этот старинный британский праздник стал известен повсюду.
Конечно, праздник этот не наш и религиозному православному человеку праздновать его не годится. Но для людей неверующих нет ничего предосудительного в том, чтобы лишний раз повеселиться и немного похулиганить, если есть к тому желание и возможность.
А сколько снято фильмов и мультфильмов, посвященных этому празднику!
Ниже приведены две песенки, которые традиционно поются во время Хэллоуина.
Click to view
Мультфильм на музыку песни Бобби Пикета "Monster Mash" - своеобразный гимн Хеллоуина
Click to view
Фрагмент мультфильма "Кошмар перед Рождеством" на музыку песни Дэнни Эльфмана " This Is Halloween"
Наш кинематограф тоже отметился на ниве страшилок и чёрного юмора, к примеру, в таких фильмах, как "Вий" и "Неуловимые мстители".
Click to view
Фрагмент из фильма "Неуловимые мстители" (1966)
Click to view
Фрагмент из фильма "Неуловимые мстители" (1966)
Click to view
А вдоль дороги - мертвые с косами стоят!)))
Дорожный креативчик от ГАИ-шников города Лида (Беларусь)
"Dum loquimur, fugerit invida aetas: carpe diem, quam minimum credula postero."
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.
Гораций - "Ода к Левконое"
Говорят, что жизнь это не то, что есть на самом деле, а то, что мы о ней думаем. Несмотря на, казалось бы, нелогичность подобного утверждения, рациональное зерно всё же в нём есть. Безусловно, объективные события от нашего взгляда на них измениться не могут, но зато может измениться подход человека к жизни - вместо смиренного ожидания смерти, заложенного фразой "Memento mori", яркое и насыщенное событиями проживание каждого дня жизни. В определённом смысле это латинское изречение сродни русской поговорке "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня".
You can watch this video on www.livejournal.com
Есть только миг
Александр Зацепин на слова Леонида Дербенёва
Поёт - Олег Анофриев
Фрагмент из кинофильма "Земля Санникова" (1973)