Игральные карты - Российская история карт - Русский стиль (часть 1)

Jul 28, 2016 21:30



Матрешин Александр - Панорама Кремля



image Click to view



Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Рассвет на Москва-реке из оперы "Хованщина"

Матрешин Александр Валентинович, родился в 1956-ом году, - советский и российский художник.
Окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, более десяти лет работал в области книжной иллюстрации. Произведения художника находятся во многих музеях и частных собраниях.




    
    
    



"24 марта 1798 года Императорским указом пра­во клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отда­но Воспитательному дому - благотворительному уч­реждению по опеке над сиротами. Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отда­вать на откуп, зарабатывая на этом немалые сред­ства, шедшие на "содержание сирот". Откупная си­стема существовала более 20 лет - с 1 апреля 1799 года по 1 января 1820 года. За всё время состоялось пять карточных откупов, каждый сроком по четыре года. Откупная система вызвала быстрый рост количества производив­шихся карт. Уже в девятый год действия откупа, в 1807-1808 гг., было изготовлено почти 2300000 колод всех разборов. Карты делались как
в обеих столицах на крупных фабриках, так и в отдалённых городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетель­ства на своё производство.

.........

... фабрика начала производство новых колод выс­шего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной карточной фабрики
Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя кото­рого держалось в строжайшем секрете. Были выпущены четыре колоды, которые оставались в производстве ещё многие десятилетия.
Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в 16 красок в технике хромоли­тографии лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод, получившая название "Русский стиль", позволила говорить о том, что в России, наконец, появились играль­ные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотогра­фий благотворительного императорского бала 1903 года, костюми­рованного в стиле XVII века. В пользу этой версии говорит необы­чайное сходство дамы треф с обликом и костюмом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а червовой дамы - с великой княгиней Ксе­нией Александровной.
Фигуры королей представлены царём с державой в руке (король червей) и боярами времен Алексея Михайловича. Дамы показаны в праздничных одеждах: богатые горожанки в ферезях и платенах, кре­стьянки в расшитых сарафанах с душегреями. Валеты - молодые со­кольничие и стрельцы с оружием и ловчими птицами в руках. Весьма удачным получилось оформление обычно скромно декорируемых ту­зов. На каждом тузе знак карточной масти помещён на круглом щите в обрамлении старинного оружия и атрибутов охоты. Знак "В пользу императорского воспитательного дома" так же выполнен в виде ста­ринной вислой печати."

Е.Н. Григоренко - Русские игральные карты. История и стиль


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

Карты "Русский стиль"

Наверняка эти карты знакомы практически всем: их многократно выпускали и в советские годы. У меня дома есть две колоды таких карт малого формата с рубашками разных цветов в одной коробке - подарочный вариант выпуска середины 50-х годов прошлого века. А у бабушки были и дореволюционные такие же карты, но стандартного размера.

Ниже приведены для сравнения, упоминавшиеся в монографии Е.Н. Григоренко, фотографии Великих княжен Ксении Александровны - сестры Николая II (червовая дама) и Елизаветы Фёдоровны - сестры жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны (дама треф).





Сходство действительно есть, в первую очередь, в костюмах: очень характерные кокошники на обеих дамах. В лицах тоже можно уловить сходство, если очень захотеть.



Интернет просто-таки наводнён сравнениями представителей российской знати, бывшей на знаменитом императорском балу в 1903-ем году, с картинками на картах "Русский стиль". Из всего, что довелось видеть, наиболее соответствующим действительности представляется факт того, что король червей срисован с портрета императора Александра III, который на этом балу не мог быть, так как умер в 1894-ом году.
Костюм карточного короля отличается от мундира государя Александра Александровича, но это и неудивительно, ведь все короли в этой колоде одеты в костюмы, стилизованные под одежду русских царей и бояр XVII века.


    

Николай Густавович Шильдер (1828-1898) - Портрет Александра III

image Click to view



Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - "Торжественный коронационный марш" (1883), написанный по случаю коронации Александра III
Симфонический оркестр СССР
Дирижёр - Вячеслав Овчинников



Шапка Мономаха

Ещё сравнивают портреты Великих князей Михаила Александровича - брата Николая II и Андрея Владимировича - двоюродного брата Николая II с трефовым и бубновым валетами соответственно.
Если говорить о сходстве костюмов, то, кроме ткани и расцветки, мужские костюмы и головные уборы русских бояр XVII века мало чем отличались друг от друга. Разве что Андрея Владимировича посчитали прототипом бубнового валета, поскольку он был на балу одет в костюм царского сокольничего, а у бубнового валета в руках механический сокол, обозначающий, что, дескать, молодец сей есть сокольничий. А если говорить о портретном сходстве Великих князей с карточными валетами, то, кроме усов, хоть убейте, я лично никакого сходства не нахожу. Это хорошо видно, если посмотреть на фотографии Великих князей в большем формате. Но, коль скоро две царские родственницы стали карточными прототипами, то можно посчитать, что и два этих царских родственника тоже ими стали.








        
        
        

image Click to view



Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - Полонез из оперы "Ночь перед Рождеством"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

В качестве лирического отступления.
Упомянутый здесь Великий князь Андрей Владимирович - внук императора Александра II, в середине 20-х годов прошлого века, будучи в эмиграции, женился на небезызвестной балерине Матильде Феликсовне Кшесинской.
Матильда Кшесинская известна по большей части не как балерина, хотя и была российской примой, а тем, что вокруг неё увивались Великие князья дома Романовых в количестве трёх штук. Сначала это был будущий император Николай II - ещё до своей помолвки с будущей женой. Потом Матильда Феликсовна была фактической женой Великого князя Сергея Михайловича - внука императора Николая I. При этом крутила роман с другим Романовым - Великим князем Андреем Владимировичем.

Во все времена экзальтированные дурочки мечтали о принце, если не на белом коне, то хотя бы на уродливом чёрном джипе, но далеко не каждой доставался даже обыкновенный Иванушка-дурачок, ибо нынче принцы, увы, ускользающая натура. А у Матильды Феликсовны принцев было целых три. И не каких-нибудь завалященьких Голштинских или Гессенских, а самих Романовых!




Пока этот сюжет почти два месяца болтался у меня незавершенным, 14.07.2016 в интернете появилась новая статья о карточных прототипах С короля - на бал!, которую в ЖЖ сразу же растащили на цитаты.

Новым, в сравнении с прежними публикациями, стало, во-первых, сравнение пикового короля из колоды "Русский стиль" с портретом царя Ивана Грозного с картины Литовченко Александра Дмитриевича (1835-1890) "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею".

Кликнув на картинку пикового короля, вы сможете самостоятельно убедиться в несостоятельности этого утверждения. Как по мне, то, скорей, король треф плюс-минус три верблюда, как говорил мой преподаватель начерталки, похож на портрет Ивана Васильевича кисти Виктора Михайловича Васнецова. С большой натяжкой можно было бы сказать, что и пиковый король похож на этот портрет, но уж больно вегетарианское выражение лица у этого короля, в отличие от царского портрета. Да, собственно, трефовый король тоже грозностью облика не отличается. Борода да шапочка - вот и всё сходство.

Так что автор статьи - доктор философских наук некто Семён Экштут, либо плохо знаком с матчастью, либо зрением слабоват, что подтверждается следующими, предложенными им аналогиями: штаб-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак - пиковый валет и адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков - червовый валет.

Царь Иван Васильевич Грозный (1879)
                                                                                                                                                                Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)


   


   

Главные факторы, объединяющие эти карты и их "прототипы", - усы и крой боярских костюмов, который был стандартным для того времени.



Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: наличие бороды у кого бы то ни было автоматически делает его прототипом карточных королей, да что там карточных - даже прототипом самого царя Николая II!

Те же, кто до бороды ещё не дорос, вынужденные довольствоваться юношеской порослью в виде усов, автоматически становятся прототипами карточных валетов.

Все остальные "аналогии" автора статьи даже рассматривать не буду, ибо не учитывает он, что немецкий художник рисовал своих карточных персонажей и их наряды по мотивам фотографий русской знати, присутствовавшей на знаменитом балу, а не срисовывал их один в один.

Вспомнился мне случай: в связи с ремонтом покупала я клейкую бумагу, рисунок которой почему-то назывался "карельская берёза". В общем рисунок меня устраивал, вот только название смущало. Спросила у продавца, разве карельская берёза в разрезе так выглядит, на что он философски так ответил: "Це ж німець робив, хіба ж він то дерево бачив?" (Это же немец делал, разве он это дерево видел?)

Борода Дерипаски                                                                                                                                  Усы Пескова

Вот и в случае с картами, коль скоро рисовал их немецкий художник, то какой с него спрос.)))



Это вам не один из 12-ти стульев работы мастера Гамбса, а - на минуточку - трон российских императоров.)))




      

Эти богато расшитые платья - такая же униформа для фрейлин российского двора, как и придворные мундиры для лиц мужского пола, состоявших при дворе российских императоров, в обиходе называвшихся придворными.

В 1834-ом году император Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами "а-ля бояр" и длинной юбки со шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Государь Николай Павлович самолично утверждал эскизы с рисунками придворных платьев и жёстко следил за тем, чтобы дамы, коим сей наряд был положен по штату, неукоснительно надевали их на официальные приёмы. Жаль, не было тогда телевизионных передач "Модный приговор" и "Снимите это немедленно!", царь Николай I вполне мог бы быть в них ведущим.



Правда, это были платья, стилизованные под русский сарафан, за что их называли офранцуженными сарафанами. Регламентировался не только крой, но и цвет этих платьев. Так Штатс-дамам и Камер-фрейлинам положено было носить верхнее бархатное платье зелёного цвета с золотым шитьем по низу и борту, наставницам - платье синего цвета, фрейлинам Её императорского Величества - пунцового, фрейлинам Великих Княгинь тоже пунцового цвета, но шитьё должно было быть серебряным, фрейлинам Великих Княжон - голубое платье с серебряным шитьём.

Если бы фотографии двух фрейлин, приведенные здесь, были бы цветными, мы бы увидели, что обе красавицы в ярко-красных платьях с золотым шитьём. Кстати, они обе присутствовали на знаменитом балу 1903-го года - их фотографии на этом балу можно увидеть ниже.

На левой стороне выреза платья фрейлинам полагалось носить так называемый фрейлинский шифр - золотую брошь с бриллиантами в виде заглавной буквы имени (монограммы) императрицы, в штате которой состояла данная фрейлина; или же из двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови - вдовствующей императрицы (такой знак назывался двойным). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Шифр полагалось носить на голубом банте - цвета Андреевской ленты.

Княжна Зинаида Николаевна Юсупова -                                                                                                     Княжна Елизавета Николаевна Оболенская -
фрейлина императрицы Марии Александровны                                                                                          фрейлина императрицы Марии Фёдоровны
(жены Александра II)                                                                                                                                            (жены Александра III)



Фрейлинский шифр



Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1798-1855) - Гербовый зал Зимнего дворца (1838)

image You can watch this video on www.livejournal.com



Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Полонез из оперы "Иван Сусанин"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов


На картине художника Ладюрнера изображены группы гвардейцев и придворных дам в ожидании начала какого-то официального мероприятия. Все дамы одеты "по форме".

Дамам, которые не имели придворных должностей, но присутствовали на официальных приёмах и других торжественных собраниях, тоже положен был кокошник и стандартный крой платья, правда, цвет и ткань, из которой шились эти платья, мог быть любым - на усмотрение хозяйки наряда.

Форма придворных кокошников была достаточно далека от крестьянских прототипов, равно как и крой придворных платьев. Во второй половине XIX века появились бриллиантовые тиары-кокошники (тиары в русском стиле), которые были популярны при дворе.



Фрейлинский шифр



Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет камер-фрейлины Анны Алексеевны Окуловой в придворном русском наряде



Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1835) в придворном русском наряде



Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - Портрет Великой княгини Марии Павловны в сапфировой парюре (жена Великого князя Владимира Александровича - сына Александра II) (1913)

Примечание. Парюра - (parure - убор, украшение) - набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.



А.Малюков (1836) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I)



Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) - Портрет императрицы Марии Александровны (жена Александра II)



Маковский Константин Егорович (1839-1915) - Портрет императрицы Марии Фёдоровны (жена Александра III)



Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жена Николая II)



Тиара в форме русского кокошника



Туксен Лауритс Регнер (1853-1927) - Бракосочетание Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

image Click to view



Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) - Полонез памяти Пушкина
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов



Малая императорская корона









Диадема "Кокошник" с розовым бриллиантом

Костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоявшийся в Зимнем дворце в феврале 1903-го года - знаменитый бал-маскарад, на котором все присутствующие были одеты в русские царские и боярские костюмы XVII века.
Бал состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся торжественный вечер и концерт, а 13 (26) февраля непосредственно сам костюмированный бал.

В 1904-ом году по заказу Императорского двора были изданы альбомы с фотографиями участников бала, которые распространялись с благотворительной целью.

Костюмы для бала создавались по специальным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928) с привлечением консультантов по историческому костюму.


        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

image Click to view



Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Полонез из балета "Спящая красавица"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов



Шапка алмазная




        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        

Сказочная Русь Сергея Соломко



Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Первая песнь Баяна
из оперы "Руслан и Людмила"
Баян - Юрий Марусин
Мариинский театр - Санкт-Петербург




Сергей Сергеевич Соломко, родился в 1867-ом году в Санкт-Петербурге, - русский художник, акварелист, график. Член Петербургского товарищества художников.

1883-1887 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1887-1888 - вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Конец 1880-х годов - начал сотрудничать с художественными журналами: "Север", "Нива", "Мир искусства", "Шут" и другими в качестве иллюстратора.
Для издательства Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912) иллюстрировал произведения Пушкина и Чехова. Для издательства Адольфа Фёдоровича Маркса (1838-1904) иллюстрировал произведения Лермонтова и Гоголя.

Сергей Соломко занимался не только живописью, но и ювелирным искусством и дизайном костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже.

1903 - художник исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.
С 1910-го года Сергей Соломко постоянно жил в Париже.

1916 - работал по заказам Комиссии, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны, по просьбе которой, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции.

Во Франции Соломко создавал театральные костюмы: в частности для балерин Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

1925 - принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Умер Сергей Сергеевич в 1928-ом году в "Русском доме" в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на местном кладбище.

Примечание. "Русский дом" - дом престарелых, изначально предназначавшийся для эмигрантов первой волны из России.



image Click to view



Последний бал - документальный фильм (2011)
Режиссёр - Борис Лизнёв





Все цари дома Романовых

image Click to view



Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "Славься" - финал из оперы "Иван Сусанин" (Жизнь за Царя)
Оркестр и хор Михайловского театра (6 марта 2013, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Дирижёр - Алексей Карабанов



Большая императорская корона


    
    
    



Виктор Александрович Гартман - эскиз к проекту городских "Богатырских ворот " для Киева (1869)



image Click to view



Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Картинки с выставки - Богатырские ворота

Сергей Соломко, карты, Александр Матрешин, Русский стиль, художники

Previous post Next post
Up