Начинаю серию заметок по итогам прочтения довольно объемной книги-исследования, основанной на фактах, которые расходятся с привычным нарративом о романтике 60-х-70х. Так сказать, саммари для ленивых.
В заметки буду кидать наиболее удивившие меня факты. Ели честно, у меня глаза разбегаются от того что меня удивило сильнее всего, такое ощущение, что по итогу, я перенесу сюда всю книгу, просто поменяв порядок глав, в той логике, которая понятна мне. Собственно кто мне может это запретить?
Не в обиду Дэйву МакГоуану, светлая тебе память, Дэйв.
Итак приступим.
Что такое Лорел Каньон и причем здесь хиппи?
Лорел каньон (Laurel Canyon) - сильно лесистая, деревенская, спокойная, но смутно зловещая часть Лос-Анджелеса, расположенная на холмах, которые отделяют котловину Лос-Анджелеса от долины Сан-Фернандо.
В первые месяцы 1965 года, музыканты, певцы и композиторы внезапно начинают собираться, как будто вызванные туда каким-то невидимым Крысоловом. Через несколько месяцев здесь родится движение «хиппи/детей цветов», вместе с новым музыкальным стилем, который даст саундтрек бурной второй половине 1960-х годов.
Официальная история рисует очень романтичную картинку - вдохновленные светлыми идеями о мире, молодые талантливые люди стекаются в тихий и изолированный район Лос-Анджелеса, там они живут коммуной, обмениваются идеями и ходят друг к другу в гости.
Анализируя реальную историю этого места, становится, мягко говоря, не по себе.
Сверхъестественное число суперзвёзд рок-музыки выйдет из Лорел каньона начиная с середины 1960-х годов и через всё десятилетие 1970-х.
Первыми выпустят альбом The Byrds, самой яркой звездой которых окажется Дэвид Кросби. Дебютные усилия группы, песня «Mr. Tambourine Man», выйдет в день летнего солнцестояния 1965 года. За ней быстро последуют релизы от руководимой Джоном Филлипсом «Mamas and the Papas» («Если вы верите своим глазам и ушам», январь 1966), «Love» с Артуром Ли («Love», Май 1966), Фрэнка Заппы и «The Mothers of Invention» («Freak Out», июнь 1966), «Buffalo Springfield» со Стивеном Стиллзом и Нилом Янгом («Buffalo Springfield», октябрь 1966) и «The Doors», январь 1967.
Но это были больше, чем просто музыканты, певцы и авторы песен, которые собрались вместе в каньоне; они были обречены стать выразителями мыслей и де-факто лидерами поколения недовольной молодёжи (как соавтор автобиографии Дэвида Кросби Карл Готлиб отметил «беспрецедентная массовая притягательность нового явления рок-н-ролла дала певцам голос в общественных делах».) И, конечно, поэтому ещё более любопытно, что эти кумиры были, в подавляющем большинстве, сыновьями и дочерьми военно-разведывательного комплекса и потомками семей, которые обладали огромным богатством и властью в этой стране в течение очень длительного времени.
Лос Анджелес начала 60-х вообще не был местом концентрации музыкантов. Такими местами на тот момент были - Нью Йорк, Чикаго, Детройт, именно туда стремились все музыканты, чтобы прославиться. Так что происходящее тогда в Лорен Каньоне, органичным точно назвать нельзя, особенно учитывая то как тесно сплетены судьбы внезапно появившихся «талантов» с военно-разведывательным комплексом, некоторые из которых странным образом связаны друг с другом.
Еще более странным кажется тот факт, что в составе большинства групп Лорен Каньона, были люди, которые вообще ни имели никакого отношения к музыке, их как будто скомпоновали в очень короткий период времени по каким-то совсем другим критериям.
Самым странным примером была также самая прославившаяся группа Лорен Каньона - the Doors, об этом будет отдельная заметка.
Это место удивительным образом притягивало самых ярких персонажей индустрии развлечений того времени, много известных голливудских звезд, также по случайному стечению обстоятельств стекались в Лорен Каньон, но об этом будет отдельная заметка, так как все они также магическим образом были связаны с военными, разведчиками и прочими высокопоставленными людьми голубых кровей.
Когда я недавно представил другу краткое изложение информации, содержащейся в первой части этой серии, упомянутый друг решил сыграть адвоката дьявола, заявив, что не обязательно должно быть что-то подлое в том, что многие из этих икон прошлого поколения были родом из семей военных и разведчиков. Он предположил, что, возможно, они выбрали свою карьеру как форму протеста против ценностей своих родителей. И это, я полагаю, может быть верно в нескольких случаях. Но к какому заключению мы должны прийти из того факта, что такое невероятное количество людей (вместе со своими подругами, женами, менеджерами и т.п.) имеют похожее происхождение? Должны ли мы поверить в то, что единственными детьми той эпохи, имевшими музыкальные способности, были сыновья и дочери адмиралов ВМФ, инженеров по химическому оружию и сотрудников разведки ВВС? Или только с ними подписывались выгодные контракты, и их неустанно продвигали студии грамзаписи и средства массовой информации?
Если эти артисты бунтовали против, а не искусно поддерживали ценности своих родителей, то почему они ни разу не выступили против людей, против которых они якобы восставали? Почему Джим Моррисон никогда не осудил, или даже не упомянул ключевую роль своего отца в эскалации незаконной и одной из самых кровавых американских войн? И почему Фрэнк Заппа никогда не написал песню об ужасах химической войны (хотя он и написал очаровательную маленькую песенку озаглавленную «Ритуальный танец ребёнка-убийцы»)? И какая песня Mamas and Papas разрушала ценности и поступки родителей Джона Филиппса и его родственников? И в каком именно интервью Дэвид Кросби и Стивен Стилз отреклись от семейных ценностей, в которых они были воспитаны?
Здесь мы, как вы уже, без сомнений, догадались, предпримем совершенно иной подход. Вопрос, ответ на который мы будем искать, вызывает более глубокое беспокойство: «Что если сами музыканты (и многие другие лидеры и основатели „движения“) были точно такой же частью разведывательного сообщества, как и люди, которые якобы преследовали их?» Что если, другими словами, вся молодёжная культура 1960-х годов была создана не в качестве основополагающего вызова для статус-кво, но как циничное упражнение по дискредитации и маргинализации начинающегося антивоенного движения и создания фальшивой оппозиции, которой можно легко управлять и вводить в заблуждение? А что если преследования, которым подвергались эти люди, были, в основном, разыгранным спектаклем, разработанным для предоставления лидерам антикультуры некоторого количества столь необходимого «уличного кредита доверия»? Что если, на самом деле, они почти все играли в одной команде?
Вероятно, мне следует упомянуть, что, вопреки распространённому мнению, движение «хиппи/детей цветов» не было синонимом антивоенного движения. Конечно, с течением времени, произошло значительное наложение этих двух «движений».
И средства массовой информации, по обыкновению, во всю старались изобразить поколение «власти цветов» в качестве факелоносцев антивоенного движения - потому что, в конце концов, разношёрстную группу немытых, обколотых длинноволосиков, носящих цветы и символы мира, было гораздо легче маргинализировать, чем, скажем, группу уважаемых профессоров колледжа и их обеспокоенных студентов.
Реальность, однако, такова, что антивоенное движение уже шло полным ходом, до того как первые начинающие «хиппи» прибыли в Лорел каньон. Первый диспут-семинар о войне во Вьетнаме состоялся в кампусе Мичиганского университета в марте 1965 года. Первый организованный марш на Вашингтон произошёл всего лишь несколько недель спустя. Разумеется, «хиппи» не принимали участие ни в одном из этих мероприятий. Эта «проблема» вскорости будет исправлена. И антивоенные массы, во всяком случае, те, кто серьёзно относился к прекращению кровопролития во Вьетнаме, будут не очень этим довольны.
Как писал Барри Майлз в подарочном издании книги «Хиппи», некоторые хиппи участвовали в антивоенных протестах, «особенно после бесчинств полиции Чикаго в 1968 году, когда многие люди получили ранения, но в целом активисты движения смотрели на хиппи с презрением». Питер Койот, озвучивая документальный фильм «Хиппи» на канале «История», добавил, что «некоторые левые даже предположили, что хиппи были результатом заговора ЦРУ с целью нейтрализовать антивоенное движение с помощью ЛСД, превращая потенциальных протестующих в эгоцентричных самолюбователей». Однажды раздражённый Эбби Хоффман описал сцену, какой он её запомнил: «Все эти активисты, ну вы понимаете, радикалы из Беркли, Белые Пантеры ... все пытаются остановить войну и изменить ситуацию к лучшему. И затем нас затопили все эти „дети цветов“, которых тянуло на наркотики и секс. Откуда, чёрт возьми, взялись хиппи?!»
Продолжение следует...