Когда-то в центре Донецка
был сквер имени М.Горького, а еще раньше там было кладбище. Кладбище закрыли в начале тридцатых годов 20 века и даже начали застраивать, но к началу Великой Отечественной Войны, дело ограничилось лишь зданием школы №2, соседствующим со старыми надгробиями среди запущенных зарослей.
Фашисты в школе №2 устроили госпиталь, а заброшенному кладбищу дали вторую жизнь, обустроив по немецкому образцу. Вообще на первом этапе войны Вермахт проявлял большую щепетильность в погребении погибших. Каждый солдат мог рассчитывать на отдельную могилу, гроб покрытый знаменем и торжественное прощание. Могилы украшались крестами установленного образца, а в центре погоста обязательно сооружался какой-нибудь памятный знак. Все это было на старом Семеновском кладбище, и именно это резко ускорило создание нового сквера.
Фото 1. Семеновское кладбище, облагороженное фашистской рукою. В центе обязательный памятный знак (здесь в виде креста, что не обязательно) и два флагштока. Обратите внимание на расположение могил - они ориентированы в разные стороны, на восток и на запад. На заднем плане виден террикон шахты 5-6 имени Калинина. Сразу справа от дерева, на горизонте - здание шахты 4-4 бис с двумя копрами.
Фото 2. То самое место, что и на фото 1, но сделанное чуть позже. Индивидуальные могилы уже объединены в этакие общие «клумбочки».
Фото 3. Скорбный немец среди крестов на фоне Дома студентов ДИИ.
Фото 4. А это - мертвый немец на фоне Дома студентов ДИИ. Немец погиб на аэродроме города Сталино, во время авиационного налета 10 февраля 1943 года. Обратите внимание на каску - в данном случае, это знак почтения, оказанный фотографом, но очень часто каска являлась обязательным дополнением к кресту. Снятие или порча каски на воинском захоронении каралась смертью. Интересно, что поздние могилы имеют другую ориентацию, чем более ранние. Эти ориентированы по оси север-юг
Фото 5. Судя по дыму горящего Студгородка, хочется верить, что на фотографии последние дни оккупации. К сожалению, точной даты уничтожения общежитий Индустриального института мы не знаем.