Слыхали?
18 июня 1908 года в Донецке произошла самая массовая гибель шахтеров за всю историю Донбасса. На Макрьевском руднике, принадлежавшем когда-то П.П. Рыковскому, произошел взрыв, унесший 271 человеческую жизнь.
Рудник находился на территории современного Калининского района, но в те годы к Юзовке никакого отношения не имел, т.к. принадлежал другой административной единице Территории Войска Донского; разрабатывался другой компанией, да и вообще, представлял собою вполне самостоятельный поселок с церковью и базаром.
Церковь, кстати, построили в честь погибших шахтеров, там их отпевали, там же рядом на кладбище и похоронили. Кто не в курсе, Свято-Николаевский храм Рыковки находился недалеко от конечной трамвая №9, и сейчас погребен под терриконом шахты 5-6 им. Калинина. Вместе с кладбищем.
Именно такую версию трагедии на Макарьевских рудниках, как приведена выше, вы сможете получить, если проштудирует все доступные свободные источники, и составите на их основе короткий реферат. И Вы даже не заметите, что при этом, как и многие другие авторы, сформируете и размножите очередной донецкий миф.
Церковь.
В 1908 году на левом берегу Кальмиуса, на казачьих землях был освящен храм в честь Святителя Николая, это действительно так, но вот только перед освящением должен пройти некоторый промежуток времени, в течение которого строится здание храма. Причем, обычно к моменту закладки уже имеется церковная община, иерей и дьякон, которые отправляют службу в каком-нибудь временном помещении.
Действительно, если мы обратимся в Донецкий областной архив, то обнаружим там Фонд № 428, где хранятся метрические книги Николаевской церкви Донской духовной консистории, Макарьевского рудника Макеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского за 1906-1920 годы.
Как видим церковь была основана за два года до трагедии 1908 года и между этими событиями нет никакой взаимосвязи. Даже больше, история рыковского храма начинается еще в 1894 году, когда на 1 марта были объявлены «торги на отдачу с подряда постройки церкви и других каменных работ, на руднике гг. Рыковских, близ станции Мушкетово Екатерининской железной дороги». К этому моменту проектная документация на храм уже была готова. О том, что задержало строительство более чем на 10 лет можно только гадать. Возможно, череда экономических кризисов, сотрясавших Россию в первые годы 20 века, в результате которых полковник Рыковский лишился прав на свои рудники.
В 1963 году городскими властями было принято решение о закрытии Свято Николаевского храма, по причине опасности обрушения парод террикона шахты 5-6 им. Калинина. При этом речь шла только о запрете служения в здании храма, приход никто не упразднял, но и нового помещения, или земельного участка, не предоставлял. С большим трудом, через подставных лиц, удалось приобрести частный дом на границе с Макеевкой, куда и переехал клир Свято Николаевской церкви.
Старое здание храма, почти сразу же после выселения, было уничтожено взрывниками «Донецкшахтопроходки». В дальнейшем его руины, как и предсказывали, поглотил террикон. Частично уцелели лишь фундаменты церковно-приходской школы, рядом с которыми была построена станция юных техников.
Свято Николаевская церковь Рыковского поселка и церковно-приходская школа, по состоянию на 1955 год. Обратите внимание на то, как близко к зданию храма подходит террикон. Фото А.Жукова
Где отпевали?
После прояснения ситуации с основанием церкви на Рыковских рудниках, пришло время разобраться с утверждением, что отпевание происходило в её стенах.
В этом нам поможет периодика времен трагедии. В 1908 году авария на Рыковских рудниках приобрела большой общественный резонанс и широко освещалась в прессе. Благодаря этому мы имеем ряд траурных фотографий из
журнала «Нива» №31
Дата, указанная под фотографией, может внести некоторую путаницу и представить дело так, будто всех шахтеров хоронили за один раз, и в день трагедии. На самом деле похороны происходили в несколько этапов:
- 20 июня (старый стиль) - 218 человек;
- 21 июня - 25 человек;
- 22 июня - 14 человек.
Оставшиеся 15 человек - это те, кто умер позже в рудничной больнице от ожогов и отравления угарным газом.
Как видим, вопреки утверждениям, отпевание проходило отнюдь не в Свято Николаевском соборе, а вообще на улице. Причем, мы можем с большой достоверностью определить место, где был сделан снимок.
В этом нам поможет открытка начала 20 века.
Перед нами две шахты Макарьевских копий. Из-за постоянно меняющейся нумерации их часто путают, поэтому договоримся так: шахта №3 - на переднем плане, с куполом. На момент аварии была вентиляционной. Шахта 4-4 бис - на заднем плане, именно там произошла авария 1908 года и именно туда сбросили порядка 75 тысяч человек во время войны. Шаха № 3 располагалось южнее, чем 4-4 бис; оба надшахтных здания имели ориентацию продольной оси север-юг.
Благодаря своей выразительной архитектуре, рыковские шахты легко узнаваемы, и на фотографии с отпевания мы видим кусочек западного фасада шахты №3.
На второй фотографии, с общей панорамой, хорошо видно расположение гробов, которые по православной традиции принято ставить, чтобы лицо покойника было обращено к востоку. Следовательно, получается, что отпевание погибших происходило севернее и западнее шахты №3.
В те годы там находился пустырь, который, как не дивно, сохранился до 1941 года и попал на немецкую аэрофотосъемку. Впоследствии его частично застроили, но по большей мере на нем разбили площадь имени Калинина.
Место отпевания погибших шахтеров по аэрофотосъемке 1941 года
Место отпевания в современных реалиях.
Где хоронили?
Итак, мы добрались до самого интересного момента в легенде, о похоронах жертв Рыковской трагедии 1908 года - месту их погребения. Вполне логично предположить, что похоронить их должны были на кладбище расположенном у стен храма. Это такая устоявшаяся парадигма, что кладбище обязательно должно находиться рядом с церковью, хотя в той же Юзовке, это было совсем не так.
В уже знакомом нам журнале «Нива» №31 за 1908 год, приведена фотография, подписанная: «Похоронная процессия, снята от кладбища и растянувшаяся приблизительно на 2 ½ версты». Давайте проанализируем снимок.
Мы знаем, что отпевание проходило северо-западнее шахты №3, а снимок сделан «от кладбища». Следовательно, под номером 1, скорее всего, мы наблюдаем трубу паровой установки, обеспечивавшей шахту №3. Под номером 2 - шахту 4-4 бис. Под номером 3 мы можем наблюдать траурную процессию, двигающуюся на восток от шахты №3, причем, по дороге проходившей южнее обеих шахт.
Тут можно задать вполне резонный вопрос, а почему процессия движется на восток таким обходным путем? Ответ на него прост - между шахтами Макарьевских копий тогда не существовало никаких дорог по причине железнодорожных веток и веерного отвала пароды шахты 4-4бис. Привычный для нас проспект Павших коммунаров появился только в средине пятидесятых годов, после серьезной перепланировки местности.
Если пойти простым путем, и отложить на восток от места отпевания две с половиной версты (2,7 км) то мы, как раз попадаем на Мушкетовское кладбище, Однако, тут есть некоторое сомнение относительно правдивости дореволюционного журналиста. Не приврал ли он часом для красного словца?
Благодаря донецкому журналисту Олегу Измайлову, в краеведческой
среде появился уникальный фотоальбом , найденный на чердаке где-то в Англии. К сожалению, имя хозяина альбома неизвестно, но он оставил великолепный фотографический срез Юзовки начала века.
В недрах альбома имеется целая россыпь фотографий с похоронными процессиями. К сожалению, они не имеют подписей, но косвенно, с рыковской трагедией их связывает снимок шахты 4-4 бис, сделанный в день аварии (точно такой снимок обошел все газетные публикации). Наличие этого снимка позволяет предположить, что хозяин альбома, не пожелал оставить без внимания столь громкое событие, а потому снял и похороны, и само кладбище.
Из пяти «похоронных» снимков в альбоме, единственным, за который можно зацепиться, является фото №1
Тут на заднем плане видно шахтное здание, с высоким копром, обращенным в левую сторону. Правая сторона здания закрыта квадратным сооружением. Еще правее - возвышаются трубы какого-то завода. На переднем плане - кладбище со строящимся зданием, слева - невысокая насыпь, уходящая к шахтному зданию, и являющаяся, скорее всего ЖД веткой. На кладбище мы видим одиночные могилы с крестами и большой земляной холм, который можно считать братской могилой. Кресты на фотографии дают четкую ориентацию по сторонам света - фотограф смотри на запад.
Рассмотрим здание с заднего плана при большом увеличении, и попытаемся идентифицировать шахту, насколько это возможно
Из расположения крестов (косая перекладина верхним концом обращена к северу) видим, что здание имеет ориентацию по оси север-юг.
1. Южная пристройка (1) намного ниже северной пристройки (2)
2. Южный копер(3) высоко поднят над крышей здания
3. К востоку от шахты находится здание в нескольких уровнях (4), предположительно бункер для погрузки угля.
Беглый анализ фотографий шахты 4-4 бис, сделанный в день трагедии, позволяет утверждать, что на заднем плане фото №1 мы видим именно её.
Здесь фотограф снял западный фасад здания. Мы видим две пристройки, из которых, южная (1) - намного ниже, чем северная (2). Северный копер едва виден над крышей, в то самое время, как южный (3) - высоко поднят. За зданием, с восточной стороны, мы видим еще какие-то сооружения (4).
Окончательно убедиться в правоте такой идентификации нам позволит уникальная фотография, предоставленная А. Болотиным. На ней мы можем видеть шахту 4-4 бис, снятую с юго-восточной стороны, т.е. с того самого ракурса, что и на фото №1.
Давайте теперь проанализируем все «похоронные» фотографии из анонимного английского альбома, исходя, что сделаны они все-таки в одном месте, и попытаемся их привязать по сторонам света.
Фото №1. Тут все понятно. Хочется только заметить, на фотографии слишком мало групповых захоронений. Явно прослеживаются только два. Зато много одиночных могил, которые сконцентрированы с западной стороны. Групповые могилы без крестов, расположены в восточной части кладбища, ориентированы продольной осью север-юг.
Фото № 2. Ориентацию по сторонам света дает крест на заднем плане. Скорее всего, это снимок сделан с того же места, что и предыдущее фото№1, но в разных направлениях. Фотограф снял восточную часть кладбища, с групповыми могилами. На это фотографии вблизи кладбища не видно ЖД насыпи, из чего можно сделать вывод, что она повернула к югу. Так же обратите внимание, что дорога через степь уходи к каким-то земляным насыпям, скорее всего, к какому ни будь карьеру.
Фото №3 Мы видим непосредственно похороны. Зная, что общие могилы располагались длинной стороной вдоль оси север-юг, делаем привязку по сторонам света
Фото №4. Показано тоже погребение, что и на фото№3, только с другой стороны. На севере виден длинный балаган, вросший по самую крышу. Его же можно рассмотреть и на фото №1
Фото №5. Тут хорошо видна дорога с фото №2, но на заднем плане еще возвышается ЖД насыпь.
Собрав воедино, все скудные сведения, полученные из фотографий, можно попробовать привязать кладбище. Для этого должны выполняться следующие условия:
1. Кладбище должно находиться на юго-востоке от здания шахты 4-4 бис, в пределах его видимости.
2. Восточнее кладбища, и севернее ЖД ветки, должен находиться предположительно карьер.
3. Должен быть хороший подъезд от места отпевания, находящийся южнее шахты №3.
4. Кладбище должно находиться севернее ЖД ветки.
5. ЖД ветка в этом месте должна делать двоякий изгиб, хотя бы приблизительно напоминающий, приведенный на рисунке
Для привязки будем использовать немецкую аэрофотосъемку, как самый достоверный на сегодняшний день картографический источник, близкий по времени к описываемым событиям. Правда, надо учитывать, что более чем за 30 лет Рыковка претерпела значительные изменения. К нашему счастью, коснулись они в основном пустующих ранее территорий.
Пара слов, относительно такой привязки:
1. Совпадает ракурс съемки Фото №1, с учетом шахты 4-4 бис.
2. Совпадает расстояние до ЖД насыпи, какое мы видим на фотографиях из английского альбома.
3. Почти на 100% удовлетворяет требованию по изгибу ЖД ветки
4. В 1908 году тут была голая степь позади Макарьевских копий. Кладбище расположено на достаточном удалении от селитебной зоны.
5. Тут была наезженная дорога к карьеру, чьи отвалы видны на фото №2.
Как мы уже говорили, дорога шла не по привычному нам пр. Павших коммунаров, а по захудалой сейчас улице Творческой. Это хорошо видно по аэрофотосъемке. В 1941 году, как и в 1908, между шахтами №3 и №4 - бис, находился веерный отвал породы и несколько ЖД веток.
Сейчас на предполагаемом месте захоронения шахтеров, погибших во время аварии 1908 года, находиться плотная жилая застройка. Ни о каком кладбище в этих местах никто и не слыхивал, что, впрочем, и не удивительно, принимая во внимание не одно радикальное обновление живущих на поселке людей. Впрочем, даже если место определено не совсем верно, это никак не затрагивает того факта, что шахтеры были похоронены отнюдь не возле Свято Николаевского храма, и никак не могли быть засыпаны терриконом шахты 5-6 им. Калинина
Предполагаемое место захоронения шахтеров Рыковской трагедии в современных реалиях
Данная статья написана на основе моего совместного исследования с
А. Юзовским, опубликованном на сайте
«Донецкий»