ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ДОНЕЦКИХ ПАНЕЛЕК

Jul 27, 2014 17:30



Пожалуй, нет такого человека, который не знал, что такое «хрущевка» и не смог показать на неё пальцем. С «хрущевок» началась сорокалетняя эра панельного домостроения в великом и могучем Советском Союзе. А кто знает, чем она закончилась? Какие дома строили Донецке на излете тысячелетия? Давайте совершим небольшой исторический экскурс и разберемся с этим вопросом.





Серия 134-В. Призрак коммунизма

В средине восьмидесятых годов прошлого столетия, среди счастливых обладателей ордеров на новые квартиры, прошел слух, что до окончательной победы коммунизма осталось совсем немного. И слух этот был отнюдь не беспочвенен. Чем же еще можно было объяснить тот факт, что в 3-х комнатных квартирах, оказалось ровно на одну комнату больше?



Дом серии 134-В в микрорайоне Цветочный. Постройка средины восьмидесятых годов.

Всякое бывало. И совмещенные санузлы, и проходные комнаты, и узкие коридоры, и низкие потолки, но что бы вот так, за весело живешь, да еще одну дополнительную комнату!Такого советские обыватели не могли представить и в розовых мечтах. Но, что еще было удивительней - эта комната не считалась жилой площадью, это было нечто новое в донецкой архитектуре, это был «холл».

Раньше холлы были в театрах и домах культуры; у англичан, в их загнивающей Англии, были холлы, а теперь, с внедрением новой панельной серии, появились и у простых донбасских тружеников. О том, что серия не такая уж и новая, а первые подобные дома были построены в Киеве еще в 1975 году, в то время мало кто беспокоился.

Для Донецка киевская 134-я серия была чем-то совершенно необычным. Она удивляла абсолютно всем! Её фасад не был привычно ровным. Лестничный марш все еще непосредственно соединялся с площадками, но уже был отгорожен от них стеной с декоративной решеткой, а сама межквартирная площадка имела совершенно нескромные размеры, да еще, вдобавок к этому, на каждом этаже располагалась специальная сушильная камера для белья. Потолок в квартирах вознесся на небывалую высоту в 2,65-2,7м, и при этом он был ровным, почти без швов (в каждой квартире имелся один шов). В 3-х комнатных квартира кухня увеличивалась в размере на целых 1,5 «квадрата», и составляла невообразимые 8,5 м.кв., а в 2-х комнатных квартирах вход располагался не как обычно, возле кухни, а со стороны жилых комнат. В общем, живи и радуйся!



План 3-х комнатной квартиры с холлом

Но, как и любое творение в этом мире, серия 134-В не лишена недостатков. Ломанные формы фасада, так разнообразившие архитектурный облик дома, наградили жильцов вечно сыреющими углами. Серия имеет конструктивную систему с перекрестными несущими стенами, т.е. все внутренние стены здания несущие и выполнены из тяжелого бетона, так что говорить о какой либо звукоизоляции даже не приходится. Особой пикантности в этот вопрос добавляет нюанс, что в панелях, между соседними квартирами, имеется сквозное отверстие для установки розеток, через которое можно не только подслушивать, но и подсматривать. По причине перекрестной системы в квартирах чрезвычайно затруднена перепланировка, но это уже история из нашей действительности - советские граждане перепланировкой не баловались, довольствуясь тем, что имели.

Дома серии 134 строили в Донецке повсеместно - и на западе, и на востоке, и на севере, и на юге, и даже в центре. Самой массовой является модификация 134-В, разработанная специально для Донецка институтом «ДонбассГражданпроект», хотя встречаются и другие ее варианты. Началом возведения можно считать 1984-85 год, когда серию освоили на ДСК-1. Эти дома имеют стандартные девять этажей и бело-коричневое цветовое оформление фасада. В 1989 году Министерство строительства УССР издает постановление о начале проведения в Донбассе эксперимента по увеличению этажности панельных зданий, без изменения и усиления несущих конструкций. В результате - появляются десятиэтажные дома в бело-синей цветовой гамме.

Последний дом 134 серии возвели в Донецке в 1995-96 годах, хотя еще некоторое время спустя, строительные управления пытались довести брошенные «коробки» до ума, используя оставшиеся панели и кирпич.

Серия 480-АУ. Пражская весна

По старой доброй традиции в Советском Союзе любое изделие отечественной промышленности, хоть немного повернутое лицом к потребителю, тут же становилось в народном сознании детищем братских социалистических республик. Хорошая обувь - обязательно югославская, хорошая мебель - конечно, только румынская, квартиры с удачной или необычной планировкой - однозначно, чешские. В легкой промышленности варианты еще были, в строительстве - нет. Все, что хоть немного отличалось от стиля «барако», как говорили Штепсель и Торопунька, мгновенно списывалось на чешский проект.




Дом серии 480-АУ построки восьмидесятых годов

Откуда пошла такая традиция, доподлинно неизвестно. Одни утверждали, что проекты действительно позаимствовали в Чехословакии, другие рассказывали, что началось все с квартир улучшенной планировки, куда вселили чехословацких специалистов, прибывших на одну из многочисленных строек Союза. Так или иначе, но история «чешской планировки» тянется вот уже полвека, и здравствует поныне в объявлениях риелторских контор. Волшебное слово «чешка» - приобрело в них брендовый статус.

Самой чешской из чешских в Донецке можно назвать серию домов под кодом 480-АУ. Как только был возведен первый подобный дом, переубедить обывателя в обратном не представлялось никакой возможности. Фасад составлен словно из кубиков, на этаже - целых шесть квартир, а в квартирах - комната углом и санузел напротив кухни. Где ж это видано, что бы в Союзе так строили? Определенно, чешский проект!

И только узкие специалисты могли рассказать всю подноготную новых донецких домов, которые на поверку оказались не такие уж и новые. Первые дома 480-й серии были разработаны еще в 1958 году институтом КиевЗНИИЭП, и являли собой типичную и банальную «хрущевку». За долгие годы строительства эта серия претерпела ТАКИЕ изменения, что когда в средине восьмидесятых в Донецке появилась очередная ее модификация, она уже приобрела «чешские корни».



План 3-х комнатной квартиры с угловой комнатой

Зачем же понадобилось возвращаться к старому проекту, когда в городе внедрялась новая киевская 134-я серия? Вопрос достаточно риторический, и не имеет однозначного ответа.

Во-первых, переоснастить домостроительный комбинат на выпуск новой продукции - это эпохальное событие. А тут и опалубки старые и производственные процессы налажены.

Во-вторых, серия 480-АУ была настолько переработана, что представляла собой совершенно новый проект. Поменялись планировки этажей, поменялась конструктивная система, поменялись плиты перекрытия, для формирования перегородок начали применять гипсократон. В общем, взявшись за хорошо забытое старое, донецкие проектировщики сумели переплюнуть Волжский автомобильный завод, который, как не старался, а с конвейера упорно выходили «жигули копейка».

В-третьих, у киевской 134-ки был один серьезный «недостаток» - блок-секция дома комплектовалась исключительно из 2-х и 3-х комнатных квартир. Малосемейные и многодетные граждане оказывались, таким образом, не охвачены квартирным вопросом до самой независимости, когда появились угловые секции с одно- и четырехкомнатными квартирами. А рядовая блок-секция серии 480-АУ имела в свое чреве и однокомнатные, и двухкомнатные, и трехкомнатные, и даже четырехкомнатные квартиры, причем по две на каждом этаже.

Исходя из всего вышесказанного, серию 480-АУ планировали использовать в полнейшем симбиозе с серией 134-В. На их основе комплектовались целые микрорайоны, и даже цветовая гамма этих домов решалась в одинаковых тонах. От бежево-коричневых в средине восьмидесятых, до белых в начале девяностых

АППС . Последний из могикан.

Последняя крупнопанельная серия, появившаяся в Донецке, имела необычную и непонятную маркировку - АППС. Расшифровывалась она не менее сложно - адресная проектно-производственная система, что в переводе на простой язык, означало - строить из этих панельных домов можно все, что душа пожелает. Любой этажности, любой компоновки, с множеством вариантов планировочных решений.



16-этажные дома серии АППС в микрорайоне Донской

Разработала такое чудо киевский архитектор С. Синицына в 84-87 годах, а пробный десятиэтажный дом в Донецке возвели в 1994 году. На первый взгляд, ничем, кроме внешнего вида, он не отличался от тысяч других, но на тот момент серия АППС являлись самой передовой в области панельного домостроения, и несла в себе множество новаций. К примеру, наружные панели изготавливались трехслойными и стыковались внахлест, обеспечивая надежную герметизацию швов. А еще эта серия задумывалась для возведения домов повышенной этажности в сложных горно-геологических условиях, и с ее внедрением миф о том, что в Донбассе панельные дома выше девяти этажей строить нельзя, должен был уйти на свалку истории.



Один из пяти варинтов планировки 3-х комнатной квартиры домов серии АППС

Однако запустить серию в полном объеме у донецких строителей не получилось. Строительство уже первого дома в микрорайоне Восточный выявило ряд нестыковок в технической документации, что значительно удлинило сроки строительства. Возведение в 1994-95 годах в микрорайоне Цветочном 14-этажных двухсекционных домов едва не привело к аварийности одного из них, по причине просадки грунтов. От идеи многосекционного дома пришлось отказаться в пользу точечной застройки домами в 16 этажей. Но тут наступил первый в истории независимой Украины кризис, и поставил жирную точку в панельном домостроении, оставив городу в наследие несколько «башен», зияющих пустыми проемами. Долгое время у местных властей не находилось средств для завершения отделочных работ, а продавать жилые дома у нас еще было не принято. Впоследствии, на заселении этих домов некоторым чиновникам удалось хорошо пропиариться.

По хитрому стратегическому замыслу, наступление новых панельных домов на Донецк началось с восточных окраин и остановилось, едва достигнув Кальмиуса. Именно там, в микрорайоне Парковом, был начат и не закончен последний дом серии АППС. Планировалось, что эти дома заменят каркасно-панельные и кирпичные шестнадцатиэтажки, а по иронии судьбы их самих пришлось достраивать при помощи кирпичей.

Резюме от нервного краеведа

В начале девяностых панельные дома ругали все. Ругали простые жители, называя «скворечниками»; ругали архитекторы, приводя аргументированные доводы, вроде ограниченных планировочных решений и примитивизма формы; ругали экономисты, доказывая, что в стоимости возведения одного квадратного метра жилья сильно занижена составляющая транспортных расходов… Даже счастливые новоселы, впервые войдя в новую отдельную квартиру, умудрялись ее ругать, в один миг позабыв все прелести жизни в рабочих общежитиях, в доисторических хибарах, с удобствами в конце улицы, или в крохотных «хрущевках», бок обок с тремя поколениями родни.

Ругать - это у нас такая национальная черта, особенно, ругать, не предлагая достойной альтернативы. Одно время считалось, что на смену панельным домам придут монолитные. Двадцать лет прошло с тех пор, а большинство жителей Украины по-прежнему живет в панельных домах, построенных коммуняками при Союзе

Архитектура Донецка

Previous post Next post
Up