Главный Архитектор (рассказ, часть 1)

Mar 13, 2019 20:05


Другие мои рассказы:
Вторая Экспансия
Тварь
Все как у людей
Нарисуй мне город

Главный Архитектор
Выгляни в окно, запомни неба боевую раскраску,
Кондор принесет тебе утро на свистящем крыле.
Было время ждать, настало время уходить в свою сказку
И - письмом прощальным! -
Чистый лист оставить на осиротевшем столе.
(Руслан Бажин)

Время: 124й год эпохи Первой Экспансии
Место: Эль Гато, столица и единственный крупный город планеты-колонии №5 (Фелиз)

* * *
Сона просыпается от того, что ее квартира начинает вести себя, как сумасшедшая рождественская елка. В рваном ритме мигают все светильники, те что могут менять цвет - меняют его. Система звукового сопровождения выдает микс из песен «утреннего» плейлиста, порезанных на фрагменты и перетасованных. «Аларм-вызов» - соображает Сона и командует «Принять». Оживает экран ее рабочего компьютера.
-      Мы в Игре, Сона!!! Мы в Игре!!! - орет Гор, функциональный лидер команды.
-      Песня Кита? - произносит Сона, и только потом соображает, что не до конца включившийся мозг породил риторический вопрос. Ну разумеется: раз они в Игре, то она открылась на «пятне застройки» Песня Кита.
-      Да. Пятнадцать минут назад Администрации пришел проект от Главного Архитектора. Десять минут назад они открыли регистрацию на Игру.
-      Ни фига себе у них реакция! - восхищается Сона, краем глаза глядя на часы. - Четверть третьего ночи так-то...
-      У них теперь программа стоит, - усмехается Гор. - Прописали скрипт, который при получении пакетов от Главного Архитектора автоматически открывает регистрацию.
-      И ты нас сейчас на Игру регистрируешь?
-      Обижаешь, - улыбка Гора становится шире. - Я тоже программу написал. При объявлении Игры Администрацией она автоматически сверяет название участка Игры с названием нашего проекта и при совпадении - отправляет заявку на участие. А сейчас я смотрю проект Главного Архитектора. Чего и тебе желаю.
-      И как проект?
-      Как обычно... Ошибок и слабых мест - как у вируса со стопроцентной летальностью. И красив, как Айя-София1. Придется очень постараться, чтобы это обойти. Поэтому через час - виртуальное совещание команды. Проект в нашем облаке, бегом просыпайся и начинай смотреть.



* * *
Через час «желтая» команда архитектурного сообщества «Радуга» собралась в виртуальной комнате совещаний - собственными лицами, потому что Гор категорически запрещал им использовать аватары. «Боже, неужели я сейчас выгляжу так же? - изумилась Сона, глядя на коллег. - Это же лица фанатиков. Людей подняли посреди ночи, а у всех глаза сияют и улыбки на виски наползают. Впрочем, мы и есть фанатики Игры, это не только отрицать - обсуждать бессмысленно».

-      Для очистки совести начнем с гридов, - начал совещание Гор, привычно заменив приветствие кивком.
-      Тут, конечно, надо еще считать, - откликнулся Тихо, их специалист по инженерным сетям. - Но на 99% процентов могу очистить твою совесть прямо сейчас: по первичным прикидкам нагрузка на сети будет даже меньше, чем в нашем проекте. Я другого и не ждал. Даже мы дважды на одни и те же грабли не наступаем, а Главный Архитектор точно не дурнее нас.

Сона понимающе усмехнулась. Прошлую Игру их команда выиграла самым сногсшибательным способом из всех возможных: нашла слабое место в проекте Главного Архитектора. Тогда Тихо рассчитал, что при реализации проекта Архитектора нагрузка на очистные сооружения района подойдет к верхней границе нормы, что затормозит будущее строительство в окрестностях.

По условиям Игры, после этого команда присоединялась к проекту Главного Архитектора на правах соавторов и устраняла найденные ошибки. А их собственный проект, в свою очередь, на доработку брала команда Главного Архитектора. Оставляя за авторами идеи право свободной продажи проекта любому заказчику. Конкуренты, конечно, прошлись на тему «канализация оказалась золотым дном», но кого это интересовало...
-      Тренды, - сказал Гор, кивком поблагодарив Тихо. - Я жду объяснений о том, почему мы так кардинально разошлись с Главным Архитектором в концепции.
-      Один из трендов у нас общий - увеличение населения Фелиз, - откликнулся Лотус, их аналитик. - Только выводы мы сделали разные. Мы из этого вывели, что подрастающим детям нужно будет где-то развлекаться, и построили концепцию Песни Кита как рекреационного района. А Главный Архитектор решил, что этим людям нужно будет где-то учиться - и заявил обучающий центр полного цикла. При этом он отодвинул в сторону туристов, на увеличение потока которых закладывались мы. А мы, в свою очередь, прохлопали динамику плотности в учебных заведениях. На тех площадях, которые у них есть сейчас, они и правда долго помещаться не смогут. А Песня Кита в логистическом плане впишется в систему наших обучающих центров идеально.
-      Паритет, - кивнул Гор. - У кого-нибудь есть мысли, как сдвинуть баланс в нашу сторону?
-      У меня, - подала голос Сона.
-      Экология? - брови Гора удивленно поднялись.
-      Да. Представь себе, здесь мы на полшажочка, но впереди. Проект Главного Архитектора просто не нарушает экологический баланс. А мы в нашем рекреационном пространстве планировали сделать небольшие закрытые парки, в которых будет представлен нативный2биом3Фелиз. Мы это хотели сделать для привлечения тех туристов, которые приехали ненадолго и не могут позволить себе сафари-тур по планете. Но одновременно рассматривали эти участки как нечто вроде мини-заповедников природы Фелиз. Потому что Эль Гато непрерывно расширяется. Мы, конечно, стараемся контролировать этот процесс. Но дополнительное место сохранения нативных видов будет не лишним. К тому же один из парков мы планировали сделать подводным, изолировав участок морского дна рядом с побережьем. И это делает наш проект адаптированным к ландшафту. А студентам для купания можно и бассейн построить, не обязательно им морской пляж отдавать.
-      Интересно, - задумчиво протянул Гор. - У кого-нибудь еще есть идеи? - не услышав ответов, функциональный лидер продолжил: - Экология объявляется направлением прорыва в проекте «Песня Кита». Сона, ты - концептуальный координатор проекта. Все, ребята. Досыпаем, собираемся, целуем близких на прощание - и сегодня вечером встречаемся в штабе. По возможности, со смелыми мыслями о том, как нам сделать Песню Кита самым экологичным районом Эль Гато, а лучше - всей Фелиз.



* * *
После совещания Сона включила релаксирующую программу, - «усыплялку», как ее обычно называли, - и проснулась около полудня свежей и бодрой. Приняла душ, высыпала на тарелку злаковое печенье, размешала белковый коктейль - и села за компьютер, чтобы просмотреть сообщения, пришедшие за утро. После совещания она строго-настрого запретила компьютеру себя будить, а сейчас ей нужно было передать коллегам дела по трем текущим проектам. Потому что во время Игры отвечать на их запросы будет некогда. А Игра, если они дойдут до третьего тура - это шестьдесят дней. «Вкусный дендрарий» для седьмой колонии за это время нужно будет сдать. Остальные два проекта были долгосрочными, но и там ее шестьдесят дней ждать никто не будет.

Как только Сона потянулась к программе отложенных сообщений - экран ожил, сообщая о вызове от Тихо.
-      Привет. Корто уже передал тебе список документов и расчетов, которые от тебя ждет? - спросил Тихо, который совмещал во «Вкусном дендрарий» функции аналитика и координатора.
-      Корто заменяет тебя? - уточнила Сона.
-      Да. Он подтянет эколога из своей игровой команды - из «фиолетовых». То есть, сначала перестанет бегать по стенам из-за того, что мы второй раз подряд играем, а его команде снова не повезло...
-      А сейчас что, бегает?
-      До потолка и обратно, мелкими зигзагами. Я ему очень сочувствую. Умом мы все понимаем, что шанс попасть в Игру - один к семи. А не попасть - шесть к семи, что гораздо больше. Но я тоже каждый раз огорчался, когда Игра проходила мимо нашей команды. В общем, Корто обещал мне, что часа через два пришлет тебе список недостающих документов.
-      Передай Корто, что он может погоревать подольше. Я и без списка знаю, что от меня нужно. Проект-то простой. А вот что будет делать Алекс, у которого в проекте пятеро «желтых» и который ведет реконструкцию квартала для Материнской Планеты - я ума не приложу...
-      А кто его просил столько «желтых» набирать? - хмыкнул Тихо. - Сто лет ведь уже существует договоренность, что в неигровых проектах людей из каждой игровой команды должно быть поровну. Тогда больше седьмой части сотрудников проект на время Игры не теряет.
-      А Алекс у нас любитель статистики, - усмехнулась Сона. - Мы же в прошлый раз выиграли. Он оценил вероятность, что Игра снова откроется на пятне застройки, для которого проект готовим мы, как минимальную. Дескать, за всю историю Игры таких случаев было от силы три. Поэтому и набрал больше «желтых», чем принято.
-      Ну вот теперь убедится, что статистика не всесильна. В этот раз выкрутится как-нибудь, а на будущее будет урок. Хотя я конечно сам обалдел от того, что два раза подряд участвую в Игре. Ладно, не буду отвлекать. Мне тоже до вечера кучу всего нужно переделать, - Тихо кивнул на прощание и отключился.

Через несколько часов, когда Сона уже закидывала в рюкзак сменную одежду (на Игру команда собиралась лично и очно, и редко расходилась на ночевки) позвонил Лер.
-      Поздравляю, - улыбнулся он. - Пока он стоит за нашей спиной, мы будем расти?
-      А пока мы растем, он будет стоять за нашей спиной, - отозвалась Сона. Это был давний, очень давний пароль их небольшой компании.

Флешбэк: 11 лет назад

В тот день Сона пошла на выставку "Архитектурная революция". Эта выставка была создана не Главным Архитектором, а какими-то энтузиастами, однако ее внесли в список рекомендованных для посещения учениками средней ступени. Поэтому их параллели в тот день предложили выбор - экскурсия или дистанционные занятия. Не удивительно, что почти все, - четыре десятка человек, - выбрали экскурсию. Ребята (Соне тогда было двенадцать лет) зашли в пустой купол, по которому были расставлены несколько десятков стульев. Один из гидов подвел Сону к стулу и привычной скороговоркой объяснил: «Экскурсия виртуальная, поэтому нужно будет сесть и надеть очки и наушники. Через 30 секунд ты «проснешься» в виртуальной реальности. Ходить нужно по подсказкам системы, чтобы не наткнуться на стулья или других участников». Гид посадил ее на стул и включил очки.



Через полминуты система загрузилась, и Сона увидела вокруг себя странную комнату. Она оглянулась, пытаясь понять, в чем странность. Через некоторое время Сона осознала: комната - прямоугольная. Мало того, все в ней было прямоугольным: окна, двери, мебель. Программа могла пояснить назначение любого предмета мебели, и это было кстати. Если стол и стул Сона опознала, то странные параллелепипеды с ручками сбили ее с толку. «Шкаф и комод - пояснила программа, - Использовались для хранения одежды до появления молекулярной 3D печати».

Исследовав мебель, Сона выглянула в окно. И задохнулась от ужаса. Она находилась на верхнем этаже прямоугольного здания с множеством прямоугольных окон - и ряды точно таких же зданий тянулись до горизонта. И они не отличались ничем, совсем ничем!
-      Это же... это зачем построили? - вопрос не был обращен к кому-то, он просто вырвался. Но программа среагировала и ответила.
-      Это типовой жилой квартал на окраине мегаполиса Материнской Планеты. Сейчас их активно перестраивают, но еще полвека назад они почти все выглядели так.
-      Ты хочешь сказать, что здесь жили люди?!! - Сона никак не могла в это поверить.
-      Жили и до сих пор живут, - подтвердила программа. - Более подробно вам об этом расскажут на лекции. Тебе нужно спуститься на лифте и пройти по улице до бизнес-центра.

Виртуальное путешествие на прямоугольном лифте без окон, короткую прогулку по улице среди одинаковых высоких домов и безликие коридоры «бизнес-центра» Сона восприняла, как кошмар. У нее бывали такие сны, когда бежишь по каким-то пещерам и тоннелям без выхода...

А потом программа довела ее до одного из залов «бизнес-центра», усадила на стул - и пейзаж вокруг мгновенно сменился. Теперь их группа - программа собрала всех, - сидела на поляне посреди Сада Администрации. Контраст был разителен: тихое журчание воды, извилистые тропинки, разбросанные по саду невысокие здания, разнообразие архитектурных форм...
-      С этого Сада началось то, что известно сейчас как «архитектурная революция», - сказала программа. - Дома, построенные на его месте первыми колонистами, были уменьшенной копией тех кварталов, что вы видели только что. Через двадцать лет они были снесены, и на их месте разбили Сад Администрации. Двадцать лет понадобилось Главному Архитектору, чтобы окупились его первые проекты, построенные на другом берегу Лауры на частные деньги.
Виртуальная модель Сада Администрации сменилась трехмерными видами Старого Центра Эль Гато. Квартал «Городище» - пряничная модель средневекового городка, оживленный деловой центр. Окружающая его полукругом «Городская стена» - жилой квартал, единый элегантно изогнутый таунхаус, окруженный протянутым от Лауры каналом...
-      Школа Главного Архитектора сложилась сначала на практике, и только потом под нее было подведено теоретическое обоснование. Главный Архитектор смог совместить в своих проектах эстетичность, функциональность и относительно невысокую стоимость. Позже он выпустил цикл лекций, в котором обосновал влияние эстетической составляющей архитектуры не только на настроение, но и на здоровье людей. Этот цикл систематизировал большое количество исследований, проведенных к тому моменту в разных отраслях науки - психологии, нейробиологии, социологии. С тех пор архитектурная гармония стала непреложным правилом строительства на Фелиз, а Эль Гато стал приобретать тот вид, в котором мы знаем его сейчас.
Программа показала им несколько фрагментов из цикла лекций Главного Архитектора. Потом их группа оказалась в пространстве еще одного архитектурного проекта. Через несколько минут он сменился вторым, а затем - третьим.
-      Главным вкладом Главного Архитектора в развитие Эль Гато стала Игра, - сказала программа. И Сона поняла, что им показывают проекты, в разные годы победившие в Игре. - Сейчас ежегодное соревнование архитекторов - это событие, за которым следит не только вся Фелиз, но и миллионы людей с других планет. Главный Архитектор одновременно является участником, ментором и - исключая финальный этап, - арбитром Игры. При этом справедливость присуждения победы в Игре ни разу не вызвала сомнений. Как вы все знаете, Игра проводится на одном из семи участков, которые Администрация в начале каждого года открывает для строительства. На этом участке строится проект, победивший в Игре. На остальных - частные проекты, соответствующими требованиям красоты, функциональности и вписанности в архитектурный ансамбль города. Именно высокий уровень проектов, заданный Игрой, сделал Эль Гато архитектурной жемчужиной, ежегодно привлекающей миллионы туристов...

Когда выставка закончилась, большая часть ребят сразу разбежалась. Сона и еще четверо - Рута, Крис, Ник и Лер, -  растерянно озираясь, топталась в куполе посреди стульев.

-      Что, накрыло? - ласково спросил подошедший к ним экскурсовод. - Это нормально. Тех, кому меньше двадцати, и кто никогда не выезжал с Фелиз, часто накрывает. Знаете что? Тут, через улицу, есть кафе. Они всем посетителям нашей выставки наливают бесплатный напиток. Вы туда зайдите, хорошо? Выпейте сока или там коктейля какого-нибудь, поговорите - и вас потихоньку отпустит. Я бы сам сходил, с вами посидел, но у нас следующая группа через пятнадцать минут, так что простите... - с этими словами экскурсовод аккуратно вывел их из ангара.

Кафе действительно располагалось прямо напротив выставки, и там их ждали. Возможно, экскурсовод успел сделать голосовой вызов кому-то из персонала кафе. А может быть, в кафе просто знали, какой эффект производит «Архитектурная революция» на некоторых посетителей.
-      Вы с выставки? - спросил официант, окинув их взглядом. - Пойдемте на заднюю веранду, там никого нет и камин горит. А я вам сок принесу. Вы какой любите?



Они расселись на подушках у камина, и некоторое время еще молчали. Возможно, целых три минуты. Или даже пять. А потом их прорвало, и они заговорили все разом.
Сона помнила тот разговор. И помнила, что главное слово тогда так и не было произнесено. В силу возраста они его просто не знали.

Это слово было - «привилегированный». На выставке они узнали, что живут не просто в городе, одном из многих, а в «архитектурной жемчужине». Что традиция строительства, к которой они привыкли - это уникальная архитектурная школа. В тот день Сона и другие ребята осознали: у них от рождения есть нечто ценное, чего у других нет. Через несколько лет, узнав на занятиях по прикладной социологии слово «привилегия», они связали его с этим осознанием.

Зато в том разговоре прозвучало другое важное слово. Это слово было - «благодарность». Ведь на выставке им не только рассказали, что их город уникален. Им еще и рассказали, благодаря кому он уникален... Поэтому в разговоре они часто упоминали Главного Архитектора. И вдруг Лер задал вопрос, который до этого не приходил им в голову:
-      Ребята... А Главный Архитектор - он вообще кто?
-      Ну, программа же рассказала, - ответила Крис  после небольшой паузы. - Он архитектор, а еще лекции записывает и Игру ведет.
-      Так а кто он? Откуда приехал на Фелиз? Или уже родился прямо здесь? Как выглядит?
-      Так мы же его лекции видели только что, - сказала Рута. - Дядька такой. Чернокожий. Ходит в черном плаще. И очки у него странные - без дужек.
-      Чучело ты! - ответил ей Ник. - Это же аватар! Трехмерная картинка, которая текст начитывает!
-      Ну слазай в сеть и сам посмотри, раз такой умный! - надула губы Рута.
-      Я уже там, - отозвалась Сона. - Только сеть тоже ничего не знает.
-      Как - не знает? - поразилась Рута.
-      Да вот так. Я «Кто есть кто» смотрю, - и Сона начала читать с выражением. - Главный Архитектор - псевдоним человека или группы людей, создавших одноименную школу, совершивших «архитектурную революцию», а также разработавших и курирующих ежегодную Игру. Имя неизвестно, биография неизвестна. Проведение расследований о деталях частной жизни Главного Архитектора запрещено правилами Игры. Люди, уличенные в проведении расследования или заказе такового, отстраняются от Игры пожизненно. Для дополнительной информации смотри страницы «Архитектурная революция», «школа Главного Архитектора» и «Игра». Все. - Сона подняла глаза от наручного терминала.
-      Да какая разница, кто он такой, - тихо сказал Лер. - Или она, или они. Важно, что этот человек сделал.
-      Он сделал целый мир, - сказал Ник. - Наш мир. И я думаю... мне кажется... - Ник запнулся, подбирая слова. - Мы не можем просто так жить в мире, который создал Главный Архитектор. - Мы должны что-то сделать... что-то такое, чтобы он гордился нами. Не знаю, что... но что-то большое и хорошее. Потому что... Потому что пока он стоит за нашей спиной - мы не можем не расти.
-      Мы будем расти, - кивнула Сона. - И пока мы будем расти - он всегда будет стоять за нашей спиной.
Остальные молча кивнули, и Соне показалось, что играющие на их лицах отблески пламени сделали эти слова клятвой.



Предсказание экскурсовода не сбылось. Их не «отпустило» - ни в тот день, ни позже. С тех пор они взялись изучать архитектуру всерьез. К счастью, на Фелиз было огромное количество факультативов и программ ранней подготовки по архитектуре. Каждый из их компании смог выбрать себе направление, которое ему интересно. Трое - Сона, Рута и Крис, - стали архитекторами. Каждая закончила свой факультет в первой десятке выпуска, и все уже работали в крупных архитектурных партнерствах Эль Гато. Путь Лера определили его музыкальные способности - он создавал так называемые «звуковые профили» архитектурных объектов. Ник, пятый в их компании, стал журналистом - и теперь ежегодно освещал ход Игры.

* * *
И вот теперь Лер звонил, чтобы поздравить Сону с участием в Игре.
-      Я ведь не просто участвую, - сказала она. - Я - концептуальный координатор проекта.
-      Я рад за тебя, - улыбнулся Лер. - И за то, что ты второй раз играешь. Удачи тебе в Игре. Я потом под ваш проект музыку напишу. Такую, чтобы сочеталась со звуками природы.
-      Если мы выиграем, я тебе первому скину проект, - кивнула Сона.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА - ЗДЕСЬ

рассказ

Previous post Next post
Up