В комментариях к статье
«Будьте реалистами - делайте невозможное» несколько человек задали мне вопрос:
«Что делать, если я знаю свои цели и хочу к ним двигаться, но не могу себя заставить начать действовать? Или начать действовать могу, а потом останавливаюсь на середине? Короче говоря, как себя замотивировать?»
Этот вопрос определил тему сегодняшней статьи и статьи следующей недели.
Разных способов, приемов и хитростей как «замотивировать» себя на действия, в психологической и околопсихологической литературе описано очень много. Многие из них я пробовала сама. Какие-то нашла эффективными, какие-то в моем случае дали результат, близкий к нулевому.
Но о способах самомотивации мы поговорим на следующей неделе. Потому что начинать, на мой взгляд нужно не с них. Начинать нужно с ответа на вопрос «Почему?». Почему человек вроде бы хочет куда-то двигаться, но не делает этого?
По моему опыту, состояние «понимаю, что надо делать, но не могу себя заставить», возникает по двум причинам.
Причина первая: человек правильно поставил себе цели, но что-то в нем противится их достижению.
Темой следующей недели будет как раз это загадочное «что-то» и то, как с ним разобраться (т. е. какие приемы самомотивации использовать). А сегодня мы обсудим вторую причину, по которой человек «застревает» и не хочет что-то делать.
Причина вторая: человек пытается достигать не своих целей.
Что значит - не своих?
У каждого из нас есть душа (несмотря на сильный налет религиозности, я все-таки остановлюсь на этом термине; потому что для введения в нашу беседу более четкого, но пока мало кому знакомого термина Ин-се потребуется отдельная статья). Душа постоянно к чему-то стремится. И есть наше понимание самих себя, которое с устремлениями души не всегда совпадает.
Достижение не своих целей - это действие в соответствии с нашим пониманием себя, но против желаний нашей души.
Поясню на примерах.
Пример первый, гипотетический (но очень часто встречающийся)
Живет-бывет девушка Маша. Работает Маша в крупной организации третьим помощником младшего секретаря старшего бухгалтера. Работа Маше не очень нравится, но она не оставляет ее, потому что:
- стабильная крупная организация
- зарплату платят небольшую, но белую и вовремя
- без проблем дают отпуск
- через полгода обещают повышение до старшего помощника. А к пенсии можно «дорасти» даже до младшего бухгалтера.
С социальной точки зрения - идеальная работа, не придерешься. Но если спросить Машу:
«А хочется тебе быть младшим бухгалтером?»,
то ответит она:
«Нет. Мне хочется делать украшения из бисера. Я себе наделала, всех подружек задарила. Но это же несерьезно, этим денег не заработаешь».
Это типичный конфликт между
- душой, которая хочет выразить себя в украшениях
- и головой, которая не верит в наши собственные силы, и потому цепляется за внешнюю стабильность и предсказуемость.
Маше любые действия, связанные с построением карьеры, будут даваться через силу. Как бы она себя ни мотивировала. Потому что должность младшего бухгалтера - это не ее цель.
Зато если она преодолеет свой страх перед неизвестным и начнет делать, например, интернет-магазин бижутерии - ей заниматься этим будет интересно и весело.
Пример второй (кинематографический).
Думаю, что большая часть из вас смотрела фильм «Адвокат дьявола». Напомню, что в этом фильме преуспевающий адвокат из небольшого городка получает престижную должность в Нью-Йорке и переезжает туда вместе с женой.
Адвокат целыми днями работает, а вот его жена неожиданно обнаруживает, что осталась не у дел. У мужа большая зарплата, которая позволяет ей не работать (чего не было никогда в ее жизни). Она начинает заниматься ремонтом в их новой огромной квартире. Сначала с энтузиазмом, а потом - через силу. Все ее новые подруги - такие же жены при богатых мужьях, - говорят ей, что надо рожать и развлекаться. Их такая жизнь полностью устраивает.
Она обвиняет мужа, что он не уделяет ей внимания. Закатывает истерики, что ее сестра в очередной раз беременна, а муж о детях слышать не хочет. Постепенно героиня сходит с ума, и фильм заканчивается очень грустно.
А все почему? Потому что она неправильно определила свою цель. Она - человек дела, ей ни рожать детей, ни развлекаться не интересно. Вернее, может быть, и интересно. Но не может быть целью ее жизни.
Можно, конечно, сказать, что помешательство и последующее самоубийство героини - это следствие злобных внешних обстоятельств. Муж не уделяет внимания, подруги глупые, стресс от резкой перемены образа жизни, детей нет… Но давайте посмотрим на обстоятельства ее жизни с другой стороны:
Героиня живет в огромном современном мегаполисе. Работать ради денег ей не нужно. Муж днями и ночами сидит на работе и не требует ни горячего ужина, ни детей, ни чрезмерного внимания. То есть - у нее много свободного времени и море возможностей. Можно получить высшее образование по любой специальности, которая вызывает интерес - хоть по теоретической физике, хоть по древней философии. Можно заняться политической карьерой. Можно научиться петь. Можно делать ВСЕ, ЧТО ДУШЕ УГОДНО. А она вместо этого тратит время, пытаясь жить так, как принято в ее новом окружении. И превращает невероятно благоприятную возможность в ловушку.
Пример третий (абсолютно реальный).
В школе я училась в специализированном химико-биологическом классе. Очень сильном, с большим конкурсным отбором. Чтобы был понятен уровень: я сдала вступительный экзамен по биологии в СПбГУ на «отлично», вообще не посещая подготовительные курсы.
И училось в этом классе вместе со мной несколько девочек, которых «поступили» туда родители. Они сдавали экзамены и контрольные на тройки, поскольку не учили практически ничего из того, что задавали. Им это казалось скучным.
Я, будучи восторженным фанатом биологии, никак не могла понять, как им может быть не интересно учиться. Как может оставить равнодушным тот факт, что у пауков в конечностях нет мышц-разгибателей, и при этом ноги у них исправно гнутся в обоих направлениях? Как может быть неинтересно решать задачу по генетике в восемь действий? Ведь это же так здорово: выяснить, какие после всех скрещиваний получились семена у гороха - зеленые или все-таки желтые?
Поняла я это много лет спустя, когда мы все закончили ВУЗы и начали встречаться на вечерах выпускников. Сейчас, глядя на то, какими очаровательными женщинами стали эти девочки, с каким удовольствием они говорят о своих детях, о ремонте в квартире, о последнем отпуске, о выборе садика…
Так вот, сейчас я понимаю, что их счастье - совершенно не в анатомии паучьих лап или цвете семян гороха. И понимаю, почему они читали конспекты в последний день перед зачетом и приходили на контрольные в надежде списать. Потому что их душе цель стать ученым-биологом или врачом (к чему нас усердно готовили) была абсолютно чужой. Душа у них хотела другого. И никакие мотиваторы не сделали бы для них интересной подготовку к зачету по зоологии беспозвоночных.
Задача этих примеров - показать вам, насколько важно правильно определить свои цели. Потому что если мы ставим перед собой не свои цели - их будет очень трудно добиваться, даже при применении к себе всех возможных приемов мотивации одновременно. К тому же (и это гораздо хуже!) даже достигнув этих целей, человек не будет чувствовать себя счастливым. А тогда - на кой оно вообще было надо, лезть на эту вершину?
Я не говорю о том, что самомотивация - вещь совершенно бесполезная.
Во-первых, есть масса рутинных дел, которые напрямую к достижению жизненных целей отношения не имеют. Например, уборка. Или фитнесс. Или шоппинг (вот уж хронофаг из хронофагов!). Исключить их из своего распорядка при этом невозможно, и часто на них приходится себя «мотивировать».
Во-вторых, не всегда мы можем позволить себе делать только то, чего хочет наша душа. Часто жизнь заставляет нас идти на компромиссы. И тогда возникает ситуация «не хочется, а надо», в которой тоже будут полезны различные «мотиваторы».
Тем не менее, приемы самомотивации имеет смысл использовать, только определив свои главные жизненные цели. Поставив их в приоритет, а все остальное переставив на второе место. Это мы сегодня и попробуем сделать
Но тут возникает логичный вопрос - а как определить свои цели, если мы приучены слушать и слушаться кого угодно, кроме своей души? Это хорошо, когда Маша из нашего гипотетического примера еще помнит, что хочет делать украшения. А проработав в своей стабильной организации лет семь, она может из неуверенной в себе Маши превратиться в Марьиванну с потухшими глазами… и искренне поверить, что должность младшего бухгалтера - цель ее жизни.
Есть несколько способов, как можно отделить свои цели от не своих:
1. По результату.
То есть добиться поставленной цели и проверить, принесло ли это счастье.
Самый надежный вариант, дает 100%-ю гарантию получения правильного ответа. Но есть одно «но»: путь к цели может занимать лет 10. И если через 10 лет выяснится, что эта цель - не твоя, и идти надо было в другую сторону…
2. С помощью хорошего психотерапевта, который может ближе познакомить человека с самим собой.
Способ очень эффективный, хотя и стоит немалых денег. Проблема в том, что действительно хороших психотерапевтов исчезающе мало. Я вот лично знаю двоих. Обе крайне востребованы и (как следствие) сильно заняты. Одна ездит по всем крупнейшим российским городам и еще трем европейским странам. Вторая пока ограничивается «всего лишь» двумя российскими столицами и Литвой.
3. Интуицией
Интуиция у каждого из нас работает безошибочно. Но, к сожалению, слышим мы ее плохо и не каждый раз…
Один из самых простых критериев, как можно определить, к своей цели мы идем или к чужой - это ощущения ПОСЛЕ того, как мы сделали какой-то шаг на пути к ней. Пока мы его делаем - может быть тяжело, страшно и ничего не понятно. Это ни о чем ни говорит. Но если после появляется радость и удовольствие, если мир становится светлее и ярче - значит, цель была выбрана верно.
Обратите внимание, что я не говорю о чувстве гордости за хорошо выполненную работу или чем-то подобном. Гордость может и обманывать. Я говорю о чувстве удовольствия на уровне организма - примерно таком, которое возникает после вкусной и полезной еды. Это, может быть, грубоватая аналогия, но другая мне в голову не приходит.
4. С помощью специальных упражнений на целеполагание
Не заменяют ни интуицию, ни хорошего психотерапевта. Тем не менее, навести порядок в голове своими силами они позволяют.
Одно из таких упражнений я и предлагаю вам сделать. Называется оно «Декларация жизненных целей». Автор этого упражнения - Алан Лакейн, нашла я его в книге К. Бакшта «Вкус жизни». Проделав его, я убедилась на практике в его несомненной полезности.
Упражнение занимает 15-20 минут. Оно описано автором пошагово, с истинно американской занудностью. Я рекомендую его так же пошагово делать, точно соблюдая инструкции. Не стоит импровизировать - это может ослабить эффект.
Текст упражнения (в формате .doc) я положила
сюда.
В следующий четверг, когда мы будем говорить о мотиваторах, я буду опираться на это упражнение. Только и исключительно по этой причине я рекомендую вам сделать его в течение этой недели.
Успехов!
П. С. Напоминаю, что:
1. Больше всего пользы тексты по личностному росту приносят, если читать их в спокойной обстановке и "примерять" текст на себя (в том числе делать те упражнения, которые в них даются).
2. Я готова ответить на ваши вопросы. Не обещаю, что сделаю это сразу, но отвечу обязательно. Возможно, ваш вопрос определит тему следующего поста о личностном росте.
3. Любые советы по улучшению текста принимаются с благодарностью. В прошлый раз мне, например, посоветовали добавлять в конце текста резюме. В эту и предыдущую статью я его добавлю чуть позже (резюмирование, честно скажу, не из самых моих сильных сторон), последующие постараюсь вешать уже с резюме.
4. Мне интересно писать о личностном росте только когда я вижу ответную реакцию читателей. Поэтому если вам понравился этот текст - поставьте в комментариях к нему хотя бы смайлик!