Бытовая техника

Apr 29, 2016 05:38

Скутеры, или "мотороллеры" в европейской традиции, сороковых-шестидесятых годов прошлого века являют собой совершенно совершенно чумовой разгул фантазии дизайнеров и конструкторов! Неимоверное разнообразие форм, размеров и видов. К шестидесятым общая концепция и внешний вид более-менее уже устаканились до самых нынешних пор; в тридцатые же "скутер" как правило представлял из себя незатейливый самокат с моторчиком под седалищем ездока, коий был накрыт обитым жестью табуретом. Но вот в первые послевоенные годы - как прорвало: и оригинальные новинки посыпались как из рога изобилия. Благо почва оказалась для нового вида транспорта благодатной по обе стороны океана: в Европе, разорённой Войной - как дешёвая альтернатива почти недоступному автомобилю: более комфортабельная, чем мотоцикл и, с учётом могучей эмансипации, произошедшей за время войны, удобная и для женщин - конструкция позволяла ездить в юбке. Ну а после скутер стал просто моден. В США скутера стали популярны в "субурбанах" - сильно разросшихся пригородах с частной застройкой - прежде всего среди тинейджеров, которым машина ещё не полагалась по возрасту, и среди домохозяек - "съездить к соседке за три квартала или за хлебушком в ближайший магазин за пару километров". В Америке мотороллеры тогда воспринимали скорее не как полноценное транспортное средство, а как "бытовую технику". И нередко и торговали ими в супермаркетах - как Sears например (те даже выпуск собственных скутеров наладили именно для продажи в своей сети супермаркетов).

Надо как-нибудь победить лень, да сделать пару обзорных постов по теме. Хотя при таком богатстве парой тут не отделаешься!

Меня интересуют прежде всего конечно те, что появились в тридцатые-сороковые, во время зарождения этого вида транспорта как массового, и начальная стадия формирования облика. Скутера начали обретать популярность в конце тридцатых годов сперва в Америке. Страна помаленьку очухивалась от Великой Депрессии, и крайне дешёвый "унитаз на колёсиках" оказался очень к месту в традиционно просторно живших американских городах. А уж после Перл-Харбора преимущества стали ещё очевиднее: строгое нормирование бензина поставило на прикол бОльшую часть автотранспорта в Соединённых Штатах. А расстояния большие, а общественный транспорт в огромных по площади пригородах развит слабо, а пешком не набегаешься. А скутер ездит почитай "на воздухе" и нормы бензина ему вполне хватает! Да и с парковкой у супермаркета или у завода проблем нет.

После войны эстафету подхватили европейцы, а вот в США, нагулявших жирок за военные годы, популярность скутеров понемногу начала сходить на нет. Машину нынче мог себе позволить даже негр преклонных годов старший школьник, сэкономивший на завтраках и выпросивший у родителей пару сотен на день рождения, с бензином больше проблем не было и стоил он копейки.
Да и отличавшимся консервативностью конструкции американским скутерам начали наступать на пятки европейцы - куда более дешёвые и "продвинутые". Но и они большой популярности не снискали.
Последние американские мотороллеры были выпущены в 1965 году. На волне мод на скутера этому поветрию поддался даже Harley-Davidson, коему по причине повальной автомобилизации Америки после войны ой как несладко приходилось. Но пока фирма расчухалась - поезд уже ушёл и со своим Harley-Davidson Topper поспели к шапочному разбору - об этом есть рассказ у камрада amonov.

Но вернёмся из конца поближе к началу. По окончании войны поднакопивший деньжат и изголодавшийся по новинкам народ был готов хватать. И по папуасской привычке - прежде всего хватать то, где фантик ярче. А соответственно - кто раньше всех подсуетился и выложил первым на прилавок бусы-зеркальца - тот больше всех купонов и состриг!

1. Прототип Globester 1946 года


Фирма Globe Corporation из Иллинойса, чем только не занимавшаяся (в основном строительством), тоже решила ступить на скользкую дорожку американского послевоенного мотопрома. Осилить выпуск автомобилей, на которые был ажиотажный спрос - сложно и дорого. А скутер - чуть сложнее табуретки и сваять его можно буквально "на коленке" из говна и палок. Главное, чтобы обёртка была поярче!

2. Эскизные варианты Брукса Стивенса от 1949 года


Для чего было организовано подразделение Globester Scooter Division. "Фантик" заказали знаменитому дизайнеру Бруксу Стивенсу (рассказ о нём - ещё один мой старый "висяк"...). Тот делал проект явно с оглядкой на недавно дебютировавшую и пользовавшуюся оглушительной популярностью в Европе Vespa. По крайней мере конструктивно - поскольку в мототехнике функция и дизайн неразделимы - основой стал штампованный несущий кузов. Внешность прототипа 1946 года получилась самобытная, но уж больно напоминала тогдашние тостеры-холодильники...

3.



В серию пошёл вариант попроще, да и поизящнее, пожалуй. Хотя до сексуальных форм творения Коррадино д'Асканио ему всё равно было как до Луны на карачках. В принципе - вполне типичный для американских производителей облик. Ну, чуть изящнее табурета. Плюсом было то, что скутеры Globester оснащались клиноременным вариатором, что сильно упрощало жизнь домохозяйкам.

4. Серийный Globester



5.



6.



7.



8.


Выпуск мотороллеров продолжался что-то около десяти лет, до конца пятидесятых. Но объёмы были крайне невелики и следа в мотоциклетной истории марка практически не оставила.

9. А вот так выглядели "среднестатистические" американские мотороллеры в тридцатые-сороковые:



10.



11.

moto, 1940, history, 1950, мелочь пузатая, scooter, usa

Previous post Next post
Up