Двадцать восьмой день экспедиции. Возвращаемся не солоно хлебавши.
Около четырёх часов ночи выглянул из палатки и увидел серое небо. С мыслью, кажется, испортилась погода, повернулся на другой бок. Не хотелось думать, что придёт время и по палатке зашуршит дождь. Но где-то в восьмом часу, очередной раз проснувшись, увидел отсветы солнца. Выглянул и понял, что ошибался, погода и не собиралась портиться, хотя небо действительно серое. Но серое оно от дыма. Горит где-то очень серьёзно и не очень далеко. В воздухе внятно можно почувствовать запах гари. Всё же противопоказана жара этим краям.
Первым же делом пошли на солонец, даже чаю не выпили. Опасались, что запах дыма от костра могут учуять бараны. Но нет, Байанай так и остался глух к нашим просьбам. Или, может быть, как раз занимался важными делами, не до нас. Судя по всему, бараны гуляют где-то в других местах. Придётся возвращаться домой с пустыми руками. И хотя в себе не нахожу даже зачатки охотничьих рефлексов, всё же и мне досадно. Неудобно как-то перед женщиной, которую оставили в вигваме дома. Она ведь ждёт добычу, ей семью кормить. Тут ещё и гость на шее сидит.
Снова идём к солонцу.
И опять никого нет.
Досадно, но ладно.
Мой коняга. На стоянках лошадей стреноживают, чтобы далеко не ушли. В данном случае сдвуноживали. Обе правые ноги связаны вместе.
Готовы к возвращению.
Пьём чай, варим последние и пустые макароны, уходим.
Домой ехали часа четыре. Третий день в седле, без привычки, даёт себя знать. Напрасно забыл пенку под задницу. Ощущение, что там только кости и кожа, а смягчающей прослойки никакой. И, кажется, натёр мозоль. (Потом ещё недели две вспоминал эту поездку, когда присаживался). Два года назад, когда ходил на Лабынкыр, эта пенка меня выручала. Мой коняга сегодня капризничал. То ему травку обязательно надо ущипнуть особо аппетитную, то начинает рысью бежать, чтобы догнать товарищей. И тогда мне приходится стискивать зубы и тянуть уздечку. Да и рюкзак на спине сильно мешает. Когда всё же сквозь сизую дымку показались горки по ту сторону Момы, у меня уже было большое желание выбраться из седла и пойти пешком. Но так и доехал до самого дома.
А горит сегодня действительно где-то очень серьёзно. Горы в километре едва угадываются и в воздухе устойчивый запах гари. Летал вертолёт МЧС. Видимо пытаются хоть как-то отслеживать ситуацию. В советское время этому гораздо больше внимания уделялось и больше выделялось средств. Но тогда и услуги вертолётные имели другую стоимость.
Прибыв домой, мы с Аликом, с чувством вины пошли на рыбалку. У меня почти сразу же какой-то серьёзный парень оторвал блесну, на этом весь клёв и закончился. Что-то не везёт нам на добычу. Наверное, всё же неправильно повели себя с Байанаем. И Алик тоже молодец, не успел вытащить сеть перед паводком. Теперь и без сети остались. Вот так они здесь и живут, и я вместе с ними.
Сейчас бы дождь не помешал, чтобы затушить пожары и убрать всю эту гадость из атмосферы. Как говорит Алик, нужно медвежьей шкурой потрясти. Так здесь дождь вызывают. Но медвежьей шкуры нет, одни только оленьи, лошадиные, да бараньи.
Успел сегодня и наледь проведать. Без всякой надежды снять там что-то достойное. На небе тускло просвечивает сквозь дым красный диск солнца и ничего вокруг не видно. Когда уже собирался возвращаться к дому, на берегу заметил медведя. Чёрненький такой, средних размеров. Тот тоже обратил на меня внимание и даже захотел познакомиться поближе, направившись в мою сторону. Но при ближайшем рассмотрении, метров с 300, убедился, что перед ним человек и решил, что лучше не связываться, а идти своей дорогой. Целее будет. Мне оставалось только немного постучать штативом для упрочения статуса, за карабин хвататься не было никакого смысла. Из уважения тот немного потрусил, а потом пошёл спокойно в сторону Кытыла. Так мы и шли какое-то время в одном направлении. Медведь впереди, пощипывая травку и поглядывая иногда на спутника, а я позади не спеша, без всяких намерений догнать. Расстояние между нами оставалось слишком большим, чтобы пытаться снимать. Потом тот совсем ушёл в сторону, ближе к лесу. А там и я вернулся к дому.
На наледи сегодня было вот так.
Анонс. 10 июля 12 июля