Наш маленький поход в Северную Осетию.

May 18, 2016 18:09

Вот и завершился наш недавний поход по Северной Осетии. Всё получилось душевно и несмотря на плохую погоду мы успели многое увидеть и, главное, получить массу впечатлений не только от увиденного, но и просто от общения в дружной компании. Путешествие наше длилось всего лишь пять дней, но кажется, что гораздо больше, потому что в эти дни влезло столько, сколько совершенно не способны вместить те же пять дней, но в городской обыденной жизни. Те, кто был с нами, получили всё в реальности, а для тех, кто не был пусть будет небольшой рассказ в фотографиях. Для меня это путешествие прошло в совершенно непривычном формате. По сути, дебют на поприще организации туров. И мне понравилось, значит буду продолжать и дальше.

Пятого мая собрав всех участников прибывших накануне или прямо уже в этот день в город Владикавказ, в наш уютный автобус, мы отправились в небольшое путешествие по Северной Осетии. Направлялись мы в этот день в сторону Дигории, это один из горных районов республики, примыкающий к Кабардино-Балкарии. Для начала здесь нужно ехать по равнине вдоль гор, а затем после посёлка Чикола дорога ведёт уже в горы. И первую остановку мы сделали в одном примечательном месте практически на въезде в горы, которое называется "Чёртов мост". По сути, это очень узкий и глубокий каньон, который воды реки Урух пропилили в известняках. И здесь через пропасть перекинут обзорный мост.

Полетать вниз здесь можно примерно на 70 метров.

Это путешествие мы организовали совместно с моим другом Виктором из Владикавказа. Вот он руками машет на фотографии. Он очень хорошо знает здешние места и традиции и как гид превзошёл даже мои ожидания. Все сразу стали его называть дядя Витя, под таким наименованием он и фигурировал всю дорогу.

Естественно все делают остановку и у всадника на скале. Это Уастырджи, главный осетинский святой или в православном обличии Святой Георгий.

И чуть дальше святое место, куда женщинам входить запрещено.

Ехали мы очень не спеша и вначале планировали где-то в полевых условиях у костра сделать перекус, но погода сказала, что нам это не надо, впереди ждёт уютная турбаза и это действительно оказалось так.

Действительно очень комфортная турбаза "Порог неба" и в красивом месте. Это я уже на следующий день снял, когда хоть немного солнышко проглянуло, а выгружались мы в откровенный ливень.

Здесь же рядом с турбазой прудик с форелью.

Вечером, пока Виктор готовил всё для праздничного шашлыка, я повёл всех желающих немного ближе к горам по тропе, которую мне тут показали. Вернулись назад уже в сумерках. Ну и потом уже всё как полагается.

А вот следующим днём нас ждал уже настоящий поход пешком и к этому походу даже погода подготовилась, наконец-то проглянуло солнышко, но можно сказать почти из последних сил. Мы сели в свой автобус, который всегда был при нас и поехали в деревушку Дзинага, через которую протекает правый приток Уруха река Караугом. И от Дзинаги пошли выше по ущелью.

Горное осетинское селение Дзинага.

Преодолеваем препятстивия.

Свобода!

А вот и наши самые отважные путешественники Алиса и Егор.

В сосновом лесу здесь возникают настолько радостные ощущения, что хочется остаться и жить в нём.

Мы в настоящих горах.

Однако погода сказала, что хватит вам уже гулять и в долину поползли облака.

Валера - Егоркин папа.

Роман и Алёна.

Это ущелье относится к погранзоне и сюда нужен пропуск. Вот только до этого деревянного мостика нас и пустили погранцы. Но к тому моменту и дождь начался. Так что всё равно надо было возвращаться обратно. И всё же поход получился.

Мы вернулись на турбазу, просушились, поужинали, переночевали. А на следующий день эту стоянку покинули. Теперь нам надо в другое ущелье, теперь мы едем в Цей. Но по пути ещё много всего интересного.

В Осетии довольно часто можно встретить вот такие памятники, которые здесь называют цыртами. Это действительно памятник, который устанавливают всем родственникам, погибшим или умершим где-то на чужой земле и прах их находится на чужбине.

А вот здесь разливают довольно известную воду Ахсау, которую потом продают в магазинах. Ну и мы все ёмкости заполнили совершенно бесплатно.

Но по пути нас ещё ждало настоящее приключение. Мы ведь не просто приехали посмотреть и погулять, но и что-нибудь поискать, например, какой-нибудь драгоценный камень или хотя бы какое-то захудалое полезное ископаемое.

С драгоценными камнями здесь напряжёнка, а вот гематитовые оолиты вполне можно наковырять прямо на обочине дороги.

Главное ведь не результат, а процесс и проявленное при этом усердие.

Алиса у нас была назначена главным геологом.

А Егорка начальником партии.

После минералогической экскурсии нам пришлось немного поменять профессию и стать палеонтологами. Дядя Витя показал одно секретное место, где водятся аммониты, окаменевшие моллюски юрского периода. Правда, хотя это и рядом с дорогой, но добираться туда нужно по грязи и прямо по реке.

Начальника партии на площадь полевых работ доставил лично папа.

А чести доставить главного геолога был удостоен дядя Роман.

Дядя Роман и сам оказался не прочь чего-нибудь поковырять. А вдруг повезёт.

Ну всё, заберите меня отсюда!  (Чтобы было понятно, это железные сваи старого моста.)

Мечтала найти алмаз или хотя бы сапфир, но септария с кальцитом внутри тоже сойдёт. А вот аммониты сегодня что-то все попрятались.

Ну всё, в грязи извозились, удовольствие получили, маме теперь тоже есть занятие.

Папа, а камушки вниз по железному жёлобу так громко скачут!

На этом мы покинули Дигорское ущелье, дальше нам надо в Цейское ущелье. Мы снова выехали из гор, но ненадолго. А на въезде в Цейское ущелье Уастырджи уж очень велик и, конечно, здесь грех не остановиться.

Но чуть не доезжая этого святого места сделали остановку в Богоявленском Аланском женском монастыре. Вход сюда совершенно свободен.

В этот день, прежде чем найти приют в забронированной гостинице в горнолыжном курорте Цей, мы хотели проехать чуть в сторону от этого пункта назначения, чтобы посетить Зарамагское водохранилище и горное селение Тиб. Но нас не пропустил несчастный случай на дороге. Нет, не с нами, к счастью. Оказывается ещё вчера дорожная машина упала в реку и вот только сегодня её стали оттуда поднимать двумя кранами. На дороге скопилось множество машин. Стало понятно, что это надолго и нам нужно ехать и обустраиваться на новом месте. К сожалению, в этой машине погиб человек. Это несколько омрачило наше путешествие, но жизнь продолжается.

В этот день мы благополучно добрались до своей гостиницы в Цее и времени у нас осталось только чтобы осмотреть ближайшие окрестности.

Очень известное святилище Реком. Это мужское и сюда женщинам нельзя, но здесь есть ещё женское и даже девичье, а вот туда нельзя мужчинам.

А вот уже следующим днём нас ждала долгая поездка в одно очень интересное место, в "Город мёртвых" и по пути тоже много всего интересного. Здесь нам пришлось выехать из Цейского ущелья и в горы снова въехать уже по Куртатинскому или Фиагдонскоу ущелью.

Здесь на въезде в ущелье горы тоже смыкаются настолько, что местами можно перепрыгнуть через каньон реки.

Кажется, что Алёна прямо на берегу реки стоит, но на самом деле падать до воды далековато.

Преже чем попасть к основному объекту нашей экскурсии, мы проехав сам посёлок Фиагдон, доехали до небольшого села Хидикус, где посетили мужской Свято-Успенский Аланский монастырь. Это, конечно, новодел, но архитектура впечатляет. Да и вообще дух присутствует.

А вы знаете где был установлен самый первый памятник Ленину? Да вот же он, находится в Куртатинском ущелье. Вот как только до местных горцев дошло известие о смерти вождя, как тут же был установлен по сути местных традиций вот этот цырт. Памятник расположен как раз у развилки дорог, одна из них через первал ведёт в соседнюю долину в село Даргавс, где и расположен тот самый "Город мёртвых".

Вид сверху на Фиагдон.

В Осетии довольно много таких каменных башен, эта стоит как раз над Куртатинской долиной, практически над селом Фиагдон.

А вот это и есть "Город мёртвых", средневековый некрополь на окраине селения Даргавс. Пожалуй, не буду сейчас подробно. Думаю, стоит сделать для него отдельный пост. И ещё могу сказать, объект достойный того, чтобы его посетить.

В этот день мы успели вернуться на базу и у нас даже осталось немного времени, чтобы прогуляться по экологической тропе вверх по реке Цеядон. Никогда бы в жизни не поверил, что на Кавказе, поблизости с таким обжитым и посещаемым местом как этот горнолыжный курорт Цей, можно встретить медведя. Я лично не видел, но вот шедшие впереди меня буквально в пятидесяти метрах Роман и Алёна наткнулись на него. Тот естественно убежал и я даже сначала не очень верил. Но потом мне показали его след. И это всего лишь в двух километрах от нашей гостиницы.

А вот здесь Цеядон уже следующим утром 9 мая. В этот день наконец-то дали погоду, но сегодня уже надо ехать обратно во Владикавказ и расставаться.

Однако у нас ещё было немного времени и мы предприняли вторую попытку посетить Зарамагское водохранилище и селение Тиб, которые не смогли посетить из-за аварии на дороге. И водохранилище посмотреть нам удалось. Само оно чуть дальше, а здесь энергетические сооружения. А вот в Тиб попасть опять не судьба. Если присмотритесь к правому верхнему углу фотографии, то увидите верхнюю дорогу ведущую в тоннель и немного не доезжая его огромный каменный завал сошедший совсем недавно. Это как раз та самая дорога в Тиб.

А вот и само водохранилище. Я здесь был в 2008-м году, когда водохранилища ещё не было и на современном его дне ютилось несколько небольших сёл.

Нам пришлось оставить затею побывать в Тибе и мы проехали чуть выше по дороге к селению Нар, где родился известный осетинский поэт Коста Хетагуров.

Вот за тем поворотом уже Рокский тоннель, а дальше Южная Осетия.

Мемориал Коста Хетагурову.

Напротив памятник Коста Хетагурову.

Так как наша затея попасть в Тиб снова не увенчалась успехом, а время ещё оставалось мы решили вернуться в Цей и подняться по канатке к леднику.

Скатиться по снегу на попе, эта затея взрослым понравилась даже больше, чем детям.

Ну вот и всё, 9 мая мы вернулись во Владикавказ. Я попрощался с новыми друзьями. Кто-то уезжал домой сегодня, кто-то завтра. А мне предстояло уже завтра новое путешествие, пока не очень большое и здесь же в Осетии.

Ещё материалы по Северной Осетии:

Даргавс

Пейзажи Дигории.

В гости по-деревенски.

Яки на Кавказе.

Наш маленький поход в Северную Осетию.