Экспедиция Лена-Таймыр 2014. Берег моря Лаптевых между Оленёкским и Анабарским заливами практически на всём протяжении пологий и тундровый, с типичными проявлениями термоабразионных явлений. Но уже в Анабарском заливе, ближе к входу в Анабарскую губу, в берег утыкается невысокий горный кряж Прончищева. И здесь на некотором протяжении мы увидели довольно высокую скальную стену, обрывающуюся прямо в море. Эта стена начинается чуть раньше мыса Мус-Хая и тянется за него до самого входа в Анабарскую губу. Кстати, название Мус-Хая не единственный уже раз мне встречается в Якутии. Самая известная Мус-Хая - это наивысшая точка хребта Сунтар-Хаята, её высота чуть не дотягивает трёх тысяч. Ну а тут, стало быть, маленький анабарский Мус-Хая. Мало того, стоянку на ночь в тот день, когда здесь проходили, присмотрели в устье небольшой речушки, которая обозначена на карте тоже как Мус-Хая. Местечко оказалось интересное, спокойное и приятное по всем показателям. Правда, когда подходили к устью, всё никак не могли найти вход в него. Вот уже и стена давно кончилась, вроде и долина реки обозначилась, а мы всё плывём вдоль высокого галечникового вала или бара, намытого морскими прибоями, и он всё никак не кончается. Дырка нашлась только впритык к началу новой скальной стенки. Вот аккурат перед ней и обнаружилось устье, в которое и влезли всем тримараном. Здесь можно было не очень беспокоиться по поводу поведения моря, но море пока особо и не беспокоило, но, тем не менее, на море всегда есть какая-то зыбь, которая будет шоркать наше судно о камни на стоянке, а это нехорошо. В устье же нам был предоставлен небольшой кусочек спокойной воды. К тому же под скальной стенкой, где ещё сохранились фрагменты снежников, можно было найти пресную воду. Вот это, кстати, нюанс, который я ещё не затрагивал. Дело в том, что пресную воду в устьях рек, впадающих здесь в море, найти поблизости обычно нельзя. Вот вроде река приносит пресную воду, но не так всё просто. Дело в том, что приливами в устья довольно высоко нагоняет солёную морскую воду и потом даже в отлив вода остаётся солоноватой. Поэтому пресную воду приходится искать либо сильно выше устья, либо вообще где-то не на реке, а рядом.
Вот здесь как раз время прилива. Вода ещё не самая высокая, чуть позднее и те небольшие островки скроются под водой. Можно было бы войти ещё чуть глубже, но тогда рискуем застрять здесь во вроемя отлива, поэтому стоим неглубоко на входе.
Это уже во время утренней фотосессии. Ракурс на берег в сторону Анабарской губы.
Утром как раз было время отлива. Здесь хорошо видно как изменились очертания устья.
Наш походный быт.
В гости приходил лемминг. Бегал тут как сумасшедший.
Местечко это оказалось, кроме того, богато на минералогические находки. Всё это найдено на косе рядом с нашей стоянкой.
Это уже знакомые конкреции, но тут они микроскопические. Иногда имеют почти идеальную шарообразную форму.
Внутри конкреции выглядят так.
Сердолики совсем не редкость, встречались на всё протяжении маршрута и на Лене, в том числе.
Это кусочек породы с органическим остатками.
А вот это кое-что поинтереснее. Минерал известен в среде коллекционеров под названием "Беломорская рогулька". Из названия можно понять, что водится он на Белом море. Но как видите, оказывается встречается и на море Лаптевых. Беломорская рогулька - это глендонит (икаит) - псевдоморфоза, то есть продукт полного замещения кальцита по икаиту. Впервые обнаружен в Гренландии, около фьорда Икка (отсюда название Икаит). Название глендонит получил по названию района Западной Австралии - Гленденбрука, где также был найден и описан. В России местонахождение глендонита находится близ села Оленица на Терском берегу Кольского полуострова. Терским поморам глендонит из за своеобразной формы известен под названием «беломорских рогулек». Друзы кристаллов глендонита представляют собой псевдоморфозы, то есть замещения, без изменения первоначальной формы, икаита кальцитом.
На предыдущих двух кадрах беломорская рогулька выглядит несколько в непривычной для меня форме. А вот здесь как раз классическая форма, которую мне часто приходилось видеть в экземплярах Кольского полуострова. Правда, обычно на рынок они поступают очищенные от оболочки. То есть, только сама друза, которую вы видите внутри конкреции на сколе.
Предыдущая часть. Продолжение следует. При поддержке компании