Фонд Развития Осознания-3

Nov 29, 2016 17:37

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевОчки звёздами?
Владимир Маяковский

Начало размышлений по этому поводу здесь и вот здесь.
В школьно-институтский период человек проходит множество архиважных стадий психологического развития - разные теории возрастной психологии их по разному нумеруют и называют, но описывают приблизительно одинаково.

4. "Первый раз в первый класс"

Будущего первоклашку, как правило, заранее протестировали, со всех сторон осмотрели и признали, что его можно по уровню психологического, умственного, физического и пр. развития сажать за парту и учить 11 лет. Много это или мало можно судить по тому, помните ли вы своё самое 1-е сентября? Для многих это сродни порталу, переходу из детства во взрослую социализацию (так по крайней мере всем тогда кажется - детский садик или бабушкин пансион в любом случае уже позади).

Но считается, что родителей к этому дню совершенно не нужно готовить. Разве что рассказать про "сложные период в жизни ребёнка - первые три месяца адаптации" и напутствовать на оказание моральной поддержки. Но (!) куда же должны испариться все  "незакрытые гештальты" и плохо пройденные инициации у этих родителей? Подавиться чувством ответственности за своё чадо? Страхом осуждение от педагогов и других родителей класса? Закрыться новой психологической маской/игрой? Как без тренинга и/или индивидуальной отработки прекратить штампование неудачных семейных сценариев, социальных ролей, умственных алгоритмов? И так, чтобы всё это не свалилось в их организм в виде самых различных симптомов...

Для прототипа можно взять уже апробированные Школы счастливых родителей или иные готовые российские разработки. Иначе всё вышеописанное будет выливаться, как ныне, в традицию устраивать для себя, любимых родителей, "выпускной" с сумасшедшей попойкой.

Пока что все реформы системы образования вылились в одно наглядное:

было



стало



плюс/минус ЕГЭ


5. Начальная школа

С 7 до 11-12 лет  ребёнок проживает так называемый "латентный период" - когда внешне жизнь его проходит как бы без явных волнений и кризисов. Однако именно в это время обрастает "мясом" созданный за первые шесть лет жизни "психологический скелет". И даже вправляются (или деформируются окончательно) его разные "кости".

Для социализации на новом уровне (или первой, если детского садика не было), для удовлетворения глубинных подсознательных нужд этого возраста так же разработано много программ - изредка ими пользуются школьные психологи в качестве заполнения часов внеурочной работы, чаще - это отдельные платные тренинги идущие далеко не по всем городам и весям России.

Нужна ли детям подготовка или даже некая инициация для перехода из начальной школы в среднюю?
Все ответят, как один -  несомненно!
6.  Подростковый возраст

К этому периоду стоит готовить однозначно и детей, и родителей.

Для подростков есть уже давно разработанные тренинги игровой терапии, создающие необходимую среду как для микрогрупповой идентификации с осознанием своей роли, так и для совместной выработки компетенций по всевозможным тревожным ситуациям этого возраста (по всем трём подпериодам, с гендерными и прочими инвариантами), с итоговой обязательной инициацией во взрослого/ую  юношу/девушку. С подтверждёнными результатами на самых "трудных классах" разных школ. Только кто о них знает?..

Для взрослых практических программ по этому случаю я пока не встречал - лишь книжные увещевания о том, как найти общий язык и хотя бы не вредить ребёнку "становящемуся на крыло". Но если их пока нет, это вовсе не значит, что они не нужны, т.к. у родителей, в своём большинстве, этот кризис пройден не самым благополучным образом - у многих это очень наглядно и в 40 и в даже в 70 лет))  А у прочих так, что рассказывать они вам про это не будут...  А ведь все знают прописную истину педагогики, что ребёнку в первую очередь нужен личный пример, а не ретранслятор теории, как действовать в той или иной ситуации.

7. Выпускной...

... уже стал притчей во языцех всех юмористических шоу, но продолжает набирать обороты перемещаясь с годами из школьного актового зала во всё более дорогой интерьер, увеличивая бюджет и расширяя свою географию.

Ведь по факту "детям" нужен не просто "отрыв" - праздник непослушания с попранием школьных правил и авторитетов. Им нужен некий ритуал/стресс, после которого они могли бы точно сказать, что это в их жизни случилось - опять таки инициация. А уж про предшествующую подготовку к социализации во взрослом мире и профориентации вы найдёте целые библиотеки теории, но никакой практики со времён УПК (учебно-производственные комбинаты столько популярные в 80-х).

8. Студенчество...

... так же давно, гротескно и порою жестоко изобретает "посвящения" в свои ряды. Надо ли говорить, что без оформления в экологичное и конструктивное русло, всё это ритуалотворчество лишь укрепляет в каждом юном сознании уверенность, что невозможно построить что-либо без "крепко спитого коллектива" и предшествующих унижений?

И далее этот опыт (от "поездки на картошку" до современных корпоративов) лишь помогает стирать трезвые воспоминания о молодости, высоких идеях и отношениях, и учит жить только "в горькую". А любой стресс снимать одним, но проверенным, ещё дедовским, способом, лишь меняя тематику, компанию и растворяемые в спиртовой жидкости ингредиенты.

9. Центры понимания сути

Помимо всех этих, сопровождающих важнейшие этапы жизни человека, психологических служб стоило бы организовать ещё одну небольшую. Как для решения нестандартных ситуаций и задач, так и для решения неучтённых. Ведь на любом российском застолье на нужной стадии опьянения обязательно будет звучать это экзистенциально-сакроментальное "вот не понимаю я...!!!"

А на подхвате у этой службы, как всех ранее описанных, уже могут быть платные специалисты, центры, тренинги и обучающие семинары...

Ничего нового я не сказал. Ничего кардинального не открыл. Дивиденты были бы триумфальными по всем отраслям экономики, спорта, искусства и всего чего только важным считается. Вплоть до сверхспособностей на службе у государства.
И, как вы понимаете, на организацию всех этих процессов у той же России хватит и людей, и средств - была б политическая воля.
В следующем посте предлагаю совместно поразмылять о том, почему ж её - этой воли - нет....

Авторское, Окно Овертона, Психология, педагогика

Previous post Next post
Up