Хоттабыч не одинок!

Mar 05, 2012 07:07

Мои знания о футболе до недавнего времени  основывались  на любимой книге - "Старик Хоттабыч". Но во время подготовки нижеследующего текста о выставке "Чемпион!" в Музее Эрец-Исраэль я прочла несколько статей историков спорта, кураторов, социологов  и  спортивных журналистов. И поразилась - Хоттабыч не одинок!

«Чемпион! 100 лет футболу в Израиле" - первая выставка подобного рода в стране - открывается в Музее Эрец-Исраэль 6 марта и продлится до 16 июня 2012 года.

Впервые в Израиле организована репрезентативная выставка, посвященная одному виду спорта - и какому - самому любимому почти всеми (исключения встречаются всегда) - футболу. Что нового может рассказать об этом виде спорта, о котором уже рассказано всё, и как можно превратить футбол в музейную экспозицию, разложить на сотни экспонатов и сотни впечатлений? На выставке «Чемпион!» в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве представлен мир израильского футбола через фотографии, сувениры, личные коллекции, предметы искусства, дизайна, архивное видео и инсталляции современных израильских художников.



Фото Моше Шая


Традиция гласит, что первые чемпионаты - первые организованные игры по футболу - проходили в Яффо и в Реховоте в 1912 году. За прошедший век футбол занял центральное место в израильском спорте. В определенной мере, развитие футбола в Израиле отразило развитие страны в политической, общественной, экономической и культурной сферах. И, в немалой степени, - в литературной. Футбол вошел в литературу Израиля как отдельный герой, особый персонаж.

Футбольное поле в Израиле - это не просто спортивная площадка, а арена для выражения солидарности и поддержки. Место для локальных бурь, вражды, дружбы, для выражения горячих и страстных эмоций, сочувствия и неприязни. Футбол - это зрелищные моменты и горькие разочарования, это имена, деньги и история, это огромная сила воздействия на массы людей. Футбол может быть личной верой, почти религией, спортивные гимны - молитвами, а болельщики - фанатичными верующими.



Фото Реувена Милона. Стадион ИМКА в Иерусалиме в 1947-м году

Выставка «Чемпион!» в Музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве рассказывает о героях израильского футбола, о знаменитых футболистах, известных тренерах, судьях, болельщиках, футбольных функционерах, спортивных журналистах, бизнесменах мяча и о многом другом, чем окружен футбол в Израиле.

Особый «Зал славы» посвящен легендам израильского футбола - Ходорову, Стельмаху, Шпигелю, Глезеру, Охане, Равиво, Ави Коэну, Банаюну, Берковичу, легендарному комментатору Нехемии Бен-Аврааму (он вел первую футбольную радиотрансляцию в Эрец-Исраэль в 1947 году) и другим. И даже если вам не известны эти имена, то восхищает отношение к ним другим.

Футбол - это сила влияния, это - тема научных исследований истории и культуры спорта, современной антропологии и социологии. Выставка «Чемпион!» - попытка отразить захватывающую визуальную игру в музейном зале, начав с картины «Футбол в песках», написанной Реувеном Рубиным в начале 20-го века. Это и попытка взглянуть на футбол иначе, по-новому. И потому экспозиция построена не только вокруг самого газона спортивной арены, имен игроков и наиболее ярких игр, но и как рассказ о «12-м игроке» - о болельщиках, о тех людях, которые привнесли в израильской футбол свою энергию и восхищение, стали неотъемлемой частью футбольной культуры
Без настоящих болельщиков нет настоящего футбола - и потому на выставке представлены плакаты, фотографии, любительские фильмы; звучат песни болельщиков, ставшие футбольным фольклором, некоторые из которых превратились в едва ли не мистические амулеты команд и стали частью футбольного церемониального ритуала.



Фото Гева Телема



Фото Рони Шуцера

Выставка также рассказывает много любопытного о роли СМИ в израильском футболе и о том, как средства массовой информации развивались вместе с этим видом спорта: исторические радиотрансляции, ставшие частью спортивной мифологии; знаменитые высказывания, превратившиеся в коллективную коллекции цитат; поначалу черно-белое, а затем цветное телевещание, приковывавшее на время важных матчей к телевизорам всю страну. Интернет, трехмерное изображение, просмотры игр по мобильным телефонам - правила игры остаются прежними, а информационные технологии идут вперед.

Футбольной матч мог не только заставить всю страну замереть в ожидании года - футбол во многом повлиял на искусство и культуру, дизайн и литературу. Влияние это динамично и взаимно, так что футбол явно стал междисциплинарным явлением. Футбольный слэнг даже обсуждался в Академии языка иврит, а израильские дизайнеры придумали футбольный мяч, слепленный из кип-ермолок и салатницу в виде газона футбольного поля. Художник Итамар Шимшони представляет видео-ролик, где знаменитые спортивные комментаторы Дани Дворин и Зоир Бахалуль «переводят» художественный текст на футбольный слэнг, столь глубоко вошедший в иврит.

Ностальгия стала уже привычкой, ностальгия по прежним футбольным звездам и знаменитым командам превратилась в часть этой привычки, в часть истории, отраженной на выставке, где немало внимания уделено и футбольной политике - от сионистских обществ любителей спорта до использования спорта в политических компаниях и пропаганде. Ныне привычно еще и разбивать мифы - потому на выставке предлагается по-новому взглянуть на игры, бывшие историческими вехами, в том числе и на игру 1956 года против сборной СССР на стадионе в Рамат-Гане и на единственный Мондиаль - чемпионат мира 1970-го года в Мексике, - в котором участвовала сборная Израиля.



Фото Моше Шая

Куратор выставки Дана Хеллер предлагает увидеть футбольное поле с двух точек зрения: с точки зрении стороннего наблюдателя - взгляд с трибун на поле, и второй - с точки зрения непосредственных участников игры - с арены на болельщиков и на все, что происходит вокруг. Она объединяет две точки зрения с помощью материалов, найденных в книгах, периодике, академических исследованиях, используя документы об исторических матчах, а также через рассказы болельщиков, любительские фотографии, видеофильмы, найденные у фанатов команд. Потому на выставке немало и «личных» моментов, как будто снятых скрытой камерой. И личных вещей - фотографий из частных альбомов, маек с эмблемами клубов, мячей с автографами, кубков, вырезок из газет, ценные и памятные вещи из футбольных клубов и команд за прошедший век, и команд, сделавших значительный рывок - «Ха-Поэль» Петах-Тиква, «Маккаби» Яффо, Бней-Сахнин. Немало здесь и архивных фильмов, старых радио-записей, и, конечно, записей со скетчами и пародиями на тех, кто считает, что главное слово это - «гол»!



Коллаж Йова Шмуэли

Еще в 1970-м году на «Осеннем салоне» в тель-авивском павильоне современного искусства имени Елены Рубинштейн в честь участия сборной Израиля в Мондиале и легендарного гола Моткеле Шпигеля, художница Элимэ выставила футбольные мячи разных цветов - художественный артефакт, увидеть который можно и на нынешней выставке. Яркое круглое доказательство того, того что футбол давно служит источником вдохновения для художников и скульпторов в Израиле. Некоторые из них сами играли в футбол - как известный фотограф Гай Раз, на протяжении многих лет фотографировавший футбольные ворота на разных стадионах. Играл в футбол и Йоав Шмуэли, с начала 90- годов занявшийся сизифовым трудом - он собирал коллажи из фотографий и газетных публикаций о любимых футболистах. Победители и проигравшие, оптимисты и пессимисты, игроки и болельщики - из подобных парных сочетаний Идо Шеми сделал работы практически универсальные. А фотографы Дан Кейдар и Игаль Озери, болеющие за команду Бней-Йегуду поступили проще - представили фотографии этой команды на играх в разных странах, не забыв о главное элементе - шарфами с цветами Бней-Йегуды.

А что же женщины - женщины на футбольном поле? Отсутствуют - по крайней мере, как объект внимания, зато женщины-художницы пытаются осмыслить в цвете, форме и композиции то, зачем мужчины вообще играют в футбол.



Работа Идо Шеми

История на выставке порождает истории - например о том, как израильский любительский футбол превратился в предмет коммерческого интереса финансовых воротил. Из квартального праздника футбол дорос до хорошо продаваемого зрелища с миллионными ставками. Начало этому зрелищу в Эрец-Исраэль было положено еще при турках студентами, привезшими эту игру из Британии, и репатриантами Первой и Второй алии. В 1906 году в Яффо было создано спортивное общество «Первый в Сионе», ставшее позже командой «Маккаби - Тель-Авив». В 1912-м году во время Песаха в Реховоте прошли игры между жителями мошавот, объединенных в общество «Маккабим - Эрец-Исраэль» (по другим источникам «Мисхакей Реховот» продолжались с 1908-го по 1914-й год) . В том же 1912 году футбол был охарактеризован в газете «Херут» как «приятное субботнее, семейное и дружеское времяпровождение», а в 1913 году вышла брошюра Цви Нешари - одного из первых преподавателей гимнастики в Эрец-Исраэль, - описывающая правила футбольной игры.

Когда турок сменили англичане - отцы современного футбола и его миссионеры, в Эрец-Исраэль было несколько футбольных команд британской армии и полиции, ежегодно обыгравшие команды еврейские. С 1917-го по 1927-й год Кубок разыгрывался мандатными властями, а футбол стал одним из главных городских развлечений (многократным чемпионом была команда «Меуфафим Рамле»). Первым чемпионом страны в футбольной лиге стала команда полиции в 1931 году, а потом вплоть до 1948 года все кубки доставались двум тель-авивским командам - «Маккаби» и «Ха-Поэль».

Заграничные футбольные вояжи всегда были в моде: «Маккаби - Тель-Авив» впервые отправилась за границу в Польшу в 1925 году, а 1939-м добралась до Австралии. «Маккаби Хайфа» посещала США в 1927-м. В 1928 году по рекомендации египетского футбольного общества Эрец-Исраэль стала членом всемирной футбольной ассоциации, и команды еврейского ишува начали участвовать в международных играх. И, одновременно, политизироваться - денег у клубов было мало, а футбольная площадка была удобна и для политических баталий. В целом историки спорта считают, что время израильского футбола можно разделить на три эпохи - эпоху еврейского ишува, первых десятилетий существования страны и с середины 80-х годов до наших дней.







За 11 игроками сборной стояло все еврейское государство. Потому столь символичны поездка сборной в 1948 году в США, когда еще шла Война за Независимость, и знаменитая игра 1956 года на стадионе в Рамат-Гане против советской команды. За этой игрой, закончившейся со счетом 2:1 в пользу СССР, наблюдали на стадионе 65.000 человек в присутствии министров, армейской верхушки и членов кнессета. Бен-Гурион на стадион не приехал, но в его дневнике сохранилась запись о том, как он волновался в преддверии этого матча. Гол, забитый Нахумом Стельмахом в ворота Льва Яшина, памятен до сих пор. На выставке демонстрируется запись этого матча и открытки, которые Нахум Стельмах посылал жене их тех стран, где оказывался со сборной Израиля.

А еще в каталоге выставки размещена статья прекрасного спортивного комментатора и журналиста Моди Бар-Она. Вот ее начало, которое может стать эпиграфом ко всей экспозиции:
«Сегодня квартал, в котором я рос, совсем не похож на тот, что сохранился в моей памяти. Город, в котором я больше не живу, ничем не напоминает тот, в котором я родился. Утренняя газета, на которую были подписаны мои родители, больше не выходит. Районный кинотеатр сгорел. Фабрика, где вкалывал отец, продана. Экономика изменилась, идеология разрушена, прежние ценности стали незначительными, технологии устарели, а профессии исчезли - нет больше возчиков, печатников и молочников. Все усилия моих учителей улучшить мой почерк оказались бесполезными - я даже записки печатаю на компьютере. Ничто в мире не осталось таким, как во времена моего детства. Кроме одного - футбола. «Ха-Поэль» до сих пор одет в красное, «Маккаби Хайфа» - в зеленое. И обе команды все еще играют в бутсах с шипами на той же площадке и по тем же правилам, и судит их все тот же мерзкий судья.
Ты поешь вместе со всеми гимн своей команды - героический и вульгарный - и по коже бегают мурашки, а на глаза навертываются слезы, и ты не стыдишься этого в присутствии людей, с которыми едва знаком. Ты - часть толпы, и ее чувства - это твои чувства. Эта выставка - встреча с теми детьми, которыми мы были, и с теми детьми, которыми мы остались».

Часы работы музея: с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00, по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.
Сайт музея - http://www.eretzmuseum.org.il/
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Эрец-Исраэль.

Previous post Next post
Up