Американцы в Париже. Коллекция семьи Стайн: Матисс, Пикассо и парижский авангард

Feb 28, 2012 08:57



Новые выставки в Метрополитен Музее в Нью-Йорке открываются едва ли не каждую неделю. Схема периодичности, ритуал политкорректности, глобализации и патриотичности соблюдается строго и легко прослеживается: современная Япония, древний Китай, исламское искусство средневековья, гравюры из Америки или из Европы, фотографии из Европы или из Америки, обязательно Ренессанс, Египет и модерн. А бывают такие выставки, которые не вписываются ни в какую схему - то есть еще более замечательные, чем все остальные и ожидаемые.



Портрет Гертруды Стайн кисти Пикассо


В фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», открывавшем прошлогодний каннский кинофестиваль, воспроизведен один из эпизодов в салоне Гертруды Стайн, когда величественная Гертруда методично указывает Пикассо на ошибки его художественного метода. Гертруда Стайн и ее братья поселились в Париже в 1902 году. В романе-мистификации "Автобиография Алисы Б. Токлас", написанном в 1933-м, Стайн сумела описать Париж, каким его видели американцы. А еще она, придумавшая выражение «потерянное поколение», и ее братья за время жизни в Париже успели собрать поразительную коллекцию живописи, в некоторой степени повлиять на ее развитие, перезнакомить в своем салоне всех художников Парижа того времени, поддерживать их - тогда молодых, голодных и отчаянно талантливых. А позже - идиллия даже в очень крепких семьях не продолжается вечно - эту великолепную коллекцию, так четко отразившую вкусы семьи Стайн, ее тепло, умение видеть новое и умение угадывать будущее искусство, - начать делить, перепродавать, передавать и выставлять на аукционы. Собрание Стайнов, к счастью, не было утрачено, а расползлось, вовремя переписанное и артикулированное, по музеям, фондам и частным коллекционерам. Многие полотна из этой одной из самых выдающихся коллекций произведений современного искусства были проданы после смерти Гертруды Стайн в 1946 году. Превратности истории распылили коллекцию, а сейчас трудолюбивые кураторы собрали ее вновь.



Семья Стайн

Для выставки, которая путешествует по миру и до Нью-Йорка успела побывать в Сан-Франциско, Вашингтоне и Париже, работы собирали от Японии до Барселоны и Москвы, Мельбурна и Сан-Паулу, готовили выставку одиннадцать (!) лет, подняли и изучили тонны материалов - благо есть, что изучать, и вот показывают это великолепие. В Сан-Франциском музее в начале прошедшего лета открытие выставки «Коллекция семьи Стайн: Матисс, Пикассо и парижский авангард» связали с открытием выставки о самой философе Гертруде - «Образы Гертруды Стайн: пять ракурсов» в Современном еврейском музее, а в других музеях просто радуют посетителей тем, что были-жили люди с отменным вкусом и безошибочной интуицией, любили друга друга, умели ценить живопись и не жалели в своей жизни ни о чем.

Гертруда Стайн - личность выдающаяся - не вписывается ни в какие схемы. Философ, феминистка, писательница, зачинательница модернизма в литературе, коллекционер, тонкая ценитель живописи - она и ее братья Лео и Майкл, и их безупречный вкус во многом определили пути развития современного искусства и ввели новые стандарты коллекционирования. Феноменальная коллекция семьи Стайн - семейная, единое целое, в ней чувствуется тепло близких людей, их отношения, их интуиция, связи, вкус. В каждой картине есть печать личного выбора - выбора семьи, ставшей влиятельным покровителем искусства первой декады XX века.



Анри Матисс. Дама в шляпе. 1905



Портрет Гертруды Стайн кисти Феликса Валлоттона



Анри Матисс. Чаепитие в саду. 1919

Два салона Стайнов - Гертруды и ее брата Лео - критика-искусствоведа, учившегося во Флоренции, и второй - их брата Майкла и его жены Сары, снимавших квартиру по соседству - были известны в Париже с 1903 года. У них бывали Хемингуэй не забывший изобразить ее в «Празднике, который всегда с тобой»), Фитцджеральд, Аполлинер, Пикассо, о котором Гертруда Стайн написала книгу, и все художники, работы которых представлены на выставке авангардного искусства в Метрополитен Музее: Анри Матисс и Пабло Пикассо в первую очередь, Хуан Грис, Поль Боннар, Франсис Пикабиа, Андре Масон, Феликс Валлоттон, Мари Лорансен, Сезанн, Моне, Ренуар, Гоген. Более 100 работ на выставке - это работы именно Пикассо и Матисса.

После землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году Майклу Стайну пришлось приехать в Америку с деловым визитом. Он привез с собой в США три картины Матисса и после этого художником начали интересоваться американские коллекционеры. А Сара Стайн финансировала в Париже художественную школу, которую открыл Матисс, работы учеников которого также представлены в отдельном зале на этой выставке. Со временем Майкл и Сара Стайн стали наряду с Сергеем Щукиным самыми крупными коллекционерами Матисса. Именно только что появившемуся тогда Музею современного искусства Сан-Франциско подарили большую часть своего собрания Матисса вернувшиеся в 1935-м году в США Майкл и Сара Стайн.

Что касается Лео, то своего первого Сезанна он купил в 1903 году, Пикассо год спустя он приобретал уже с Гертрудой, позже поддержавшей «кубистические» поиски художника. Считается, что когда Лео и Гертруда стали делить общую коллекцию, брат забрал себе всего Ренуара, а сестра - всего Пикассо

Всего - 248 картин, рисунков, скульптур, литографий и фотографий, в том числе и русского художника Павла Челищева. Одни шедевры, включая знаменитый портрет Гертруды кисти Пикассо и не менее знаменитую, вызвавшую скандал в 1905 году на Осеннем салоне «Даму в шляпе» - предтечу фовизма вечного соперника великого испанца - Матисса. Майкл и Сара Стайн собирали и восточное искусство - поэтому на выставке есть и эстампы Хокусая. А сама выставка - это еще и рассказ об истории этой необычной еврейской семьи, о ее меценатстве и влиянии на истоки модернизма. Фотографии во всю стену, документы, письма, тексты воспоминаний. За Вуди Алленом в деле воссоздания атмосферы Парижа организаторы выставки не гнались, но создать атмосферу насыщенности искусством, любви к нему и жизни в нем им удалось в полной мере. А еще они организовали экспозицию таким образом, что она дает возможность проследить за периодами формирования коллекции и вкладом каждого из членов семьи в ее развитие.
Из документальных роликов интересна прежде всего запись отрывков оперы-мюзикла «Четыре святых в трех актах», либретто которой в 1934 году написала Гертруда Стайн на музыку Вирджилла Томпсона, а сама опера была бродвейским хитом. Про любого художника, чьи работы стали частью коллекции семьи Стайн, как и про любого из Стайнов можно рассказывать много и долго. Выставка в Метрополитен - редкий шанс узнать эту семью через искусство тех художников, которых в немалой степени благодаря Стайнам, знает теперь весь мир.

Выставка продлится до 3 июня 2012 года.

Сайт Метрополитен Музея - http://www.metmuseum.org/

Сайты SFMOMA - Музея Современного искусства Сан-Франциско - sfmoma и sfmoma _video

Маша Хинич

Previous post Next post
Up