Исторические "мелочи"-5. Встреча Сталина с будущим Католикосом Геворгом VI

Jan 04, 2012 21:53

Важно напомнить, что встреча состоялась через 7 лет после того как был задушен в Эчмиадзине католикос Хорен и нового католикоса не позволялось избрать…
(цитата)
«19 апреля 1945 года архиепископ Георг (так в тексте) должен был встретиться со Сталиным с целью придания правового статуса ряду прав, которыми в прошлом пользовалась Армянская Церковь. До этой встречи было необходимо с одним из высших государственных руководителей провести предварительную работу и подготовить документы, которые затем и следовало представить на утверждение Сталину.
С этой целью Србазану Георгу предлагают поработать с Анастасом Микояном, видимо имея в виду то обстоятельство, что он когда-то учился в Семинарии. Србазан же, в свою очередь, предлагает кандидатуру Берии, удивив тем самым всех.
Свой отказ от переговоров с Микояном покойный Католикос объяснял тем, что, если бы Микояну не удалось выполнить его просьбы, возникло бы недовольство со стороны армян, а если бы удалось больше сделать - могли быть недовольны Микояном правительственные круги. Поэтому Берия был предпочтительнее, тем более что он с ним встречался по церковным делам еще тогда, когда был епархиальным начальником Армянской Церкви в Грузии. Он знал, что Берия был очень честолюбивым и гораздо ближе к Сталину, чем другие. А Србазан стремился к достижению реальных результатов.
Главными вопросами обсуждения были: открытие Духовной Академии, разрешение на возобновление богослужений в закрытых монастырях и церквах, возврат угодий, принадлежавших Эчмиадзину, открытие валютного счета в банке, расширение связей со Спюрком (диаспорой) и т. п.
Во время первой встречи Берия сообщил, что он уже представил архиепископа Георга Сталину как своего давнего знакомого и полезного для государства деятеля и вообще Сталин достаточно хорошо расположен к Местоблюстителю Католикоса, поэтому он, Берия, верит, что переговоры увенчаются успехом.
Во время второй встречи Србазан обращается к Берии с письменной просьбой освободить из тюрем армян-церковнослужителей, ибо вновь открытые церкви и монастыри не могут функционировать из-за отсутствия кадров. Берия обещает заняться этим делом и просит список арестованных и сосланных. Владыка представляет поименный список - 283 духовных лица.
Через несколько дней Берия цинично заявляет, что из всего списка в живых остались только двое - архимандрит Ованес и священник Тер-Мкртич - и он уже дал распоряжение об их освобождении.
(…)
19 апреля 1945 года Србазан Георг в сопровождении председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР Полянского отправляется на аудиенцию к Сталину.
Тот его принимает радушно и выражает благодарность за патриотическую деятельность. Во время обмена мнениями о положении церковных дел архиепископу Георгу удается заручиться согласием Сталина на решение всех проблем, за исключением вопроса о принадлежавших Эчмиадзину угодьях. Сталин расценил этот вопрос неактуальным, ибо земли уже принадлежат колхозам, которые вряд ли согласятся уступить их, а если и удастся их уговорить, то земли будут считаться частной собственностью и налоги будут таковы, что придется срочно их возвращать тем же колхозам.
Когда заканчивается обсуждение вопросов, связанных с церковными делами, Сталин спрашивает Србазана: «Есть ли другие вопросы, которые требуют вмешательства правительства? Говорите, я готов выслушать». Србазан благодарит Сталина и излагает вот такую просьбу: «В архивах Армянской Церкви есть полученные от шахов, султанов, царей и других высокопоставленных лиц фирманы и грамоты, которые бережно хранятся. Было бы хорошо, если среди них будет и Ваша подпись под теми привилегиями, которые Вы дали, как знак Вашего особого внимания к армянскому народу и Армянской Церкви».
Сталин подписывает такой документ, который потом Србазан очень умело использовал не один раз.
В конце встречи, когда Србазан собирался прощаться, Сталин говорит: «Скоро война кончится. Наше правительство собирается забрать у Турции отданные в 1920 году западные губернии Армении. Ясно, что на этих землях должны жить армяне. Желательно, чтобы это были те армяне, которые были вынуждены бежать из Турции и теперь живут в рассеянии. Поэтому надо организовать иммиграцию около ста тысяч армян. Скоро об этом будет постановление правительства. Вы же, в свою очередь, должны нам помочь в этом».
«Как я это услышал, - рассказывал потом Его Святейшество, - не смог сдержать своей радости. На миг показалось, что все это мне снится. Я обещал сделать все, только выразил опасение по поводу возможности приема такого количества людей, учитывая тяжелое экономическое положение в республике. Ведь им надо дать жилье, обеспечить питание...» «Ничего, - успокоил меня Сталин, - мы сделаем все возможное, чтобы репатрианты не терпели никаких лишений».

источник: ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ №4 1994
из статьи епископа Паркева Геворгяна. Видимо, это глава Нор-Нахичеванской епархии (1963-1976 гг.)

(Дальше в статье упомянуто, что все очень скоро «благополучно» закончилось массовой ссылкой в Алтайский край. Но речь не об этом, а о том, как обсуждалась тема земель. Это первая версия разговора со Сталиным.)

(версия вторая)
Здесь не говорится, что будущий Католикос сам попросил в качестве «куратора» встречи Берию. Говорится, что его, еще как местоблюстителя престола вызвали в Москву, где его принял Берия и сообщил о необходимости подготовиться ко встрече со Сталиным. Разговор со Сталиным о землях передается по воспоминаниям о встрече Католикоса по приезду из Москвы с узким кругом армянской интеллигенции (в примечаниях ссылка на газету Հայաստանի Հանրապետություն 1990 №57)

«Երբ պատմեցի աոաջնորդին, որ Հայաստանում մեր հողերը քարքարոտ են ու դժվար, անհուսալի քիչ, որ ժողովուրդն ապրում Է 1915 թվականի արյունալի ողբերգությունից հետո Թուրքիայում մնացած մեր հողերը վերադարձնելու հավատով, ասացի, որ մեզ պետք են մեր հողերը... Լսելով այս հարցադրումը, Ստալինը պատասխանեց. «Այո, ես հասկացա, այո, մինչ ձեզ հանդիպելս գիտեի՝ դուք ուզում եք երկրին վերադարձնել ձեր Արևմտյան Հայաստանը, ձեր հողերն անբավարար են։ Լավ, ես հայերին... կվերաբնակեցնեմ հյուսիսային Ղազախստան. բոլորին և ընդմիշտ։ Բոլորին և ընդմիշտ։»

(источник. книга Ստեփան Ստեփանյանց ՀԱՅ ԱՌԱՔԵԼԱԿԱՆ ԵԿԵՂԵՑԻ ՍՏԱԼԻՆՅԱՆ ԲՌՆԱԵՏՈՒԹՅԱՆ ՕՐՈՔ)

Одна из этих двух версий мне кажется гораздо убедительнее.

история, политика, Армения, Церковь

Previous post Next post
Up