Российская империя вступила в Первую мировую войну в компании с державами и против держав, которым «она в подмётки не годилась» по уровню промышленного развития и уровню организации производства. Перейдём к фактам.
Винтовки в России производились тремя заводами: Ижевским, Тульским и Сестрорецким. Их плановая производительность не превышала 40 000 винтовок в месяц, но фактически была ниже на 20-25%. Впервые 40 000 винтовок было произведено в марте 1915 года. Было принято решение довести производительность указанных заводов к концу 1915 года до 950 000, но произвести удалось только 740 000 штук. При том, что ежемесячная потребность в них была определена как 200 000.
2 миллиона рублей было вложено в расширение и модернизацию Сестрорецкого завода. В результате, к концу 1915 года ежемесячный выпуск составил 13 500, увеличившись с начала года на 300%.
Значительные средства были вложены в Тульский и Ижевский заводы. Из-за рубежа было ввезено несколько тысяч станков. Это позволило к концу 1915 года выйти на уровень месячного выпуска в 80 000 винтовок и к марту 1916 года начать выпускать 100 000 штук.
Тем не менее в годы ПМВ на фронт отправлялись части, имевшие вместо винтовок дубины!
Помимо проблем с производством винтовок и пулемётов, насущной была проблема с производством патронов. Их производило всего 2 завода - Петроградский и Луганский. К середине 1915 года оба завода смогли увеличит выпуск до 63 миллионов патронов в месяц. Даже после расширения и реконструкции, их пиковая производительность составляла 100 миллионов, при уровне потребностей - минимум 200 миллионов.
До начала войны пороха в стране производилось всего 290 000 пудов в год и изготавливали его всего три завода. По оценкам С.Н. Ванкова, несмотря на то, что химическое производство выросло в разы (около 300%), 75% необходимого армии пороха и взрывчатых веществ приходилось закупать за рубежом. При том, что потребность на 1915 год составила 2,6 млн пудов, а в 1916 году - 7,5 млн пудов только бездымного пороха. До войны взрывчатые вещества изготавливались на одном казённом и двух частных заводах, работавших на импортном сырье. Вступив в войну 1 сентября 1914 года, Россия вывела своё военное производство на более или менее приемлемый уровень только осенью 1916 года. В то время, когда высокими темпами нарастал продовольственный и топливный кризис, не хватало металла. Русский экспедиционный корпус во Франции, который был направлен туда в 1916 году в том числе по причине того, что в России его было вооружить нечем. В обмен на отправку солдат, Франция обещала России отправить оружие, боеприпасы и снаряжение.
С топливом тоже всё было не весело. В среднем, за период 1909-1913 годы из Германии ежегодно ввозилось 119 415 тысяч пудов угля, а из Великобритании - 169 509 тысяч пудов. В 1913 году собственная добыча угля составила в стране 2 200 000 тысяч пудов, а импортировано было 473 612 тысяч пудов. Таким образом, зависимость России от импортного угля была достаточно высокой, несколько превышая 20% от собственного производства. До войны значительное количество угля добывалось на территориях Царства Польского, которые были потеряны. Это нанесло серьёзный удар по обеспечению страны углём. Положение было более чем серьёзным, так как ещё до начала войны РИ импортировала порядка 20-25% необходимого ей угля. Поставки шли в частности из Германии.
Шахты Донбасса, лишившиеся в ходе мобилизаций до 30% работников, не имели физической возможности резко увеличить добычу угля. Страна встала на порог топливного кризиса, который в будущем сыграет крайне негативную роль.
Нефть. По итогам 1916 года её добыча относительно 1913 года увеличилась на 7% и составила 602 млн пудов.Практически полное сворачивание экспорта нефтепродуктов позволило существенно увеличить предложение на внутреннем рынке и несколько смягчить кризисную ситуацию с дефицитом угля.
Российская Империя вступила в войну имея ярко выраженный дефицит угля, составлявший порядка 20% от потребностей. Дефицит топлива начал сказываться на перевозках, в том числе продуктов питания, порождая кризис продовольственный.
Артиллерия. До войны производство орудий осуществлялось тремя казёнными и четырьмя частными заводами. Казённый петроградский завод фактически представлял собой большую мастерскую, а не собственно завод. Строительство нового завода по производству тяжёлой артиллерии было запланировано на весну 1917 года. Надо отметить, что тяжёлая артиллерия была единственным средством прорыва, обороны противника. И вопрос со средством прорыва не был решён. Почему я пишу единственным? Потому что, танки находились в зачаточном состоянии даже на Западе, в России их вообще не было (хотя проекты были), а кавалерия и пехота были не в силах вскрыть позиционную оборону противника, без поддержки тяжёлой артиллерии.
Вывод. Российская империя вступила в войну, выступая «не в своей весовой категории». Аграрная держава не имевшая своего оборонно - промышленного комплекса, решила потягаться с промышленно развитой Германской империей. Вся будущая тяжесть войны легла на плечи русской матушки пехоты. Ведь генералам было нечего противопоставить врагу, кроме традиционного героизма и стойкости русского солдата.
Публикация создана на основе материалов страницы «Дмитрий Литвинов» в Фейсбуке по адресу -
https://www.facebook.com/profile.php?id=100010169798079