Следующими по численности идут белорусы и это последний народ численностью более 100 тысяч - почти 150 тысяч белорусов на 2010 год. Но при этом это один из самых интересных народов на севере. Если не знать никакого исторического контекста, может показаться, что как и украинцы, они живут в Коми, Мурманске и Калининграде. Ну и по логике вещей - на пограничных с Беларусью землях. Но по факту всё куда интереснее:
Как видно, по долям абсолютно доминирует Карелия. В то же время, по субъектам большая часть белорусов живёт не там - в Питере и Калининградской области живёт более 30 тысяч белорусов, в то время как в Карелии - 23 тысячи. К концу 50-ых белорусы даже почти обогнали автохтонных карелов по численности. Как же так получилось?
Ну, по белорусам за пределами Карелии практически также применима
украинская система с уточнениями под белорусов. Что касается Карелии, если кратко - белорусы переселились в результате дефицита кадров при восстановлении республики после войны в 40-50-ых годах (преимущественно из Могилёвской области). Честно говоря, для меня эта формулировка (которая хоть и моя но по сути упрощает различные источники на эту тему) до сих пор вызывает определённый диссонанс - почему белорусы? А Белорусская ССР пострадала меньше всех получается? Потеряв четверть населения и раздолбанная в щепки, у неё был избыток рабочей силы? Очень странно.
Если говорить об этом подробнее, то можно утонуть глубоко и надолго. Оговорюсь лишь об этапах:
- Репрессии 20-30-ых. В доли они незначительны, речь о нескольких тысячах человек. Но именно они сформировали диаспору, ведь до этого белорусов в Карелии не было вообще.
- Заселение отвоёванных территорий у финнов в Зимней войне. Очевидно, тут доля переселенцев на этом этапе была ещё ниже.
- Вышеназванные послевоенные переселения. Именно они составляют сегодняшнюю диаспору.
Естественно, как и в случае украинцев, белорусы очень быстро теряют в доли и численности. Это касается не только Карелии, но оттуда весомая доля белорусов просто в последствии уехало обратно домой ещё в 60-70-ые. Сегодня же это те же факторы, только работают они динамичнее - часть белорусов продолжает уезжать в Белоруссию, но основная часть конечно же ассимилируется.
Причём из-за слабого самосознания у них и карел, в их межрасовых браках во многих случаях дети себя идентифицировали даже русскими. Чего уж говорить о браках с русскими. По статистическим изучением, доля межнациональных браков у белорусов в Карелии была самая высокая. Если хотите более подробно ознакомится со всеми факторами появления и развития белорусской диаспоры - лучше переходите сразу на один из источников, на котором я составил своё основное представление -
здесь.
Что непосредственно по долям на местах? Всё достаточно скромно и печально. Белорусы к сожалению (по крайней мере, для меня) не составляют большинство ни в одном населённом пункте (хуторки по 5-20 человек мы конечно же в счёт не берём). Вроде как все переселенцы селились в существующие сёла, с нуля моносёла белорусами не строились. А селились они преимущественно с русскими, в меньшей степени это было русско-карельско-белорусское трио. Самая большая доля белорусов по сельским поселениям - Чернопорожское сельское поселение Сегежского муниципального района Карелии, 23%. Остальные в основном русские, тенденция понятна. При этом самый населённый белорусами район другой - Муезерский, чуть менее 15%.
Храм во имя иконы Божией Матери, пгт Муезерский
По культуре и образованию. Т.к. основной приток миграции был в послевоенное время когда русификация работала уже на полную - никаких белорусских школ не появилось ни при Союзе, ни, очевидно - при его развале. Белорусский язык как предмет в РФ не существовал нигде, что касается Союзного времени - не знаю, вполне мог быть. Но ситуация такова, что старшее поколение на мове не говорит, но понимает, младшее уже не понимает большинство речи. Хотя опять же, всё зависит как от конкретной семьи так и от общего словарного запаса, т.к. язык с русским очень взаимопонятен и у меня проблем в чтении или прослушивании особенно не вызывает. Что касается культуры, то лишь небольшая часть белорусов всё ещё празднует в своей стилистике. Функционирует несколько культурных центров. Но в целом обрусение можно назвать в контексте белорусов замкнутым процессом, потому в перспективе от всего этого мало что останется.
Первый съезд белорусской национально-культурной автономии, Петрозаводск
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо