Ацтеки. История, религия, идеология. Ч. 1

Apr 23, 2016 21:51

Основным источником для данной статьи послужила книга Eric Wolf «Envisioning Power: Ideologies of Dominance and Crisis» 1999 г. Главная идея книги заключается в том, что общества, переживающие кризисное состояние, могут породить странные, иррациональные и порой кровавые практики, для понимания которых бывает полезно рассмотреть истоки кризиса и его влияние на правящую группировку. В качестве одного из примеров автор взял государство ацтеков, именно эта часть здесь и пересказывается с рядом сокращений. Сокращения обычно касаются тех аспектов, которые и так достаточно подробно раскрыты в русскоязычной литературе; такой подход позволяет оставить больше места для нетривиальной информации. Кое-где для полноты картины даются незначительные дополнения из других авторов.

Сам термин «ацтеки» здесь будет употребляться крайне редко. Термин является искусственным, его ввели ученые 19 века исключительно для удобства, чтобы не называть одинаково «мексиканцами» как представителей доколумбовых цивилизаций, населявших Центральную Мексику перед испанским завоеванием, так и современных жителей страны. Само слово существовало и раньше, но обозначало всего лишь представителей этнических групп, считавших своей родиной мифическую северную страну Астлан. Популяризации нового термина очень способствовала публикация американского историка Уильяма Прескотта об ацтекской империи, после чего слово «ацтеки» для определения данной цивилизации стало использоваться повсеместно.

Сами жители города-государства Теночтитлан называли себя мешика или теночка. В тексте, вслед за автором книги, будет использоваться название «теночка».



Истоки
Прежде, чем теночка вообще появились как этническая или политическая общность, Месоамерика уже пережила несколько циклов роста населения, распространения городов и политической централизации, за которыми следовали демографический упадок, сокращение числа и размера поселений и политический распад. В Центральной Мексике стоит выделить имперский центр Теотиуакан, существовавший с 100 г. до н. э. по 650 г. н. э., и значительно более скромную Тулу (Толлан Шикотитлан), поднявшуюся после падения Теотиуакана и просуществовавшую в непростое время нашествия северных варварских племен примерно с 900 по 1150 г. н. э., пока не была разрушена указанными варварами. Перед испанским завоеванием жители центральной долины не проводили различий между выдающимися цивилизациями прошлого и называли всех их представителей тольтеками, однако, современные ученые волевым решением постановили считать «тольтеками» только жителей более поздней политии с центром в Туле. Соответственно, встречающийся в литературе термин «Тольтекская империя» или «Тольтекская полития» относится к Туле и той территории, которую она контролировала.



Теотиуакан (100 г. до н. э. - 650 г. н. э.)



Тула (900 г. н. э. - 1150 г. н. э.)
Собственно теночка появились в долине Мехико к концу распада военизированной Тольтекской политии в начале 2-го тысячелетия нашей эры. Важно подчеркнуть, что теночка не были древним племенем или государством, как не были и эгалитарными варварами. Скорее, эти люди образовывали сложный подчиненный компонент тольтекского домена, сосредоточенного вокруг города Тула. Отсюда они унаследовали тольтекскую модель политического устройства и представления о космологическом порядке, включая солярный культ и жертвоприношения путем вырезания сердца. Их социальная организация явно была стратифицированной и они были знакомы с месоамериканскими технологиями земледелия и контроля над водными ресурсами.

Заметим, что в уцелевших ацтекских кодексах, созданных уже после испанского завоевания индейскими художниками по запросу испанских монахов, теночка до прихода в долину Мехико часто изображаются как варвары-«чичимеки» (дословно «пожиратели собак»), первобытные охотники и собиратели, которые жили в пещерах и ходили в шкурах. Многие поддались искушению и воспринимали это изображение буквально. Что ж, дальние предки теночка, как и других науа-язычных групп, на тот момент, когда они впервые появились на северных рубежах Месоамерики, действительно могли быть кочевыми охотниками и собирателями, которые изредка что-то выращивали в пустыне. Однако, представление в исторических мифах часто носит метафорический характер и не отражает реальность. Науа-язычные месоамериканцы использовали термин «чичимек» в отношении весьма разнообразного в культурном и лингвистическом плане населения северных рубежей. Общим у этих групп был только тот негативный атрибут, что они жили не так, как было принято в «тольтекских» городах-государствах. Это напоминает ситуацию, когда греки называли «варварами» любую группу, которая не говорила по-гречески и не разделяла в полной мере урбанистический стиль жизни Средиземноморской цивилизации. В действительности, степень принятия чичимеками тольтекских институций варьировалась от почти полного симбиоза до полного неприятия.



Чикомосток, мифическая родина ацтеков. Рисунок из кодекса
Итак, когда тольтекская полития пала, она раскололась на военно-политические образования значительно меньшего масштаба, возглавляемые военными вождями, которые изначально называли себя потомками или представителями тольтекского бога Кецалькоатля в его воинственной инкарнации «Воина утренней зари». Развязывание войн и участие в них усиливали военизированный характер этих группировок, а общий интерес в получении трофеев сплачивал военную аристократию и простолюдинов. Чтобы пережить период междуцарствия и значительной утраты контроля над ресурсами, многие из этих группировок выработали или приняли следующий стиль управления: ими командовали харизматичные лидеры, «в которых воплощалось божество» (испанское hombre-dioses или люди-боги), т. е. авторитет этих лидеров проистекал из их способности общаться с божествами-покровителями и выполнять их приказы. Теночка также последовали по этому пути, признав, что находятся под предводительством бога Уицилопочтли, который общался со своими людьми через специальных «носителей» или ораторов.

В период после падения Теотиуакана, с 750 до 1200 г. н. э., долина Мехико была низведена до второстепенного положения в Месоамерике, тип поселений был преимущественно сельским. Но с 1200 г. население вновь начинает расти, на всех берегах озерной системы распространяются возделываемые поля, и начинается повторная политическая консолидация. К концу 14 столетия продолжающаяся борьба между тольтекскими эпигонами в долине Мехико породила около 40 небольших политий, чье соперничество усугублялось претензиями правителей на божественное руководство и первенство. В результате эти мелкие образования постоянно формировали союзы и легко  распадались, а убийства и узурпации были рутиной.

Таков был исторический контекст, когда теночка впервые появились на сцене, причем в подчиненной и зависимой роли. К тому времени они состояли из 11 отдельных групп с собственными лидерами и божествами-покровителями, которые были объединены под эгидой Уицилопочтли. Как сами теночка, так и их лидеры имели смешанное этническое происхождение, а их выживание всецело зависело от способности предложить свои услуги и лояльность тому или другому верховному правителю, т. е. заключить с ним патрон-клиентские отношения в древнеримском смысле. В собственных мифах теночка потом настаивали, что пришли в долину Мехико после долгой и изнурительной миграции под предводительством Уицилопочтли из пещеры в мифической северной стране Астлан. Более вероятным, однако, представляется, что они ранее занимали экологически маргинальные земли к северо-западу от тольтекской столицы Тула, а мифическое озеро Астлан срисовано с озера Тескоко. Также есть серьезные основания полагать, что концепция Уицилопочтли складывалась из различных элементов, в том числе на эту концепцию повлияли божества патронов теночка - тольтекских эпигонов из города-государства Кулуакан. Сам Уицилопочтли мог быть реальным лицом, впоследствии обожествленным благодаря его роли hombre-dios, оратора и представителя божества.



Уицилопочтли. Рисунок из кодекса
В середине 14 столетия эти массы людей занимают болотистые острова у западных берегов озерной системы, поскольку на них больше никто не претендовал, а население долины и площадь возделываемых земель все росли, оставляя мало свободного места для пришлых. Острова привлекали и других иммигрантов, которые вливались в сообщество и затем принимали этническую идентичность правящего рода и культ его божества-покровителя. Жители островов не только занимались земледелием, но и активно участвовали в торговле, особенно после кризиса гидрологической системы, вызванного наводнением 1382 - 1383 гг. На новом месте были основаны две отдельные политические единицы: Мехико-Теночтитлан и Мехико-Тлателолько. Жители обоих городов называли себя ацтеками и разделяли миф о происхождении из Астлана. Однако отношения между ними всегда были неприязненными. Обе группы разделились в первой половине 14 века на почве споров о дележе земли, впоследствии Теночтитлан и Тлателолько превратились в отдельные города-государства. Тлателолько посвятил себя коммерции и превратился в крупный торговый и ритуальный центр, в то время как Теночтитлан все активнее участвовал в войнах. Поскольку оба города-государства изначально были зависимы от других сил в долине, они приняли правителей от более сильных соседей: Теночтитлан из Кулуакана, а Тлателолько от тепанекской династии Аскапоцалько. В последней четверти 14 столетия и Теночтитлан, и Тлателолько оказались под властью Аскапоцалько, тогда восходящей силы в долине, и аристократия обоих клиентских городов была включена в систему рангов элиты Аскапоцалько в обмен на военную службу. Полстолетия спустя, в 1428 г., теночка и тлателолька восстали против центра-гегемона, захватили его ресурсы и использовали их каждый для поддержания собственной политической траектории.

Путь к империи



Расположение Теночтитлана. Реконструкция
Название Аскапоцалько, Город-Муравейник, больше напоминает метафору для описания многолюдной и оживленной столицы, чем реальное имя. Вероятно, теночка решили захватить Аскапоцалько, побуждаемые истощением ресурсов на собственной ограниченной островной территории, а также из желания избавиться от власти этого города и присвоить его земли и богатства. Толчком к восстанию послужила смерть верховного правителя Аскапоцалько и начавшиеся споры по поводу прав наследования. В процессе конфликтов между различными группировками в Теночтитлане происходит переворот, очередного правителя убивают (по официальной версии его убили представители Аскапоцалько, но более вероятно, что он пал жертвой собственных родственников из боковой ветви того же правящего рода), и власть в озерном городе захватывает то ли дядя, то ли кузен убиенного правителя Ицкоатль при поддержке двух племянников - Мотекусомы и Тлакаэлеля. Эта тройка близких родственников выступала за восстание против Города-Муравейника, но их предложение не вызывало безусловной поддержки в народе. Тогда новые правители заключают с населением Теночтитлана своеобразный «социальный контракт»: в случае поражения народ отрекается от неудачливых правителей, но в случае успеха обещает верно им служить.

Видимо, подобные «социальные контракты», когда победа обеспечивала легитимность власти, а поражение отменяло ее, не были чем-то исключительным в регионе. В этом плане любопытен пример города Куэтлачтлан, который поднял восстание против ацтеков, побуждаемый соседней Тлашкалой, но был повторно захвачен ацтекской карательной экспедицией. Тогда простые жители Куэтлачтлана успешно избежали истребления, заявив, что их правители - «проклятые негодяи», которые заслуживают смерти, а сами они «простой и невежественный народ без всякого злого умысла», который просто платит дань. Так простолюдинам, по крайней мере, в этом случае, удалось успешно отречься от своей неудачливой элиты.

Успех в войне против Аскапоцалько имел решающие последствия. Генералы-победители и их доверенные компаньоны получили права на землю, труд и получение дани внутри домена побежденного Города-Муравейника. Это обеспечило высшую аристократию ресурсной базой, независящей от их постоянного оплота в Теночтитлане. Их преимущество было далее укреплено за счет завоеваний плодородной озерной зоны южной долины, включая города-государства Койоакан, Шочимилько и Куитлавак. Земля и титулы были распределены между 26 вождями и воинами, которые отличились в этих операциях. Начиная с этого периода, право распределять земли в завоеванных областях перешло в руки верховного правителя. Это давало ему определенную меру независимости и разрушало старые отношения реципрокности между правителем и управляемыми. Теперь правитель мог полагаться на принудительную выплату дани с завоеванных, взамен более интимного процесса приема «подарков» в знак политического подчинения. Возможность правителя вознаграждать как аристократов, так и отличившихся простолюдинов позволяла ему создавать элиту, обязанную исключительно ему.

Завоевание южных берегов озерной системы позволило теночка обеспечить себя поставками продовольствия. Это была зона чинампового земледелия. Чинампами называли прямоугольные платформы для выращивания растений вдоль мелких озерных берегов. Платформа делалась так: в озерное дно втыкали шесты, между шестами делали стенки из ветвей и ползучих растений, середину заполняли болотной грязью, а по периметру высаживали деревья, чтобы дополнительно укрепить платформу. Чинампа давала урожаи круглый год, не истощаясь годами. Гидротехнические сооружения для поддержания этих продуктивных возможностей охватывали площадь в 10 000 гектар болотистой местности в южной части долины, и еще тысячи гектар на юго-западе стали объектом гидравлического контроля. Озерная система долины Мехико состояла из объемов воды, расположенных на разной высоте; эта разница создавала угрозу наводнений и паводков. Более того, воды озера Тескоко в восточной части долины были очень солеными и губительными для сельского хозяйства. Таким образом, чтобы сделать долину безопасной для земледелия, надо было не только террасировать склоны окружающих гор, но и строить дамбы, каналы и акведуки, чтобы удерживать уровни воды в устойчивом состоянии и не допустить заливания чинамп, в особенности защитить их от соленой воды озера Тескоко.



Современные чинампы
Победа над Аскапоцалько позволила правителю теночка начать сооружение такой гидравлической системы. Захват южной чинамповой зоны означал, что Теночтитлан мог рассчитывать на поставки оттуда почти двух третей нужного ему продовольствия. Наконец, контроль над озерной системой подразумевал контроль над транспортными перевозками, которые осуществлялись на каноэ. Укрепившийся контроль над озерной системой через гидравлическое земледелие и водный транспорт способствовал дальнейшему объединению долины и обеспечивал экологический базис для экспансии теночка.

В конечном итоге этот сдвиг к опоре на внешние ресурсы изменил природу Теночтитлана, сделав его куда более космополитичным, чем любой из окружавших его городов-государств.

Консолидация

Победа над Аскапоцалько повлекла также и внутренние политические изменения. Если до узурпации власть в Теночтитлане передавалась по прямой линии от отца к сыну, то после восстания линия неудачливого убиенного правителя была исключена из наследования, и новый тлатоани (дословно «оратор») стал избираться из представителей оставшихся боковых линий царского рода. Фактически его выбирало ближайшее окружение. Первым верховным правителем после победы был избран возглавивший войну против Аскапоцалько Ицкоатль, несмотря на то, что был сыном рабыни. Тлатоани опирался на совет из четырех близких родственников, один из которых в нормальной ситуации избирался следующим правителем.

Став тлатоани, Ицкоатль приказал уничтожить старые летописи и создать вместо них новые кодексы. Такие ревизии не были чем-то необычным в месоамериканской истории. В данном случае переписывание могло преследовать несколько целей. Во-первых, укрепить новые правила наследования внутри царского рода, окончательно отодвинув от престола потомков прямой линии в пользу боковых ветвей. Во-вторых, заглушить голоса других боговдохновенных лидеров путем концентрации календарного ритуала в руках победоносной хунты. Третьим мотивом могло быть желание стереть память о подчиненном прошлом теночка и представить их как избранный народ, самой судьбой назначенный править Месоамерикой, как предсказывал их верховный бог Уицилопочтли. Это ведет к четвертому мотиву, а именно поставить притязания бога-покровителя теночка Уицилопочтли выше притязаний Кецалькоатля. Поскольку Кецалькоатль изображался как верховный предок аристократии, который взял на себя руководство соперничающими военно-политическими группами после крушения тольтекской политии, уход Кецалькоатля в тень также ослаблял претензии на власть его многочисленных последователей. Ицкоатль, теперь тлатоани и оратор, говорящий от лица Уицилопочтли, был не готов делить власть с альтернативными претендентами. Впрочем, каковы бы ни были мотивы данного переписывания истории, в результате него многие детали прошлого теночка оказались покрыты мраком неизвестности.

Если Ицкоатль был инициатором политической консолидации вокруг фигуры центрального правителя, то его преемник Мотекусома был ее главным архитектором. Он сакрализировал фигуру правителя, а также ввел правила, кому как одеваться в соответствии со статусом. Мотивом этой кодификации, согласно Дурану, было то, что Теночтитлан теперь включал «чужаков наравне с местными уроженцами» и что «этикет и хорошие манеры, режим и порядок… в столь великом городе» требуют «чтобы все жили в соответствии со своим статусом и проявляли уважение… к властям и великим лордам королевства».

Идеологическая роль войны

Правитель был прежде всего полководцем. В мифической истории и идеологической пропаганде теночка центральным мотивом ведения войны объявлялся захват пленных для жертвоприношений, и простолюдины могли сделать военную карьеру именно через захват пленных, став в результате членом военного «ордена» - элитной части войск. При этом войны, направленные на завоевание, планировались вполне прагматично: сбор разведданных, планирование и подготовка, мобилизация и развертывание больших организованных армий в нужное время в нужном месте. Атака начиналась с тучи стрел и камней из пращ, за обстрелом следовало наступление военных орденов, за которыми шли организованные подразделения армии. У каждого формирования был свой штандарт, они ориентировались на сигналы труб и барабанов. После того, как армии сходились врукопашную, у некоторых воинов появлялась возможность захватить пленных, которых потом приводили домой и приносили в жертву. И если захват пленных едва ли оказывал большое влияние на начало и исход битвы, он мог играть ключевую роль в деле мотивации отдельных воинов, которые в итоге могли получить общественное признание, подарки из рук правителя и возможность занимать определенные должности.



Ацтекский деревянный барабан
Часть 2
Часть 3

история, книги, мезоамерика

Previous post Next post
Up