Иероглифы состоят из элементов. Построение иероглифов из элементов похоже на построение детской башенки из кубиков. Есть элементы-кубики, которые лучше смотрятся сверху башни, другие же удобнее ставить в основание.
При этом есть некоторые элементы, которые как бы декоративно ставятся справа и с лева, они являются зеркальным отражением друг друга. Некоторые из них видно довольно явно, другие не столь понятны незнающему человеку. За века начертания иероглифов изменились, и изначальная форма очень мало похожа на современные угловатые печатные иероглифы.
Например, легко узнаваема пара в знаке 北. Классически этот знак толкуется как рисунок двух сидящих спинами друг к другу людей:
Из малопонятных зеркальных элементов можно привести верхнюю часть в знаке 奉. Отдельно этот элемент не используется. Трудно разглядеть в этом пару рук, но их хорошо видно в старом стиле написания:
Объяснения парной природы таких элементов можно найти в иероглифических словарях, дающих толкование происхождения знаков, таких, как 漢字源 ("КАНДЗИГЭН").
Необходимо отметить. что подобные зеркальные элементы в основном встречаются среди знаков, имеющих рисуночное происхождение. Как правило, два таких элемента обозначали что-то парное, правое и левое - две руки, пара створок ворот.
Отдельных исследований таких элементов нам не известно, так что всё что будет тут излагаться - больше личные наблюдения и выводы.
Далее попробуем рассмотреть такие элементы более подробно.
Итак, для начала рассмотрим более подробно элементы "руки", уже упоминавшися выше.
Вариантов ихображения рук в иероглифах рисуночного происхождения несколько. Все они иявяются изображениями кистей рук.
1.
В уже приводившемся примере знака 奉 руки на самом деле три, но интересующая нас пара - это только верхняя часть иероглифа, без нижнего элемента キ.
Толкование иероглифа - изображение рук, держащих нечто (элемент 半), что подносят богам.
2. Элемент
.
В современном написании этот элемент смешался с ключом "ступка"臼.
Разница - в порядке черт и их количестве (в "ступке" ничжняя черта - одна закрывающая, пишется последней).
Этот ключ встречается в таких иероглифах, как 臾и 興, в них четко видна раздельность двух рук.
Толкование элемента - две руки, ладонями направленные друг к другу, между ними вкладывается подношение.
Объяснения из старых китайских словарей можно посмотреть
тут.
В обоих этих вариантах изображение двух рук связано с идеей подношения. В современной Японии, как и во всей Азии, до сих пор принято в знак вежливости подавать что-то обеими руками.
Далее - варианты изображения рук по отдельности.
3. Собственно знак 又.
Вариант его написания -
.
Это - схематичное изображение кисти руки - пальцы, ладонь и запястье.
Существует как отдельный знак и как элемент в таких иероглифах, как 支и 反.
Далее - варианты этой же правой руки.
4.
в верхней правой части иероглифа 祭и других.
Левая верхняя часть - сокращенный вариант написания знака 肉.
Этот вариант написания - сокращение от знака 又, "правая рука" (сокращена нижняя левая часть).
5. メ- это более упрощенный и распрямленный вариант той же правой руки.
Встречается в таких знаках, как 史и 父.
6. ヨ либо
Встречается в таких знаках, как 聿и 尋
7.
Встречается в таких иероглифах, как右 и 有.
О приключениях этого элемента с его парным "левым" в разных иероглифах смотрите отдельную тему
"Правый и левый".
Часть 2 Часть 3