Т.е. Вы согласны, что воля у Христа все-таки одна (ибо Один Волящий, а воля - свойство волящего), но двояко проявляется в зависимости от того, она действует через божественую или через человеческую природу? Т.е. Вы согласны с вышеприведенной цитатой из Нерсеса Шнорали: "О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная - иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое" ?
/Но даже если говорить об "одной воле", а лучше об "единой Богочеловеческой воле" Христа и при этом подразумевать (или чётко оговаривать) то, что у Христа есть не только Божеский ум, но и тварный ум (наличествующий не просто теорически, но и практически себя выражающий в желаниях и действиях), то ничего криминального в самой по себе фразе "единая воля" я не вижу
( ... )
Ваша главная ошибка, ваша, не лично Ваша, а обще-максимитская, в том, что свобода воли была у человека всегда, и еще до грехопадения. Само грехопадение, есть следствие свободной воли, когда человек отнюдь не был запрагромирован на "только добро". У него был выбор между вкусить запретного плода, или послушаться Бога. И обратите внимание на Откровение - "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт.3:6) Плод дерева был ВОЖДЕЛЕН, т.е. желан, и воля человека была в ВЫБОРЕ - съесть или не съесть.
Оригинальная версия. Такая вся прям "философская" ))) Но, не христианская. Богу не нужны "добрые" зомби. Ему нужны свободные люди, когда человек добровольно, т.е. при свободной воле, избирает стремление к Богу, а не вынужден быть с Богом по причине отсутствия иных вариантов...
вот вы правильно заметили о различение определения терминов для воли - ну могли бы так предположить и про гноми - исповедник писал до Дамаскина - у Дамаскина гноми это процесс мышления связанный с чувствами или давлением природы... не знаю цитировал ли Дамаскин Максима -но очевидно что просто изъятие колебания мышления между греховным и не греховным выбором сам процесс мышления не ликвидирует обязательно -то есть отрицание гноми -отрицание колебания в мышлении - это логично связано с тем что писал Дамаскин в других местах
( ... )
+++ када христиане поймут что догматы это не выражение истины а попытка определить границы возможного познания может опять начнут жить дружнее(правда есть ищо каноническое право бггг..с преданием...бгггг)-
Вот, кабы вложить это в головы ключникам.... но, не получится, т.к. если они с этим согласятся, то у них пропадет смысл жизни. Для них не Христос важен, а то, что они сами в "православной истине", а остальные "злобные еретики". Без таких маленьких человеческих радостей, ключникам век воли не видать...
дело не только в радостях - скажем так неоплатонический подход оправдывает визионерство - любое - это удобно...в любой конфессии... в этом плане хуже всем на западе католикам с протестантами -они это все еще и догматизируют сходу...
Штука в том, что дифизитство-дифелитство в ортодоксальном богословии кирилловского розливу проблемы человечности Христа не решает. Потому что на более высоком, чем природный - ипостасном - уровне Христос в ортодоксии не человек, а Божественный Логос. И "две природы" - это уже латание дыры, чтобы хоть как-то христологический парадокс спасти. Пусть хоть на природном уровне будет человек.
Штука, на самом деле, в том, что та мысль, которую Вы излагаете, не имеет никакого отношения к ортодоксии. В ортодоксальном богословии «кирилловского розливу» Христос (ипостась) - это не просто Божественный Логос, а Логос воплощенный, т. е. Богочеловек
( ... )
Ну да. Ну и как у Него в этом понимании с конечной человеческой свободой? О проблеме "воплощенного Логоса", кстати, очень хорошо у Тиллиха во 2-м томе "Систематической теологии". Мейендорф пробовал было его пинать, да мимо кассы.
+++Ну и как у Него в этом понимании с конечной человеческой свободой?+++
Не понимаю смысла вопроса.
+++О проблеме "воплощенного Логоса", кстати, очень хорошо у Тиллиха во 2-м томе "Систематической теологии".+++
Я не читал Тиллиха. Но я читал и Кирилла, и Дамаскина, и других ортодоксальных дифелитов. Никаких рассуждений о природных и ипостасных «уровнях» (да еще и противопоставления их друг другу) у них и в помине нет. Это все придумки «отцов-персоналистов» ХХ века.
Как думаете, можно ли сказать, что богословие Максима строится на представлениях о такой трансцендентности Бога, которая отрицает в нём любой антропоморфизм? Т.е. Бог не смотрит, не дышит, не ест, не пьёт и, наконец, не желает, ибо так думать о Нём недостойно. Соответственно, если Иисус - единосущный с Отцом и Духом Бог, то и желать он как Богочеловек не может. Или в основе его богословия лежит какая-то другая предпосылка?
Comments 76
???
И для преп.Максима, и для РПЦ МП волит ипостась Христа (и именно ипостась), а не природы Христа. Ипостась волит по двум Своим природам.
Reply
"О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная - иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое" ?
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Вот, кабы вложить это в головы ключникам.... но, не получится, т.к. если они с этим согласятся, то у них пропадет смысл жизни. Для них не Христос важен, а то, что они сами в "православной истине", а остальные "злобные еретики". Без таких маленьких человеческих радостей, ключникам век воли не видать...
Reply
Reply
И "две природы" - это уже латание дыры, чтобы хоть как-то христологический парадокс спасти. Пусть хоть на природном уровне будет человек.
Reply
Reply
О проблеме "воплощенного Логоса", кстати, очень хорошо у Тиллиха во 2-м томе "Систематической теологии". Мейендорф пробовал было его пинать, да мимо кассы.
Reply
Не понимаю смысла вопроса.
+++О проблеме "воплощенного Логоса", кстати, очень хорошо у Тиллиха во 2-м томе "Систематической теологии".+++
Я не читал Тиллиха. Но я читал и Кирилла, и Дамаскина, и других ортодоксальных дифелитов. Никаких рассуждений о природных и ипостасных «уровнях» (да еще и противопоставления их друг другу) у них и в помине нет. Это все придумки «отцов-персоналистов» ХХ века.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment